Бюджетный контроль
это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализа отклонений и внесения соответствующих коррективов
Источник: Контроллинг для менеджеров
Контроль Бюджетный
государственный контроль над составлением, рассмотрением проекта бюджета и его исполнением, расходованием бюджетных средств.
Источник: Бизнес-словарь
Бюджетный контроль
контроль исполнения сметы, проводимый фирмой путем внесения поправок в объем и структуру доходов-расходов, производства и сбыта по мере изменений ситуации на рынке.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
КОНТРОЛЬ БЮДЖЕТНЫЙ
контроль, основанный на методе внесения фирмой поправок в объем и структуру доходов — расходов производства и сбыта по мере изменения текущей ситуации на рынке, при условии общей неизменности основных условий и закономерностей.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
КОНТРОЛЬ БЮДЖЕТНЫЙ
органическая составная часть государственного финансового контроля, посредством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и использование бюджетных средств.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
бюджетный контроль
разработка бюджетов, увязывающих ответственность исполнителей с требованиями политики, и непрерывное сравнение фактических и запланированных в бюджете результатов. Задача бюджетного контроля—гарантировать достижение целей политики посредством действий конкретных исполнителей либо обеспечить основу для ее пересмотра.
Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004
бюджетный контроль
Система, с помощью которой осуществляется контроль потоков доходов и расходов, исходя из задач, поставленных в бюджете (budget). Цель контроля состоит в выявлении того, в какой степени результаты деятельности отклоняются от поставленных задач, чтобы в нужное время предпринять необходимые меры для приведения потоков в соответствие с указанными задачами. Система контроля обычно включает составление ре гулярных отчетов о движени и средств. Эффективная система предполагает возможность быстрого получения самой свежей информации, что позволяет в достаточно короткое время осуществить любые корректирующие действия для получения требуемого эффекта. Большую помощь в этой работе могут оказать компьютеризированные системы. Бюджетный контроль осуществляется в компаниях, национализированных предприятиях и правительственных организациях. (См. cash limits.)
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ
важнейшая часть государственного финансового контроля, осуществляемого в бюджетном процессе; главной целью является контроль за соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. В Бюджетном кодексе определены по времени проведения три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления: предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно - финансовым вопросам; текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственных органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода или финансового года с целью проверки количественно - качественных (по каждому виду доходов и расходов) показателей исполнения бюджетов разных уровней.
Субъектами осуществления бюджетного контроля являются:
Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов. Министерство финансов осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств (бюджетополучателями), за соблюдением общих и специальных принципов бюджетного и бюд - жетно - сметного финансирования. В некоторых случаях, специально оговоренных в Бюджетном кодексе, Министерство финансов осуществляет контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (например при предоставлении финансовой помощи субъекту Федерации или местному бюджету). Министерство финансов также организует контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Аналогичные контрольные функции возложены на финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части их целевого обеспечения и своевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами; проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.
Особое значение имеет осуществление бюджетного контроля в процессе подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета. При выявлении фактов нарушения бюджетного законодательства (несоответствия бюджета утвержденному закону о бюджете, невведении режима сокращения и блокировки расходов) соответствующий представительный орган вправе отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств, приведших к нарушениям, и привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Источник: Экономический словарь
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ
англ. budgetary control) – составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса. Цель Б.к. – обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюдж. средств. При Б.к. проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и др. платежей в бюджет, соблюдение финанс. дисциплины и режима экономии в расходовании бюдж. средств. Объектами Б.к. являются не только ден. средства, но и материальные и трудовые ресурсы пр-тий и орг-ций, финансируемых из бюджета. Б.к. осуществляется соотв. федеральными и региональными органами гос. власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами, налоговыми и таможенными органами, органами финансовобанковской системы, ведомственного контроля. Содержание Б.к., его организац. формы самостоятельно определяют законодат. (представит.) органы гос. власти и органы местного самоуправления (Федеральное собрание РФ, законодательные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, городские, районные думы и др.), руководствуясь соотв. положениями о бюдж. процессе. Законодат. (представит.) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. В результате рассмотрения проектов бюджетов в комитетах и комиссиях законодат. органов выявляются возможности увеличения доходной части бюджетов, определяются пути наиболее эффективного и целесообразного распределения бюдж. средств, снижения дефицита бюджета. Законодат. органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), осн. задачами к-рых являются: контроль за своеврем. исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению; регулярное представление представит. органам власти информации о ходе исполнения бюджетов; анализ выявл. отклонений от установл. показателей бюджета и подготовка предложений, направл. на их устранение; финанс. экспертиза проектов законов. Исполнит. органы гос. власти и органы местного самоуправления (Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, администрации областей, краев, округов, городов, районов и др.) контролируют правильность использования пр-тиями и орг-циями выдел. им из бюджета ассигнований. Ведущую роль в осуществлении Б.к. со стороны исполнит. органов играют Минфин России и финанс. органы в регионах и на местах. Финанс. органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланир. суммах, законность расходования бюдж. средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бух. учета и отчетности у распорядителей и получателей бюдж. средств. Осн. задачей органов Федерального казначейства является контроль за исполнением федер. бюджета. Органы наделены правами проводить у любых пр-тий и оргций проверки ден. документов и регистров учета, связ. с зачислением и использованием средств федер. бюджета, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафов. К функциям органов Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственного таможенного комитета России относятся: контроль за соблюдением налогового и тамож. законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, включая таможенные платежи, в соотв. бюджеты; выявление, пресечение и предупреждение налоговых правонарушений. На органы Банка России и уполномоч. кредитные орг-ции возложен контроль за правильностью и своевременностью зачисления средств на счета бюджетов и перечисления с них средств на счета распорядителей и получателей бюдж. средств. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями отраслевых мин-ств и ведомств путем проведения ревизий и проверок финансово-хозяйств. деятельности подведомств. орг-ций с целью выявления хищений, нарушений финанс. дисциплины, принятия мер по возмещению виновными причиненного ущерба. Б.к. подразделяется на: предварительный, текущий, последующий. Предварительный контроль предшествует расходованию ден. средств и материальных ценностей. Он проводится при составлении проектов бюджета, проверке представл. в финанс. органы проектов смет и расчетов к бюджету для предотвращения завышения бюдж. ассигнований и повышения эффективности распределения бюдж. средств. Текущий контроль осуществляется в ходе финансирования из бюджета, анализа периодич. отчетности, перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюдж. средств. Осн. задача текущего контроля – обеспечение расходования бюдж. средств в соответствии с выполнением программ и планов производств. показателей и освоением ранее выдел. средств, предупреждение излишеств в расходовании бюдж. средств. Последующий контроль проводится после поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета при рассмотрении и анализе отчетов об исполнении бюджетов, отчетов и бух. балансов распорядителей бюдж. средств, а также при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйств. деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности. Цель последующего контроля – выявление допущ. нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюдж. средств, разработка предложений по их устранению, укреплению финанс. дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюдж. и иного законодательства РФ
Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь