КОЛХОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

КОЛХОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ
одна из форм розничной торговли в СССР. К. т. осуществляется колхозами, к-рые реализуют часть своей с.-х. продукции, остающейся у них после выполнения обязательств перед гос-вом по системе контрактации, колхозниками, рабочими совхозов и рабочими и служащими, имеющими личные подсобные хозяйства. На колхозном рынке продукция продаётся по ценам, свободно складывающимся под влиянием спроса и предложения. Названия «колхозный рынок» и «К. т.» возникли в нач. 30-х гг. с завершением коллективизации сельского хозяйства, когда колхозы были почти единственными (совхозный сектор был ещё небольшим) производителями с.-х. продукции.
В связи с повышением закупочных цен на с.-х. продукцию и переходом от обязат. поставок к договорам контрактации, а также с возможностью реализации продукции через потребит. кооперацию на комиссионных началах (когда цены устанавливаются по соглашению), уд. вес колхозов в обороте колхозных рынков заметно сократился (с 28,7% в 1950 до 7,7% в 1972). Подробнее см. в ст. Торговля.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

КОЛХОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ
одна из форм советской розничной торговли, необходимость которой вытекает из характера кооперативно-колхозной собственности и существования личного хозяйства колхозного двора (см.). Через колхозную торговлю реализуются излишки колхозной продукции, остающиеся после выполнения обязательств по государственным заготовкам, и излишки продуктов, полученных колхозниками в порядке распределения по трудодням и произведенных на приусадебном участке. Колхозная торговля носит местный характер и ограничивается почти исключительно продовольственными товарами. Имея небольшой удельный вес в общем розничном товарообороте страны (1956 г.—7%), она в то же время занимает значительное место в снабжении населения овощами, картофелем, мясом, молочными продуктами. На колхозных рынках цены не планируются государством, а устанавливаются в известной мере стихийно, в соответствии со спросом и предложением. Однако уровень цен находится под экономическим воздействием государственной и кооперативной торговли. Это осуществляется прежде всего путем продажи населению по единым государственным розничным ценам подавляющей массы товаров государственными и кооперативными торговыми организациями. Соотношение спроса и предложения на колхозном рынке зависит от того, в какой степени удовлетворяются потребности населения через организованный рынок. При бесперебойном снабжении населения по линии государственной и кооперативной торговли цены колхозной торговли не превышают государственных розничных цен. Колхозная торговля имеет большое значение как для колхозников, так и для городского населения. По мере роста государственной и кооперативной торговли доля колхозного рынка падает. Часть своей продукции колхозы и колхозники реализуют через потребительскую кооперацию на комиссионных началах (см. Комиссионная торговля потребкооперации).

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

КОЛХОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ
одна из форм советской торговли, осуществляемая колхозами и колхозниками, реализующими излишки своей сельскохозяйственной продукции, остающейся после выполнения обязательств перед государством и обеспечения своих производственных и личных потребностей. Колхозная торговля возникла в период коллективизации сельского хозяйства, когда в нашей стране осуществлялся переход мелких крестьянских хозяйств на рельсы крупного социалистического земледелия. Особенности колхозной торговли, обусловленной существованием товарного производства, групповой колхозной собственности и личного подсобного хозяйства колхозников, заключаются в том, что купля-продажа совершается между непосредственными производителями и потребителями товаров, цены устанавливаются под влиянием спроса и предложения на рынке. В отличие от государственной и кооперативной торговли (см.) как организованного рынка, объем оборота колхозной торговли и цены не планируются государством. Однако государство регулирует колхозную торговлю посредством мероприятий экономического характера, путем расширения государственной и кооперативной форм торговли, реализующих товары по твердым ценам. Государство оказывает помощь колхозам и колхозникам в доставке и реализации продуктов на колхозных рынках, путем улучшения материально-технической базы рынков, регламентации порядка торговли и т. п.
Увеличение сельскохозяйственного производства, повышение его товарности и проведение определенной политики в области заготовок являются важнейшими и решающими экономическими факторами развития колхозной торговли. Постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства», а также отмена необоснованных ограничений личного подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих, отмена налога с лиц, имеющих в личной собственности скот, создали новые возможности для развития сельскохозяйственного производства, увеличения продажи сельскохозяйственных продуктов государственным и кооперативным организациям, а также на колхозном рынке. Хотя удельный вес колхозной торговли в общем розничном товарообороте невелик (в 1969 г. он составлял 2,8%), тем не менее она играет заметную роль в снабжении городского населения продуктами питания, особенно такими, как мясо, овощи, картофель, фрукты. С 1953 г. получила развитие комиссионная торговля потребительской кооперации, принимающей на комиссию от колхозов и колхозников сельскохозяйственную продукцию по согласованным ценам для реализации ее в городах, поселках и на колхозных рынках. Комиссионная торговля, обеспечивая колхозам и колхозникам большую экономию труда, мобилизует дополнительные товарные ресурсы, стимулирует расширение сельскохозяйственного производства, снижает издержки по реализации продукции, а также воздействует на уровень цен на колхозных рынках. По мере распространения денежной оплаты труда в колхозах получает развитие особая форма торговли внутри колхозов, основной функцией которой является обеспечение колхозников сельскохозяйственными продуктами из общественного хозяйства.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.