Кредитный анализ предприятия – исследование компании, которое проводится с целью определения ее способности выполнять кредитные обязательства.
Кредитный анализ включает в себя:
- исследование того, как потенциальный заемщик обосновывает необходимость получения займа;
- анализ отчетности предприятия;
- рассмотрение плана будущих финансовых потоков, поступления платежей;
- стрессовый анализ организации на случай неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры;
- исследование положения заемщика на рынке относительно конкурентов;
- оценка менеджмента на предприятии, способности руководства находить правильные решения и достигать положительных результатов;
- определение возможных условий предоставления кредита: его суммы, процентов, срока, обеспечения залогом, наложения тех или иных ограничений на заемщика при предоставлении ссуды.
Решающий фактор в решении о выдаче займа – финансовое состояние заемщика. При этом тщательному исследованию подвергается структура активов и пассивов. Проводится анализ денежных потоков, финансовой устойчивости предприятия. Оценивается эффективность деятельности компании в целом.
Помимо отдельного предприятия, при правильно проводимом кредитном анализе изучаются также положение и перспективы всей отрасли.
В развитых странах существует практика оценки индивидуальной кредитоспособности клиента через пять С:
1. Сustomer’s character – характер клиента, т. е. его деловая репутация, в т. ч. его желание расплачиваться по займам.
2. Capacity to pаy – платежеспособность, возможность выполнять свои обязательства исходя из данной экономической ситуации и положения бизнеса.
3. Collateral – обеспечение, причем речь идет не только о залоге того или иного имущества, но также и о тех активах, на которые может быть обращено взыскание в случае неблагоприятной рыночной ситуации.
4. Capital – капитал, т. е. прежде всего собственные средства клиента, которые вложены в дело самостоятельно до получения кредита.
5. Current business condition – текущее положение, о котором можно узнать, проводя кредитный анализ текущей отчетности предприятия.
В реальности такой подход все чаще применяется и в России. Прежде чем выдать кредит предприятию, банки точно так же оценивают репутацию заемщиков – владельцев бизнеса, их личную платежеспособность.
Кредитный анализ служит для того, чтобы, во-первых, определить, возможно ли в принципе предоставление тому или иному клиенту займа. А, во-вторых, в результате исследования устанавливается максимальная сумма кредита для каждого потенциального заемщика.
Кроме того, клиенты могут быть квалифицированы по группам, исходя из уровня риска, который связан с их кредитованием. Профессиональным кредитным анализом (помимо банков при предоставлении ссуд) занимаются также рейтинговые агентства.