КОЛУМБИЯ

Найдено 1 определение
КОЛУМБИЯ
экономическая мысль. Возникновение экономич. мысли К. относится к кон. 18 в. - периоду существования исп. колонии вицекоролевства Новая Гранада. Колониальный режим сдерживал экономич. развитие колонии. Изучению и критике колониальной экономики было посвящено много исследований. Одним из первых исследователей в области экономики был Дон Педро Фермин де Варгас. Наиболее значит. его работы: «Размышления о сельском хозяйстве, торговле и горном деле» («Pensamientos políticos sobre la agricultura, comercia y minas», Bogotá, 1790) и «Заметки о населении королевства» («Memoria sobre la población del Reino», 1790). Де Варгас выступал против злоупотреблений исп. короны, тормозившей экономич. развитие колонии, против рабства как реакц. и неэффективной системы. С. х-во он рассматривал как основу экономики, выступал за ликвидацию латифундий, за более справедливое распределение земель. Де Варгас дал ряд конкретных рекомендаций по развитию отраслей х-ва страны, напр. предлагал осуществить строительство канала на территории вице-королевства, связывающего Тихий и Атлантический океаны; рекомендовал возделывать сахарный тростник, какао, кофе, индиго, хлопок, фрукты. Де Варгас считал, что богатство страны зависит также от численности и состава её населения. Он предлагал меры, направленные на ускорение роста населения страны (поощрение иммиграции, строительство больниц и т. д.).
Наиболее крупным критиком колониальной системы был видный деятель борьбы за независимость А. Нариньо. Он был выразителем интересов нарождающейся нац. буржуазии, стремившейся к самостоят. экономич. развитию страны. Свои экономич. взгляды Нариньо изложил в «Очерке нового плана администрации вице-королевства» («Ensayo sobre un nuevo plan de Administración en el Nuevo Reino de Granada»), представленном вице-королю в 1797. Он считал, что колониальная экономика - это сумма запрещений и ограничений, наиболее полно выразившаяся в системе монополий, к-рую он характеризовал как феод. препятствие свободному развитию с. х-ва, пром-сти и торговли. Он также критиковал колониальную налоговую систему.
В 1819 в результате нац.-освободит. войны была провозглашена республика Великая Колумбия. Однако экономика республики по существу осталась колониальной.
Представитель экономич. либерализма дон Хосе Мариа Кастильо и Рада - первый министр финансов республики выступал за отмену многочисл. налогов, тяготевших над с. х-вом, ремёслами и торговлей. Он считал, что гос-во должно не ограничивать экономич. деятельность граждан, а наоборот, стимулировать её во всех отраслях произ-ва.
Ликвидация колониальной экономич. структуры не могла быть осуществлена сразу, поскольку нарождавшаяся буржуазия была слишком слаба и Осн. позиции находились в руках латифундистов и церкви. В 40-х гг. 19 в. к власти пришла либеральная партия, наиболее крупные представители к-рой в области экономич. мысли - Сальвадор Камачо Роль дан, Мигель Сампер и Флорентино Гонсалес считали, что в Лат. Америке должны повториться европ. формы развития капитализма и были сторонниками свободы торговли и частного предпринимательства. Они отрицательно относились к гос. вмешательству в экономич. жизнь, отождествляя его с колониальным, феод. вмешательством. Так, Камачо Рольдан писал, что гос-во не должно быть предпринимателем, т. к. это нанесло бы ущерб частному предпринимательству .
Характерными для либералов 19 в. были взгляды Флорентино Гонсалеса. Он оправдывал стихийное экономич. развитие К. и её место в системе междунар. разделения труда. Он считал, что в стране нет необходимости развивать обрабатывающую пром-сть. По его мнению, К. не могла конкурировать в развитии пром-сти с Европой. В то же время, обладая большими природными богатствами, она в состоянии развивать своё с. х-во и добывающую пром-сть и экспортировать в Европу сырьё, открывая двери для ввоза европ. пром. товаров. Эти идеи нашли отражение в законодательстве страны.
На этом фоне своими оригинальными взглядами выделялся социолог Хосе Мариа Сампер, который был сторонником умеренного гос. вмешательства в экономич. жизнь страны. В «Очерке о политических революциях и социальном развитии Колумбийских республик» («Ensayo sobre las revoluciones políticas y la condición social de las repúblicas colombianas», P., 1861) он проанализировал процесс социального развития Лат. Америки и предложил «Программу правительственных действий», разработанную в масштабе всего амер. континента, напоминающую совр. бурж. реформистские программы. Сампер считал, что интересам экономич. развития латиноамер. республик соответствует система, когда частному предпринимателю предоставляется полная свобода деятельности, а гос-во осуществляет мероприятия, к-рые не под силу частному капиталу. В связи с этим он предлагал ряд мероприятий для всех латиноамер. гос-в - развивать систему образования, поощрять иммиграцию и распределять среди иммигрантов пустующие земли, развивать транспорт, систему обществ. работ, способствовать колонизации неосвоенных р-нов, геологическому изучению земель, развивать кредитную систему, организовывать пром., торг. и с.-х. выставки. Эти мероприятия нац. характера, по мысли Сампера, должны были быть дополнены мерами по интеграции латиноамер. стран, что способствовало бы увеличению их значения в мире. Однако он считал нереальным объединение всех стран в одном блоке и предлагал создать 5 региональных конфедераций - Центральноамериканскую, Мексиканскую, Колумбийскую (с включением туда, кроме К., также Венесуэлы и Экуадора), Тихоокеанскую (в составе Чили, Перу и Боливии) и Конфедерацию Аргентины, Парагвая и Уругвая. Сампер считал возможным, что позднее будет образована Антильская конфедерация, когда антильские страны получат независимость.
В 20 в. в экономич. лит-ре К. на смену идеям свободы торговли и предпринимательства приходят идеи протекционизма и гос. вмешательства в экономич. жизнь. Одним из первых о необходимости такого вмешательства заявил Алехандро Лопес в работе «Колумбийские проблемы» («Problemas colombianos», Р., 1927). Он считал, что гос-во - это сверхпредприятие, руководящее предпринимательством и спросом, к-рые сами по себе не способны функционировать как саморегулирующийся организм. Он выдвигал идею составления плана агр. преобразований и ген. плана развития транспорта. Его идеи получили развитие в книге X. Камачо Карреньо «Размышления об экономике» («Reflexiones económicas», 1929). Он возражал теоретикам, полагавшим, что экономика подчиняется естеств. законам, никем не контролируемым. Экономика в целом, утверждал он, есть система производителей и потребителей, а гос-во - регулятор экономич. жизни. Камачо Карреньо не выдвигал предложений о форме гос. вмешательства, но целью этого вмешательства, по его мысли, должна быть рационализация обществ. труда. Он предлагал создать из. специалистов различных профессий экономич. совет, в задачу к-рого входило бы давать рекомендации пр-ву по принятию мер, способствующих обществ. благосостоянию, и убеждать непосредств. производителей действовать в обществ. интересах. Подобные тенденции, явившиеся отражением кейнсианской теории «регулируемой» капиталистич. экономики, усилились после экономич. кризиса 30-х гг.и нашли выражение в работах Эстебана Харамильо «Вмешательство государства в экономику» («La intervención del Estado en la economía de los pueblos», 1935), Никасио Ансола «Лекции по политической экономии» («Conferencias sobre economía política», Bogotá, 1936), Карлоса Урибе Эчеверри «Наша проблема - производить» («Nuestro problema: producir», Madrid, 1936), Хорхе Карденаса Наннетти «Теория колумбийской экономики» («Teoría de la economía colombiana», Bogotá - Meddellin, 1944). Идея гос. вмешательства высказывалась и консерваторами, напр. Лауреано Гомесом в работе «Вопросы прогресса в Колумбии» («Interrogantes sobre el progreso en Colombia», Bogotá, 1928). Гомес рассматривал экономич. проблемы К. с точки зрения антропогеографич. теории. По его мнению, гл. препятствием прогресса в К. является её географическое положение в зоне тропиков.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 углубление социально-экономич. кризиса в стране со всей остротой поставило вопрос о необходимости ускорения экономич. развития и социальных реформ, сторонником к-рых был политич. деятель леволиберального направления X. Эльесер Гайтан, выступавший за индустриализацию страны, перераспределение зем. собственности, расширение гос. кредитования с. х-ва, пром-сти и инфраструктуры, развитие производств. и потребит. кооперативов, расширение системы социального обеспечения, реорганизацию налоговой системы, развитие профессионально-технич. обучения рабочих и др. Гайтан полемизировал с господствовавшими в 30-х гг. взглядами, будто в К. отсутствовали противоречия между трудом и капиталом, т. к. не было высокой концентрации капитала. Сторонники этих взглядов отрицали агр. проблему на том основании, что страна имела огромные неосвоенные пространства. Гайтан видел глубокие противоречия колумбийской жизни, но их причиной считал юридич. отношения. Он атаковал не частную собственность и капитал, считая, как и классики бурж. политич. экономич. частную собственность естеств. правом человека, а юридич. форму управления и присвоения капитала. Как и все бурж. исследователи, Гайтан понимал капитал как вещь, а не как определ. отношение эксплуатации. Поэтому решение проблем он видел не в ликвидации капитала, а в более равномерном его распределении. Вместе с тем его идеи были демократическими по своему характеру: выражали глубокое недовольство средних слоёв населения деформированным развитием капитализма, зависимого от иностр. монополий. Гайтан призывал к борьбе против банкиров и плутократов, против иностр. империализма и правящих кругов страны, отдающих нац. богатства К. иностр. монополиям.
С 50-х гг. в К. широкое распространение получил «десаррольизм» - теория экономич. развития, выдвинутая экономич. комиссией ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Сторонники этой теории выступают за ускорение экономич. роста, усиление роли гос-ва в экономике, диверсификацию структуры произ-ва и внеш. торговли, стимулирование пром. развития. Важнейшими представителями «десаррольизма» в К. являются К. Льерас Рестрепо, Агудело Вилья, Родриго Ботеро, Санс де Сантамария. центр. проблемой экономич. развития колумбийские десаррольисты считают проблему инвестиций и решают её в плане привлечения в страну иностранного, гл. обр. гос., капитала, улучшения условий торговли с промышленно развитыми странами. В целях ускорения капиталистич. накопления колумбийские десаррольисты берут на вооружение теорию «народного» капитализма.
Дальнейшее развитие получили кейнсианские теории, в частности в работах Лаучлина Кэрри, считающего осн. двигателем экономич. развития массовое потребление. Он критикует теории экономич. роста, делающие упор на проблемы накопления. Важнейшие из его работ - «Ускорение развития» («Accelerating development», N. Y., 1966), «Очерки о планировании» («Ensayos sobre planeación», Medellin, 1963), «Политика урбанизации развивающихся стран» («Una política urbana para los países en desarrollo», Bogotá, 1965). Кэрри пришёл к выводу, что осн. причина экономич. отсталости развивающихся стран и К. в частности - недостаточная занятость большинства населения и преобладание сел. населения, занятого малопроизводит. трудом. Важнейшим средством ускорения экономич. развития он считает перемещение осн. массы населения в города и предоставление ей работы в жилищном и дорожном строительстве, в трудоёмких отраслях пром-сти. Кэрри выдвинул план (т. н. операция «Колумбия»), по к-рому предполагалось увеличить с.-х. произ-во на основе применения передовых методов агротехники, не затрагивая социальных отношений в деревне. План предусматривал также переселить в течение 2 лет 500 тыс. безземельных крестьян в города и предоставить им работу. При высокой безработице в городах это было утопией.
Другой путь экономич. развития выдвинул Белисарио Бетанкур, автор книг «Желаемый образ» («Е1 rostro anhelante», Bogotá, 1966), «Колумбия лицом к лицу» («Colombia cara a cara», Bogotá, 1961), «Проснись, Колумбия» («Despierte, Colombia», Bogotá, 1970), последователь школы структуралистов. Он заменяет понятие социально-экономич. структуры понятием структуры как функциональной системы, определяющей значение собственности, труда, юридич. институтов, традиций и пр. Для экономич. структуры К. характерны импорт пром. изделий и экспорт продуктов с. х-ва и добывающей пром-сти. Потребность в импорте значительно превосходит способность импортировать. Вследствие этого увеличивается выпуск бум. денег и развивается инфляция. Чтобы изменить существующую структуру, утверждает Бетанкур, необходимо диверсифицировать экспорт, что устранит несоответствие между стоимостью экспорта и импорта. Гос-во должно оказывать помощь экспортёрам.
Более глубоко понимает проблемы экономич. структуры Антонио Гарсиа, автор многочисл. трудов, в т. ч. работы «Колумбийские проблемы» («Problemas colombianos», 1956). Осн. моментом в понимании экономич. структуры у Гарсиа является «отсталость». «Отсталость», по его мнению, это структура, предопределяемая взаимосвязанными факторами социального, экономич., политич. и культурного порядка. Гл. фактором, усугубляющим экономич. отсталость, Гарсиа считает систему гос. власти, основанную на союзе традиц. правящих классов и иностр. капитала. Большое внимание в своих работах Гарсиа уделяет агр. вопросам и критике латифундизма как одной из осн. причин, тормозящих экономич. развитие.
Он критикует теории экономич. развития, разработанные для Лат. Америки в США. Эти теории сводят проблемы развития к проблемам количеств, роста макроэкономич. показателей. Гарсиа считает, что эти теории направляют усилия учёных по неверному пути. Он также критикует доктрину США, согласно к-рой гл. роль в оказании помощи латиноамер. странам отводится североамер. предприятиям в этих странах. Он считает, что так как наиболее динамичные отрасли пром-сти латиноамер. стран находятся в руках иностр. капитала, то их развитие сопровождается укреплением новых форм зависимости и происходит т. н. «дателлитизация» латиноамер. экономики. Гарсиа считает, что для стран Лат. Америки неприемлемы ни капиталистич., ни социалистич. пути развития. Гарсиа выступает за создание региональной «латиноамер. концепции развития», за поиски собственного, латиноамер. пути развития и образа жизни. При этом особую роль в определении пути развития и руководящую роль в системе гос. власти Гарсиа отводит «интеллектуальной элите», к-рую он считает одним из важнейших факторов экономич. развития.
Взгляды Гарсиа характерны для националистически настроенной радикальной интеллигенции, недооценивающей роль рабочего класса в преобразовании латиноамер. общества. Попытки разработки новой теории, поиски «третьего пути» развития объективно препятствуют объединению всех прогрессивных сил на основе науч. понимания актуальных задач.
Сходные с Гарсиа идеи высказывает Хосе Консуэгра, автор ряда книг, в т. ч. «Неомальтузианство - доктрина неоимпериализма» («El neo maltusianismo - doctrina del neoimperialismo», 1969). Консуэгра также исследует причины экономич. отсталости Лат. Америки. Он критикует субъективистские и расистские бурж. теории, объясняющие экономич. отсталость Лат. Америки психология., география., климатич. факторами. Так же как Гарсиа, Консуэгра считает, что осн. причины экономич. отсталости региона имеют структурный характер, и делит их на внешние, связанные с финанс., торг., технич., политич. зависимостью Лат. Америки от империалистич. держав, и внутренние, обусловленные архаичной системой землевладения, монополистич. концентрацией капитала, неравенством в распределении нац. дохода, структурой гос. власти.
Особое внимание Консуэгра уделяет разоблачению мальтузианства и неомальтузианских теорий, объясняющих отсталость Лат. Америки «демографияеским взрывом».
Проблемы экономич. истории страны рассматриваются в книгах Луиса Оспины Васкеса «Промышленность и протекционизм в Колумбии в 1810 - 1930 гг.» («Industria у protección en Colombia. 1810 - 1930», Medellin, 1955) и Г. Эрнандеса Родригеса «Выбор перед народом» («Alternación ante el pueblo», Bogotá, 1962).
Программу революц. перестройки социально-экономия. структуры страны выдвигают колумбийские коммунисты. В работах X. Виейра, Г. Варела, А. Кимбайя, Н. Буэнавентура, Э. Кайседо, А. Дельгадо с марксистских позиций исследуются социально-экономия. проблемы страны. Итоги этих исследований зафиксированы в «Программе Коммунистической партии Колумбии», принятой на 10-м съезде КПК в 1966 и дополненной на 11-м съезде в 1971. В ней отмечается, что экономич. структура страны, в к-рой сосуществуют различные история, системы, находится в состоянии кризиса, который можно разрешить, лишь ликвидировав препятствия, стоящие на пути экономич., социальных и политич. перемен. В Программе говорится о необходимости покончить с монополией латифундий в деревне, модернизировать с. х-во, стимулировать экономич. развитие путём интенсивной планируемой индустриализации. Это - задачи агр. антиимпериалистич., демократич. революции.
Специалистов по экономике в стране готовят 32 высших уя. заведения, в т. я. 15 государственных. Важнейшими экономич. журналами являются «Revista del Banco de la República» (с 1928), «Boletín mensual de estadística» (c 1952), «Anuario general de estadística» (c 1938), «Desarrollo» (c 1966).
Компартия К. издаёт 2 теоретич. журнала - «Documentos políticos» и «Estudios marxistas», в к-рых, в частности, рассматриваются вопросы экономич. развития страны.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
223.62 кб

2013. 04. 029. Стронг С. И. Арбитраж в Республике колумбия: вопросы коммерческого права, конституцио

Ковнацкая Я. Ю.
Читать PDF
355.31 кб

Право собственности как социальная функция в законодательстве Колумбии

Медведев Станислав Николаевич
В статье рассматривается становление и развитие социальной функции права собственности в Колумбии. Ее опыт в этом вопросе представляет интерес для российской правовой системы.
Читать PDF
277.64 кб

Характеристики сельского стиля жизни в России и Колумбии: сопоставление по итогам социологического и

Краснов Михаил Михайлович

Похожие термины:

  • ПЕСО КОЛУМБИЙСКОЕ

    денежная единица Колумбии, равная 100 сентаво. В 1903 было установлено золотое содержание в 1,464476 г чистого золота. Колумбия входила в долларовую зону. Валютный контроль осуществляется центральным ба