КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
Источник: Глоссарий основных терминов журнала Экономическая школа. Проект mikhailivanov.org
Источник: Словарь к курсу лекций по дисциплине "История экономических учений"
Источник: Глоссарий по книге "Микроэкономика"
Источник: Глоссарий по книге "Микроэкономика"
конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Большой финансовый словарь
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
конкуренция на рынке, когда компании, фирмы имеют возможность частично или целиком контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие от совершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком в зависимости от спроса и предложения.
Источник: Бизнес-словарь
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Словарь по экономической теории
Разновидностями несовершенной конкуренции являются следующие:
- монополистическая конкуренция — рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, продавая на рынке дифференцированный товар;
- олигополия - тип рынка, на котором оперируют небольшое количество крупных фирм;
- дуополия - модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар;
- монополия - предприятие или группа предприятий, занимающая господствующее положение на рынке, что позволяет им диктовать цены;
- монопсония — рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, продавая на рынке товар одному покупателю.
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Источник: Экономический словарь
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
К. н. подразделяют на три типа: монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, олигополию, чистую монополию.
1. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей, но у продукта появляются такие свойства, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т. п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта этого вида конкуренции. Термин «дифференциация продукта» ввел в научный оборот Э. Чемберлин. Монопольную власть на рынке он связывал прежде всего с характером и особенностями продаваемых товаров и показал, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если:
а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов;
б) отсутствуют товары-заменители, т. е. нет близких заменителей продукта монополиста; в) блокирован вход, т. е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен. В отличие от совершенного рынка, вход на который свободен, чистая монополия не допускает появления новых производителей. Это значит, что чистый монополист-продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Это значит, что монополист будет получать сверхприбыли как в коротком, так и в длительном периоде.
Однако власть над рыночной ценой может осуществляться не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя. Такое явление называется монопсонией («один покупаю»). Проблемы К. н. исследовала профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон.
Различия между рыночными структурами представлены в табл. 6.1.
В реальной действительности не существует только совершенной или несовершенной конкуренции. Как отметил П. Самуэльсон, «реальный мир… выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, вносимыми монополиями». (П. Самуэльсон. Экономика. – М., 1964. С. 499).
Н. к. т. возникла в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 20 в. как результат дискуссии, начатой в 1925 статьями П. Сраффы, посвящёнными вопросу возрастающей доходности фирмы и отрасли при переходе к массовому произ-ву (фирма, быстро расширяющая своё произ-во, снижает издержки, увеличивает прибыль и получает возможность дальнейшего роста). В последовавших за этим выступлениях мн. амер. и англ. бурж. экономисты (Ф. Найт, А. Пизу, Р. Харрод и др.) были вынуждены признать, что внутр. законы конкуренции порождают процесс концентрации произ-ва и капитала, который на определ. ступени приводит к образованию в отрасли монополии и устраняет свободную конкуренцию. Разрушит, мировой экономич. кризис 1929 - 33 «подвёл итог» дискуссии и заставил бурж. экономистов признать отрицат. стороны деятельности монополий. Дж. Робинсон (Великобритания) развила ряд идей дискуссии и изложила теорию монопольной цени и прибыли в форме графиков и предельных величин.
Согласно Н. к. т. для получения монопольной прибыли (за счёт повышения цен) необходимо небольшое кол-во фирм в отрасли при обязат. сговоре между ними и ограничение доступа посторонних в отрасль, её изоляция от совокупного капитала. Прибыль монополии исключена из процесса выравнивания прибылей и всегда превышает ср. норму. Теоретики несовершенной конкуренции признавали, что создание монополий приводит к нарушениям действия стихийных регуляторов капиталистич. экономики и требовали гос. вмешательства. Этот вывод Н. к. т. совпадал с осн. положением теории Дж. Кейнса о необходимости гос. регулирования экономики.
Принципиальный недостаток Н. к. т. - отрицание основы образования монопольных цен и прибыли (стоимости и прибавочной стоимости), затушёвывающее гл. противоречия капиталистич. общества. Вместо них на первый план выступает противоречие между монополистич. и немонополистич. секторами экономики. Теоретич. несостоятельность Н. к. т. заключается в том, что она не включает анализа конкуренции между монополиями внутри отрасли (групповое равновесие) и между отраслями. Это оставляет за рамками проблемы олигополию, дифференциацию продукта, неценовую конкуренцию, выравнивание прибылей в монополистич. секторе и др.
Критика монополий в Н. к. т. значительно слабее, чем в работах ряда бурж. экономистов кон. 19 и нач. 20 вв., когда они всячески прославляли экономику «свободной конкуренции», идеализировали экономич. эффективность механизма перелива капиталов и уравнения прибылей, отождествляли понятия «свободная конкуренция» и «совершенство», «конкуренция» и «свобода», «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенная конкуренция» означал тогда экономич. несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравнивания прибылей, ограничений произ-ва и т. д.; социальное несовершенство, поскольку монополия изымает часть «законной прибыли» у соседних отраслей, завышает цены и т. д. Франц.. экономисты О. Эффертс и А. Ландри в 1901 - 07 показали, что погоня за макс. прибылью в условиях несовершенной конкуренции может порождать и рентабельное перепроиз-во (удовлетворение мимолётного или даже общественно вредного спроса, истощение источников сырья, расхищение рабочей силы и т. д.) и рентабельное недопроиз-во (сокращение произ-ва с целью взвинчивания цен, консервация патентов, прямое уничтожение запасов и т. д.). Эффертс пришёл к идее гос. контроля над монополиями. Ландри выразил сомнение в необходимости частной собственности. Ряд прогрессивных амер. экономистов - критиков монополий на рубеже 19 и 20 вв. (Г. Майерс, Ч. Рассел, Г. Ллойд, Л. Стеффене, Л. Брэндис и др.) указывали на гангстерские методы обогащения трестов, попрание ими не только норм морали и бурж. «социальной справедливости», но и норм уголовного законодательства. Дж. Гобсон (Великобритания) показал, что монополии грабят народы более слабых стран.
Термин «несовершенная конкуренция» у Дж. Робинсон фактически уже утратил смысл экономич. несовершенства, несмотря на признание того факта, что образование монополии, как правило, сокращает произ-во (по сравнению с периодом свободной конкуренции) и этим создаёт тенденцию роста цен. Поскольку Н. к. т. стала рассматривать монополию как продукт и условие массового произ-ва, несущего с собой рост производительности то монополия стала отождествляться с ростом произ-ва и эффективности (по сравнению с «конкурентной неэффективностью»). «Несовершенство» признаётся фактически только в социальной сфере, по отношению к немонополизированным производителям. Робинсон утверждает, что монополистич. тенденция ведёт к «социальной несправедливости» и даже - к «эксплуатации» факторов произ-ва. Чем больше производств. единица, тем сильнее, по её мнению, должны эксплуатироваться факторы произ-ва (труд, капитал, земля). Вместе с тём она говорит о «повышении цены на факторы производства» в результате роста серийности монополистич. произ-ва, снижения издержек и получения компаниями прибыли выше средней (т. н. квазиренты). Напр., цена на труд повышается в результате деятельности профсоюзов на монополистич. предприятиях и законодательства о миним. зарплате. Возрастание «издержек на труд» создаёт предпосылки для замены его «др. факторами производства», т. е. предпосылки для безработицы. Робинсон даже готова признать полезность монополии при условии, если последняя обеспечивает экономию в результате массового произ-ва, а «квазирента» не вся выплачивается «факторам производства», т. е. если рабочий класс на крупных предприятиях получает низкую зарплату (см. также Монопсония).
В совр. бурж. политэкономии термин «несовершенная конкуренция» часто применяется для характеристики немонополистич. сектора. Так, П. Сэмюэлсон (США) называет немонополизированные отрасли «больными» переполненными мелкими капиталами с высокими издержками произ-ва и низкой прибыльностью. При этом Сэмюэлсон и Р. Дорфман признают экономич. и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения произ-ва. Э. Чемберлин (США) считает, что экономически несовершенной может быть конкуренция и в условиях «чистой конкуренции», монополии и монополистич. конкуренции, если экономич. механизм «не срабатывает», не сразу возвращает цену в соответствующую точку равновесия. Дж. Голбрейт (США) рассматривает как несовершенную, и экономически, и социально, конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или господства «незрелых» монополий торг.-пром. типа нач. 20 в. Одно из проявлений несовершенства он видит в больших размерах риска и неопределённости и в вызываемых ими потерях, банкротствах и безработице. По его мнению, конкуренция принимает совершенный характер при переходе к совр. господству «зрелых» монополий, к-рые якобы стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к обеспечению устойчивых темпов роста.
Н. к. т. в целом была построена на исходных посылках англ. экономиста А. Маршалла (анализ отд. рынков, теория фирмы и монополии, теория факторов произ-ва и их производительности). Вместе с тем признание развития монополий и возникающих нарушений действия стихийных регуляторов свободной конкуренции - свидетельство глубокого кризиса либерализма А. Маршалла, господствовавшего течения бурж. политэкономии 1-й трети 20 в.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.