совокупность гос. актов, направленных на изменение форм кредита и методов кредитования, структуры кредитной системы, действующих в той или иной стране (см. также Кредитные системы капиталистических стран, Кредитные системы социалистических стран).
К. р. в капиталистич. странах в эпоху домонополистич. капитализма имели целью приспособить кредитные системы к потребностям быстро растущих пром-сти и торговли. Примером может служить К. р. 1860 в России, в результате к-рой старые кредитные учреждения - Гос. коммерч. банк и Гос. земельный банк - были ликвидированы, а вместо них с целью оживления торговли и упрочения кредитной системы создан новый Госбанк. В Великобритании в результате проведённой в 1844 К. р. на основе «Акта Р. Пиля» Английский банк был превращён в банк банков, осуществляющий, наряду с др. функциями, финанс. поддержку частных коммерч. банков.
В условиях империализма К. р. проводятся как часть комплекса мероприятий по гос.-монополистич. регулированию экономики в интересах финанс. олигархии, использующей вмешательство гос-ва в сферу кредита. Так, К. р. 1913 в США, в результате к-рой была создана Федеральная резервная система, сконцентрировала рассеянные по всей стране кредитные ресурсы в едином банковском центре, контроль над к-рым осуществляет крупный монополистич. капитал.
Одной из форм К. р. в капиталистич. гос-вах является частичная национализация банков, к-рая, хотя и приводит к расширению государственного сектора в кредитной сфере, не затрагивает существа кредитных отношений.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 в ходе К. р. в ряде капиталистич. стран гос. сектор в кредитной сфере значительно расширился прежде всего в результате капиталистич. национализации центр. эмиссионных банков. В нек-рых странах, напр. в Италии и Франции, были национализированы не только эмиссионные банки, но и отд. коммерч. банки и др. кредитные учреждения. К нач. 70-х гг. в Италии и Франции на долю гос. и полугос. кредитных учреждений приходилась большая часть активов всей кредитной системы. В ФРГ доля гос. сектора в кредитной сфере составила половину всех активов.
В итоге проводимых в капиталистич. гос-вах К. р. происходит дальнейшая концентрация и централизация банковского капитала, повышается роль центр. эмиссионных банков, к-рые превращаются в важные инструменты экономич. политики. Так, напр., центр. эмиссионный банк Италии совместно с Межминистерским к-том по сбережениям и кредиту контролирует открытие новых коммерч. банков, величину их акц. капитала, направление их кредитных ресурсов, условия сделок и т. п. Во Франции эти функции осуществляют спец. правительственные к-ты по контролю за деятельностью банков.
В развивающихся странах К. р. направлены на создание нац. кредитных систем. После завоевания независимости в этих странах созданы нац. центр. эмиссионные банки, на к-рые возложены функции регулирования ден. обращения и осуществления политики гос-ва в области кредита. В Египте, Сирии, Замбии, Ливии, Гвинее, Танзании, Алжире и др. К. р. носили антиимпериалистич. характер. В этих странах были национализированы наиболее крупные иностр. банки. В нек-рых развивающихся странах К. р. приобретают характер демократич. преобразований: пр-ва проводят политику огосударствления кредитных систем путём национализации частных коммерч. банков и др. кредитных учреждений. Так, в Египте в ходе К. р. в 1961 были национализированы все частные банки и страховые компании. В Сирии в 1963 были национализированы частные коммерч. банки и страховые компании. В Индии в 1969 проведена национализация 14 крупнейших коммерч. банков, а в мае 1971 - 42 частных страховых компаний из 106 действовавших в стране.
К. р. в развивающихся странах вносят изменения в формы и методы кредитования. Широкое распространение в нек-рых странах получили кредиты нац. корпораций развития. Результатом огосударствления кредитных систем в ряде стран является применение форм льготного кредитования. В Индии национализация крупнейших коммерч. банков позволила пр-ву осуществлять программу льготного кредитования мероприятий по развитию отсталых р-нов страны. Процентные ставки для льготных кредитов были установлены в 1969 на уровне 6% годовых (вместо 8%), срок погашений этих кредитов увеличен до 15 - 20 лет (вместо 10 - 15); при этом льготный период погашения увеличен с 3 до 5 лет.
В СССР и др. социалистич. странах К. р. являются выражением экономич. политики гос-ва, направленной на развитие и совершенствование социалистической экономики (см. также Кредитная политика).
Примером К. р., направленной на изменение форм кредита и методов кредитования, является К. р. 1930 в СССР. С переходом к политике индустриализации страны и коллективизации с. х-ва возникла необходимость мобилизации крупных ден. ресурсов. К. р. была осуществлена в соответствии с пост, пр-ва СССР от 30 янв. 1930. Результат К. р. - переход от непланируемого заранее коммерч. кредита к системе планируемого банковского кредитования. Гос. и кооперативным предприятиям и орг-циям запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Предприятия, не имеющие денег для оплаты приобретаемых товаров, обязаны были заимствовать необходимые ден. средства в банке.
К. р. внесла изменения не только в формы кредита, но и в методы кредитования. До реформы был распространён метод косвенного банковского кредитования. Денежные средства, необходимые для расчётов за приобретаемые товары, выдавались банками не предприятию-покупателю, которое нуждалось в деньгах, а предприятию-поставщику. После К. р. банковский кредит предоставлялся предприятиям-покупателям.
В результате К. р. был осуществлён также переход к непосредственному кредитованию предприятий и орг-ций. До реформы банковский кредит предоставлялся гл. обр. синдикатам, трестам, кооперативным объединениям и другим хоз. орг-циям. Полученные в банке кредиты передавались синдикатами и трестами подчинённым им предприятиям. Это было обусловлено тем. что до 1930 на хозрасчёт было переведено сравнительно небольшое количество предприятий. Снабжение предприятий топливом, сырьём и др. материалами, а также реализация произведённой продукции осуществлялись синдикатами и трестами и они же пользовались банковским кредитом, учитывая в банках полученные от покупателей векселя.
К. р. способствовала сосредоточению краткосрочного кредитования в Госбанке СССР, который стал обслуживать почти все пром. предприятия (за исключением предприятий местного подчинения), предприятия и орг-ции гос. и кооперативной торговли и материально-технич. снабжения. Опыт проведения К. р. в СССР широко был использован др. социалистич. странами. Обобщение практики кредитования социалистич. предприятий в СССР позволило этим странам сократить период использования коммерч. кредита (в СССР этот период продолжался ок. 9 лет, в большинстве социалистич. стран - ок. 5 лет) и быстрее перейти к системе планируемого кредита.
Первой из европ. социалистич. стран К. р. провела Польша (1947), затем Чехословакия (1948), Албания (1949), ГДР (1949), Румыния (1950), Болгария (1951). Венгрия (1952). В Югославии реформа была осуществлена в 1948, но в 50-х гг. по нек-рым сделкам было вновь разрешено коммерч. кредитование. В КНР постановление о ликвидации коммерч. кредита во взаимоотношениях между социалистич. предприятиями было принято в 1950, но оно было в известной степени формальным, т. к. в нар. х-ве не сложились экономич. предпосылки для проведения К. р. Кроме того, гос. предприятиям разрешалось выдавать авансы гос.-капиталистич. и частнокапиталистич. предприятиям, что означало по существу не что иное, как коммерч. кредитование. Эта форма кредита была отменена только в нач. 60-х гг. В КНДР пост, о ликвидации коммерч. кредита принято в 1949, но в частнокапиталистич. секторе коммерч. кредит сохранялся до 1958.
В СССР К. р., направленные на изменение структуры кредитной системы, реорганизацию функционирующих кредитных учреждений, были дополнительно проведены в 1932 и 1959. В 1932 были организованы четыре спец. банка долгосрочных вложений (Промбанк, Всекобанк, Соцзембанк, Цекомбанк), к-рым было поручено финансирование и долгосрочное кредитование капитальных затрат. Краткосрочное кредитование предприятий и хоз. организаций было оставлено за Госбанком СССР. Ранее (до 1932) кредитная система страны функционировала по принципу отраслевой специализации, соответствующие банки осуществляли одновременно и краткосрочное и долгосрочное кредитование одной или нескольких отраслей нар. х-ва (пром-сть, транспорт, с. х-во, торговля).
Новая реорганизация кредитной системы страны была произведена в апр. 1959. Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а Промбанк реорганизован в Банк финансирования капитального строительства (Стройбанк СССР). Функции упразднённых банков были распределены между Госбанком СССР и Стройбанком СССР. Финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений в пром-сть, транспорт и связь, гос. торговлю, заготовит., сбытовые и снабженч. орг-ции, жил. и коммунальное х-во в городах и рабочих посёлках было поручено Стройбанку СССР. Финансирование капитальных затрат совхозов и др. гос. с.-х. предприятий, долгосрочное кредитование капитальных затрат колхозов и потребительской кооперации, финансирование и кредитование жил., коммунального и культурно-бытового строительства в сел. местности было возложено на Госбанк СССР, который после кредитной реформы 1959 стал банком смешанного типа, осуществляющим наряду с краткосрочным кредитованием финансирование и долгосрочное кредитование капитальных затрат. Функционировавший с 1932 Всесоюзный кооперативный банк был сначала переименован в Банк финансирования и кредитования торговли (Торгбанк), а затем в 1957 упразднён, и его функции были переданы др. специальным банкам долгосрочных вложений.
К. р., направленные на изменение структуры кредитной системы, были проведены и в ряде др. социалистич. стран. После обобществления банков (см. Национализация банков) в этих странах был реорганизован банковский аппарат, объединены и слиты выполнявшие одинаковые функции банки, разграничены между ними функции. Ярко выраженными К. р. этого типа были реформы, проведённые в Болгарии и Венгрии. В Болгарии (дек. 1947) два банка - Болгарский земледельч. и кооперативный банк и депозитный банк Болгарский кредит - были объединены с Болгарским народным банком. Болгарский ипотечный банк был ликвидирован, а его активы и пассивы были переданы вновь созданному Болгарскому инвестиционному банку.
Проведённая в 1952 вторая К. р. позволила осуществить функциональную специализацию банковского аппарата. Краткосрочное кредитование было сосредоточено в Болгарском народном банке, а финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений - в Болгарском инвестиционном банке. В Венгрии К. р. по слиянию и ликвидации некоторых национализированных банков проводилась на протяжении 1948 - 49. Её результатом была чёткая функциональная специализация банковского аппарата« В стране ныне действуют три банка: Национальный банк, Банк капитальных вложений и Банк внешней торговли.
Если в 50-х гг. в европ. социалистич. странах К. р. проводились с целью осуществления функциональной специализации банковского аппарата, то в 60-е гг. в нек-рых социалистич. странах были проведены К. р., направленные на восстановление отраслевой специализации банков. Так, в ГДР (1968) созданы два отраслевых банка - Промышленно-торговый и Сельскохозяйственный, к-рые выполняют функции как по краткосрочному и долгосрочному кредитованию, так и по финансированию капитальных вложений пром-сти, с. х-ва и внутр. торговли. Немецкий эмиссионный банк стал играть роль банка банков, а Инвестиционный банк был упразднён.
КРЕДИТНЫЕ РЕФОРМЫ
КРЕДИТНЫЕ РЕФОРМЫ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.