КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ
классификация рынков
Существуют различные методы классификации рынков (markets). Рынок некоторого товара может определяться субститутами (substitutes) этого товара. То есть размер рынка определяется набором товаров, которые могут рассматриваться как заменители данного товара. В соответствии с другим подходом рынок товара определяется границами, в которых для производителей товара представляет интерес реакция других производителей на любые изменения цен, объемов производства и качества их продукта. Было предложено также определять тип рынка по тому, насколько свободно новые производители могут внедриться наданный рынок. Это можетбыть разумным тогда, когда входные барьеры (barriers to entry) создаются на основе дифференциации продукции, ее различий у существующих и новых фирм, однако такой подход менее обоснован, если барьеры создаются на основе преднамеренной политики существующих фирм, направленной на недопущение на рынок новых конкурентов, например, путем установления цен ниже средних издержек производства новой фирмы, юридических
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ
рынки классифицируют по следующим критериям: по собственности: рынок частного сектора; рынок государственного сектора; по объектам: 1) рынок ресурсов: а) земли: б) капиталов (машин, станков, оборудования, сырья и материалов), в) труда (рабочей силы); г) производственной инфраструктуры (информации, энергетики, транспорта, науки, патентов, лицензий, рекламы); д) финансовый рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок; 2) рынок потребительских товаров и услуг: а) товаров кратковременного пользования (хлеб, молоко, сигареты и т. д.); б) товаров долговременного пользования (автомобили, мебель, жилые дома и т. д.); в) предметов роскоши (яхты, алмазы и т. д.): г) социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, бытовые услуги и т. д.); по территориальному охвату: 1) национальный рынок – рынок одной страны (российский, китайский и т. д.); 2) региональный – рынок стран, объединенных территориально (европейский, азиатский и т. д.); 3) мировой рынок – рынок всех стран вместе взятых; по организационно-правовому признаку в рыночной экономике выделяют: аукционы, биржи, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, тендеры (торги), торговля по интернету и т. д. Покупатели и продавцы не обязательно должны встречаться лицом к лицу. Рыночная инфраструктура – это совокупность сооружений, служб и учреждений, обеспечивающих непрерывность и быстроту осуществления актов купли-продажи товаров и услуг. К ней относятся: магазины, биржи, аукционы, ярмарки, выставки, финансовые и нефинансовые учреждения, аудиторские компании, налоговая и таможенная службы и т. д. Нет рыночной инфраструктуры – нет рынка, т. е. нет условий для совершения трансакций, или сделок, В этой связи возникают трансакционные издержки, т. е. издержки в сфере обмена, связанные с ведением переговоров, заключением контрактов, поиском информации, защитой прав собственности.
Источник: Экономический словарь.