Конфуций

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОНФУЦИЙ
Кун Фуцзы) (551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Экономические взгляды К. систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372–289 до н. э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в бытность К. происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытно-общинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.
К. одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» («низких»), уделом которых является физический труд, К. считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. К. призывал воспитывать «доверие» рабов к эксплуататорам, советовал «благородным» добиваться верности рабов.
Учение К. нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.
Экономические воззрения К., являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий К. искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

КОНФУЦИЙ
Кун-цзы (прибл. 551 - 479 до н. э.), древнекит. мыслитель, педагог, гос. деятель. Основоположник этико-политич. учения конфуцианства (см. Китай. Экономическая мысль). Род. в обедневшей семье знатного происхождения. В молодости был чиновником по судебно-уголовным делам, но потерпел неудачу на гос. службе. Организовал и возглавил первую в Китае частную школу. Выступая в защиту привилегированных слоёв, старой родовой аристократии, К. ратовал за отживающие патриархальные нормы и традиции, авторитет к-рых, установленный ещё легендарными правителями древнего Китая, он представлял как высшую мудрость. Учение К. требовало стабильности существующего общественно-политич. строя, управления гос-вом на основе неукоснит. соблюдения традиционных ритуалов и обрядов, строгой иерархии в отношениях между людьми. Важное место в учении К. занимает идея «жэнь» (гуманность), определяющая взаимоотношения людей на основе подчинения старшим по возрасту и обществ. положению. Он считал вполне естественным сословное деление общества на высших, «благородных» людей, занимающихся умственным трудом, и низших, «простолюдинов», уделом к-рых является физич. труд. При этом власть благородных над простолюдинами якобы определяется их более высокими моральными качествами. Учение К. о знании гласит, что все люди делятся на 4 категории: обладающие знанием от рождения; приобретающие его в процессе учения; те, кто упорно учится, несмотря на трудности; простой народ, испытывающий трудности и лишённый возможности учиться. К. считал, что народ должен много работать, меньше потреблять, не стремиться к комфорту. Направляющей силой в мире, предопределяющей судьбы человека и гос-ва, по мнению К., является небо, «небесное явление». Наряду с консерватизмом в учении К. имеются и прогрессивные элементы: осуждение феод. войн, требование просвещения и др. Серьёзное значение он придавал увеличению богатства народа и гос-ва, усилению его могущества, причём источником богатства К. считал труд. Вместе с тем он осуждал чрезмерное накопление богатства, идущее во вред народу, и призывал распределять его равномерно. Пытаясь сгладить классовые противоречия, К. призывал правителей отказаться от роскоши, умерить свои расходы, заботиться об улучшении нар. благосостояния, уменьшить налоги и поборы, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды.
В приписываемом К. трактате «Ли-цзы» («Книга о ритуале») утопически рассматривается будущее общества «Великого единения», в к-ром наступит имущественное равенство, частная собственность не будет кумиром, вместе с ней исчезнут эгоизм, воровство, войны, распри, раздоры, повсюду водворятся всеобщее благоденствие, мир, правда, благополучие.
Идеи К., защищавшие незыблемость общественного и политич. строя, его чёткую социальную иерархию, сыграли определ. роль в консервативной стабильности кит. общества. Они получили дальнейшее развитие в политико-экономич. трактате «Гуань-цзы».

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Конфуций

(ок. 551-479 до н. э.)
Конфуций (Кун-Цзы) происходил из обедневшего знатного рода, в молодости был мелким чиновником, затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в его сборнике "Лунь юй" (Беседы и суждения).
Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Как и многие древние мыслители, Конфуций одобрял сложившийся на основе традиционных взаимоотношений общественный строй, основанный на четком разделении привилегий между разными сословиями.
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикет") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех вышестоящих, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь отцом народа и гарантом правильного действия, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда у народа будет достаток , когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинаково выгодным как в условиях великой общности ( коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.
В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.
После 136 г. до н. э. конфуцианство стало господствующей доктриной, а Конфуций был провозглашен "учителем 10 тысяч поколений" и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 г. (начало буржуазной Синьхайской революции).

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
159.33 кб

Сыновняя почтительность (Конфуций о древнекитайской культуре сыновней почтительности как об одной из

Наумова Т.В.
Читать PDF
115.29 кб

КОНФУЦИЙ О СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Богданов Евгений Николаевич, Зазыкин Владимир Георгиевич
В статье представлены высказывания Конфуция об эффективном государственном управлении и дан их анализ с точки зрения психологии управления и политической психологии.
Читать PDF
473.17 кб

Конфуций на службе китайского социализма

Делюсин Лев Петрович
Читать PDF
98.07 кб

Конфуцианская модель реформирования экономики: от аграрного сектора до энергетического комплекса

Мамий Ирина Петровна
Анализируются этапы реформирования отношений собственности в Китае по методу Дэн Сяопина.
Читать PDF
561.63 кб

97. 01. 011. Ли О. Й. Макс вебер и "конфуцианский капитализм". Lee E. J. max Weber und der "konfuzia

Гирко Л. В.
Читать PDF
5.28 мб

Конфуцианское человеколюбие и уголовное право традиционного Китая

Рыбаков Вячеслав Михайлович
На заре китайской цивилизации Конфуций сформулировал принципы управления, основанные на внутрисемейной этике. Одной из основ этой этики является попечение старших о младших, родителей о детях.
Читать PDF
506.74 кб

Азиатский менеджмент: конфуцианское наследие и современность

Минервин И.Г.
В статье исследуются ценности и этические нормы конфуцианства с точки зрения их влияния на социальную среду, прак-тики корпоративного управления, стили лидерства, социальную ответственность бизнеса в Китае и странах ЮВА.
Читать PDF
530.05 кб

Макс Вебер как исследователь конфуцианской этики

Олег Кильдюшов
Статья представляет собой сопроводительный текст к впервые публикуемому по-русски фрагменту фундаментального исследования Макса Вебера «Конфуцианство и даосизм» из цикла «Хозяйственная этика мировых религий».
Читать PDF
74.71 кб

Право и мораль в конфуцианском управлении обществом феодального Вьетнама

Зыонг Куок Куан
Исходя из взглядов конфуцианства на роль моральных ценностей в правовой системе общества, автор анализирует его влияние на формирование законодательства во Вьетнаме в феодальный период, направленного на укрепление императорского т
Читать PDF
420.58 кб

Размышления о глобальном экологическом кризисе с точки зрения конфуцианства и экологии

Лю Фэн
Глобальный экологический кризис является приметой времени. Вся современная цивилизация по сути своей антиэкологична, а глобальный экологический кризис вызван глобальным расширением современной цивилизации.
Читать PDF
371.67 кб

Негативное влияние этических аспектов конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие К

Мартьянова Елена Георгиевна, Хоу Цзюэ
В статье затронута проблема негативного влияния некоторых положений конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие Китая.
Читать PDF
219.74 кб

Психология конфуцианства как фактор стабильности ценностных ориентаций в китайской культуре

Цзин Ван, Санжаева Римма Дугаровна, Монсонова Арюна Раднанимаевна
В статье рассматриваются вопросы международного взаимодействия народов цивилизации центральной Азии на основе базовых ценностей конфуцианства и буддизма.
Читать PDF
134.90 кб

2005. 04. 004. Ким Э. Э. , пак Д. С. Национализм, конфуцианство, трудовая этика и индустриализация в

Рахманов А. Б.

Похожие термины:

  • Конфуцианство

    социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.). Возникло в сер. I-го тысячелетия до н.э. в Китае. На протяжении многих столетий оно было в этой стране своего рода