В основе современной кредитно-банковской системы ФРГ лежит деятельность центрального Немецкого федерального банка - Бундесбанка (Bundesbank, Deutsce Bundesbank), имеющего свои региональные управления в землях: так называемые центральные земельные банки (landeszentralbanken), - а также коммерческих банков. Исторические особенности развития Германии обусловили действующую модель банковско-кредитной системы, характеризуемую, несмотря на достаточно широкие политические и экономические полномочия федеральных земель и самостоятельность коммерческих банков, элементами жесткого регулирования. В ФРГ существуют жестко централизованная единая денежная система и единая валюта - немецкая марка. Денежный порядок в стране контролируется и регулируется Бундесбанком как единым валютным и эмиссионным центром, полномочия которого определены в Основном законе (Конституции) ФРГ (Grundgesetz). С помощью инструментов денежно-кредитной политики Бундесбанк проводит банковскую политику, обеспечивающую стабильную организацию и исправное функционирование денежного и кредитного обращения внутри страны и национальной валюты на мировом рынке, а также приспособление внутреннего денежного и кредитного обращения к текущим экономическим потребностям.
Банковская политика кредитных и банковских учреждений включает мероприятия по обеспечению надежности кредита, поддержанию ликвидности и рентабельности банков, ограничению кредитной деятельности отдельных банков (например, в случае сомнения в их надежности, платежеспособности) с целью поддержания стабильности денежного и кредитного обращения.
«Земельные банки» отвечают за осуществление операций и управление делами, не входящими в сферу компетенции центрального банковского аппарата. Правление каждого центрального земельного банка состоит из президента, назначаемого Президентом ФРГ по представлению центральных и земельных органов законодательной власти и Бундесбанка, а также вице-президента и членов правления, назначаемых по представлению соответствующего земельного правительства. Центральные земельные банки имеют свои собственные консультативные советы, наделенные статусом совещательного органа. В консультативный совет входит, как правило, не более десяти человек, представляющих кредитно-финансовые круги, промышленность, аграрный сектор, объединения рабочих и служащих. Срок их работы в совете не может превышать три года. Советы призваны повысить уровень обоснованности принимаемых руководством региональных управлений решений.
Коммерческие банки независимы в проведении своих операций от Бундесбанка и его региональных управлений. Однако центральный банк государства имеет возможность осуществлять косвенный контроль над денежным рынком, на котором коммерческие банки перераспределяют имеющиеся у них ликвидные средства. Коммерческие банки обязаны держать в Бундесбанке часть своих кратко- и среднесрочных обязательств по отношению к клиентам внутри страны и за рубежом в виде минимальных резервов, регулируя размер которых, Бундесбанк воздействует на объем предложения денег в экономике.
Для контроля и надзора над кредитными институтами в ФРГ действует специально созданное Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой, которое совместно с Бундесбанком следит за соблюдением положений закона о кредитном деле (Gesetz Ober das Kreditwesen), регулирующего деятельность банков и других кредитных институтов, препятствует нарушениям в данной сфере, наносящим ущерб интересам вкладчиков и национальной экономике в целом.
676.52 кб