Комплексная система управления качеством и надежностью промышленной продукции и услуг

Найдено 1 определение
Комплексная система управления качеством и надежностью промышленной продукции и услуг
совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества и надежности продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.
Родилась и достигла совершенства в 1950–1960-е годы в наукоемких отраслях Советского Союза и затем распространена, в том числе, на выпуск товаров народного потребления. Ее главными задачами были:
планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. запланированного, заданного уровня
качества;
создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;
улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории.
Организационно эта система состояла из Госстандарта, Госконтроля, а также специальных инспекций и подразделений качества и надежности Комитета по науке и технике СССР, промышленных министерств, санэпидемических, экологических, рыбнадзорных, охотничьих и прочих инспекций. Документально система представляла собой свод обязательных к исполнению всеми субъектами экономики и гражданами законов, государственных и отраслевых стандартов, ведомственных инструкций и положений.
Идеология системы была подхвачена рядом ведущих фирм Японии, США и Западной Европы, которые адаптировали ее к своим условиям.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь