КРЕДИТНЫЕ РЕФОРМЫ

Найдено 1 определение
КРЕДИТНЫЕ РЕФОРМЫ
совокупность гос. актов, направленных на изменение форм кредита и методов кредитования, структуры кредитной системы, действующих в той или иной стране (см. также Кредитные системы капиталистических стран, Кредитные системы социалистических стран).
К. р. в капиталистич. странах в эпоху домонополистич. капитализма имели целью приспособить кредитные системы к потребностям быстро растущих пром-сти и торговли. Примером может служить К. р. 1860 в России, в результате к-рой старые кредитные учреждения - Гос. коммерч. банк и Гос. земельный банк - были ликвидированы, а вместо них с целью оживления торговли и упрочения кредитной системы создан новый Госбанк. В Великобритании в результате проведённой в 1844 К. р. на основе «Акта Р. Пиля» Английский банк был превращён в банк банков, осуществляющий, наряду с др. функциями, финанс. поддержку частных коммерч. банков.
В условиях империализма К. р. проводятся как часть комплекса мероприятий по гос.-монополистич. регулированию экономики в интересах финанс. олигархии, использующей вмешательство гос-ва в сферу кредита. Так, К. р. 1913 в США, в результате к-рой была создана Федеральная резервная система, сконцентрировала рассеянные по всей стране кредитные ресурсы в едином банковском центре, контроль над к-рым осуществляет крупный монополистич. капитал.
Одной из форм К. р. в капиталистич. гос-вах является частичная национализация банков, к-рая, хотя и приводит к расширению государственного сектора в кредитной сфере, не затрагивает существа кредитных отношений.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 в ходе К. р. в ряде капиталистич. стран гос. сектор в кредитной сфере значительно расширился прежде всего в результате капиталистич. национализации центр. эмиссионных банков. В нек-рых странах, напр. в Италии и Франции, были национализированы не только эмиссионные банки, но и отд. коммерч. банки и др. кредитные учреждения. К нач. 70-х гг. в Италии и Франции на долю гос. и полугос. кредитных учреждений приходилась большая часть активов всей кредитной системы. В ФРГ доля гос. сектора в кредитной сфере составила половину всех активов.
В итоге проводимых в капиталистич. гос-вах К. р. происходит дальнейшая концентрация и централизация банковского капитала, повышается роль центр. эмиссионных банков, к-рые превращаются в важные инструменты экономич. политики. Так, напр., центр. эмиссионный банк Италии совместно с Межминистерским к-том по сбережениям и кредиту контролирует открытие новых коммерч. банков, величину их акц. капитала, направление их кредитных ресурсов, условия сделок и т. п. Во Франции эти функции осуществляют спец. правительственные к-ты по контролю за деятельностью банков.
В развивающихся странах К. р. направлены на создание нац. кредитных систем. После завоевания независимости в этих странах созданы нац. центр. эмиссионные банки, на к-рые возложены функции регулирования ден. обращения и осуществления политики гос-ва в области кредита. В Египте, Сирии, Замбии, Ливии, Гвинее, Танзании, Алжире и др. К. р. носили антиимпериалистич. характер. В этих странах были национализированы наиболее крупные иностр. банки. В нек-рых развивающихся странах К. р. приобретают характер демократич. преобразований: пр-ва проводят политику огосударствления кредитных систем путём национализации частных коммерч. банков и др. кредитных учреждений. Так, в Египте в ходе К. р. в 1961 были национализированы все частные банки и страховые компании. В Сирии в 1963 были национализированы частные коммерч. банки и страховые компании. В Индии в 1969 проведена национализация 14 крупнейших коммерч. банков, а в мае 1971 - 42 частных страховых компаний из 106 действовавших в стране.
К. р. в развивающихся странах вносят изменения в формы и методы кредитования. Широкое распространение в нек-рых странах получили кредиты нац. корпораций развития. Результатом огосударствления кредитных систем в ряде стран является применение форм льготного кредитования. В Индии национализация крупнейших коммерч. банков позволила пр-ву осуществлять программу льготного кредитования мероприятий по развитию отсталых р-нов страны. Процентные ставки для льготных кредитов были установлены в 1969 на уровне 6% годовых (вместо 8%), срок погашений этих кредитов увеличен до 15 - 20 лет (вместо 10 - 15); при этом льготный период погашения увеличен с 3 до 5 лет.
В СССР и др. социалистич. странах К. р. являются выражением экономич. политики гос-ва, направленной на развитие и совершенствование социалистической экономики (см. также Кредитная политика).
Примером К. р., направленной на изменение форм кредита и методов кредитования, является К. р. 1930 в СССР. С переходом к политике индустриализации страны и коллективизации с. х-ва возникла необходимость мобилизации крупных ден. ресурсов. К. р. была осуществлена в соответствии с пост, пр-ва СССР от 30 янв. 1930. Результат К. р. - переход от непланируемого заранее коммерч. кредита к системе планируемого банковского кредитования. Гос. и кооперативным предприятиям и орг-циям запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Предприятия, не имеющие денег для оплаты приобретаемых товаров, обязаны были заимствовать необходимые ден. средства в банке.
К. р. внесла изменения не только в формы кредита, но и в методы кредитования. До реформы был распространён метод косвенного банковского кредитования. Денежные средства, необходимые для расчётов за приобретаемые товары, выдавались банками не предприятию-покупателю, которое нуждалось в деньгах, а предприятию-поставщику. После К. р. банковский кредит предоставлялся предприятиям-покупателям.
В результате К. р. был осуществлён также переход к непосредственному кредитованию предприятий и орг-ций. До реформы банковский кредит предоставлялся гл. обр. синдикатам, трестам, кооперативным объединениям и другим хоз. орг-циям. Полученные в банке кредиты передавались синдикатами и трестами подчинённым им предприятиям. Это было обусловлено тем. что до 1930 на хозрасчёт было переведено сравнительно небольшое количество предприятий. Снабжение предприятий топливом, сырьём и др. материалами, а также реализация произведённой продукции осуществлялись синдикатами и трестами и они же пользовались банковским кредитом, учитывая в банках полученные от покупателей векселя.
К. р. способствовала сосредоточению краткосрочного кредитования в Госбанке СССР, который стал обслуживать почти все пром. предприятия (за исключением предприятий местного подчинения), предприятия и орг-ции гос. и кооперативной торговли и материально-технич. снабжения. Опыт проведения К. р. в СССР широко был использован др. социалистич. странами. Обобщение практики кредитования социалистич. предприятий в СССР позволило этим странам сократить период использования коммерч. кредита (в СССР этот период продолжался ок. 9 лет, в большинстве социалистич. стран - ок. 5 лет) и быстрее перейти к системе планируемого кредита.
Первой из европ. социалистич. стран К. р. провела Польша (1947), затем Чехословакия (1948), Албания (1949), ГДР (1949), Румыния (1950), Болгария (1951). Венгрия (1952). В Югославии реформа была осуществлена в 1948, но в 50-х гг. по нек-рым сделкам было вновь разрешено коммерч. кредитование. В КНР постановление о ликвидации коммерч. кредита во взаимоотношениях между социалистич. предприятиями было принято в 1950, но оно было в известной степени формальным, т. к. в нар. х-ве не сложились экономич. предпосылки для проведения К. р. Кроме того, гос. предприятиям разрешалось выдавать авансы гос.-капиталистич. и частнокапиталистич. предприятиям, что означало по существу не что иное, как коммерч. кредитование. Эта форма кредита была отменена только в нач. 60-х гг. В КНДР пост, о ликвидации коммерч. кредита принято в 1949, но в частнокапиталистич. секторе коммерч. кредит сохранялся до 1958.
В СССР К. р., направленные на изменение структуры кредитной системы, реорганизацию функционирующих кредитных учреждений, были дополнительно проведены в 1932 и 1959. В 1932 были организованы четыре спец. банка долгосрочных вложений (Промбанк, Всекобанк, Соцзембанк, Цекомбанк), к-рым было поручено финансирование и долгосрочное кредитование капитальных затрат. Краткосрочное кредитование предприятий и хоз. организаций было оставлено за Госбанком СССР. Ранее (до 1932) кредитная система страны функционировала по принципу отраслевой специализации, соответствующие банки осуществляли одновременно и краткосрочное и долгосрочное кредитование одной или нескольких отраслей нар. х-ва (пром-сть, транспорт, с. х-во, торговля).
Новая реорганизация кредитной системы страны была произведена в апр. 1959. Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а Промбанк реорганизован в Банк финансирования капитального строительства (Стройбанк СССР). Функции упразднённых банков были распределены между Госбанком СССР и Стройбанком СССР. Финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений в пром-сть, транспорт и связь, гос. торговлю, заготовит., сбытовые и снабженч. орг-ции, жил. и коммунальное х-во в городах и рабочих посёлках было поручено Стройбанку СССР. Финансирование капитальных затрат совхозов и др. гос. с.-х. предприятий, долгосрочное кредитование капитальных затрат колхозов и потребительской кооперации, финансирование и кредитование жил., коммунального и культурно-бытового строительства в сел. местности было возложено на Госбанк СССР, который после кредитной реформы 1959 стал банком смешанного типа, осуществляющим наряду с краткосрочным кредитованием финансирование и долгосрочное кредитование капитальных затрат. Функционировавший с 1932 Всесоюзный кооперативный банк был сначала переименован в Банк финансирования и кредитования торговли (Торгбанк), а затем в 1957 упразднён, и его функции были переданы др. специальным банкам долгосрочных вложений.
К. р., направленные на изменение структуры кредитной системы, были проведены и в ряде др. социалистич. стран. После обобществления банков (см. Национализация банков) в этих странах был реорганизован банковский аппарат, объединены и слиты выполнявшие одинаковые функции банки, разграничены между ними функции. Ярко выраженными К. р. этого типа были реформы, проведённые в Болгарии и Венгрии. В Болгарии (дек. 1947) два банка - Болгарский земледельч. и кооперативный банк и депозитный банк Болгарский кредит - были объединены с Болгарским народным банком. Болгарский ипотечный банк был ликвидирован, а его активы и пассивы были переданы вновь созданному Болгарскому инвестиционному банку.
Проведённая в 1952 вторая К. р. позволила осуществить функциональную специализацию банковского аппарата. Краткосрочное кредитование было сосредоточено в Болгарском народном банке, а финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений - в Болгарском инвестиционном банке. В Венгрии К. р. по слиянию и ликвидации некоторых национализированных банков проводилась на протяжении 1948 - 49. Её результатом была чёткая функциональная специализация банковского аппарата« В стране ныне действуют три банка: Национальный банк, Банк капитальных вложений и Банк внешней торговли.
Если в 50-х гг. в европ. социалистич. странах К. р. проводились с целью осуществления функциональной специализации банковского аппарата, то в 60-е гг. в нек-рых социалистич. странах были проведены К. р., направленные на восстановление отраслевой специализации банков. Так, в ГДР (1968) созданы два отраслевых банка - Промышленно-торговый и Сельскохозяйственный, к-рые выполняют функции как по краткосрочному и долгосрочному кредитованию, так и по финансированию капитальных вложений пром-сти, с. х-ва и внутр. торговли. Немецкий эмиссионный банк стал играть роль банка банков, а Инвестиционный банк был упразднён.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
3.78 мб

Реформа кредитной денежной системы

Кауфман Илларион Игнатьевич
Читать PDF
624.63 кб

Результаты реформы либерализации кредитного рынка

Зухба Д. С., Шпинёва Е. В.
В данной статье рассмотрен процесс либерализации кредитных рынков разных стран и основные инструменты проведения реформы. Отображено влияние финансовой либерализации на экономический рост наиболее развитых стран.
Читать PDF
712.59 кб

Реформирование денежно-кредитной политики банка России

Квашнин Сергей Сергеевич
В статье рассматриваются основополагающие принципы денежно-кредитной политики Банка России. Указываются их деструктивные последствия для экономики страны, выражающиеся в невыгодных условиях хозяйствования и низком уровне жизни.
Читать PDF
79.71 кб

Крестьянская реформа в России 1861 г. : кредитно-денежный аспект

Каленюк Людмила Витальевна
In the article, it is assumed that there were relationship between the credit institutions reorganization and the rural reform of 1861. Before the rural reform, Russian Government decided to reorganize existed credit institutions.
Читать PDF
233.89 кб

Либерализация российской кредитной системы в свете структурных реформ

Журавский Юрий Арсеньевич, Жиронкин Сергей Александрович
Рассмотрена проблема нелиберального воздействия государства на российскую кредитную систему, предложены меры по его преодолению в процессе использования экономических регуляторов
Читать PDF
226.21 кб

Теоретические аспекты реформирования институтов кредитной системы в экономике знаний

Печоник О.И.
Переход к экономике знаний требует пересмотра принципов функционирования кредитных отношений относительно формирующих ее факторов [2].
Читать PDF
136.21 кб

Проблеми формування грошово-кредитної політики в умовах реформування економіки в Україні

Я. С. Лапчук
Розкрита проблема формування змісту сучасної грошово-кредитної політики в Україні в контексті реформування економіки та забезпечення сталого економічного розвитку.
Читать PDF
649.24 кб

Направления реформирования нормативно-правовой базы деятельности кредитных союзов в Украине

Федорец Марина Семеновна
В статье раскрываются правовые основы деятельности кредитных союзов, которые определяют их специфические черты, с одной стороны, как финансовых посредников, а с другой кредитных кооперативов.
Читать PDF
217.10 кб

Реформирование системы управления ликвидными активами кредитных организаций в Российской Федерации

Дегтярев П.А.
В статье рассмотрены направления реформирования системы управления ликвидными активами кредитных организаций в Российской Федерации. Несмотря на то, что примененные, в период кризисных явлений 2008-2009гг.
Читать PDF
266.05 кб

Реформирование денежно-кредитных отношений как фактор создания инновационно-ориентированной экономик

Эминов Назим Октай Оглы
В статье выявлены приоритетные формы и методы бюджетной политики в высокотехнологическом секторе как главной сфере структурных преобразований в экономике Азербайджана.
Читать PDF
169.04 кб

2006. 02. 023. Линдси Д. Е. , Орфанидес А. , РЭШ Р. Х. Реформа кредитно-денежной политики США 1979 г

Луцкая Е. Е.
Читать PDF
177.67 кб

Реформирование банковско-кредитной системы в российской Федерации с целью привлечения кредитных сред

Мезенцева Т.М., Лысаковская Е.В.
В статье анализируются проблемы развития банковского сектора, отрицательно влияющие на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Читать PDF
2.06 мб

Реформа системы образования и некоммерческие организации взаимопомощи: кредитно-финансовая самоорган

Крутиков В.К., Демина О.В.
Статья посвящена возможности использования потенциала некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи в сфере научно-образовательной деятельности
Читать PDF
228.67 кб

Шляхи забезпечення розвитку кредитних спілок на сучасному етапі реформування фінансового сектору Укр

Р. Р. Коцовська
Проаналізовано найболючіші проблеми та сучасний фінансовий стан вітчизняних кредитних спілок.