КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ . ВОПРОСЫ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА

Найдено 1 определение
КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ШКОЛА). ВОПРОСЫ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА
англ. classic theory) – школа экономической мысли, создавшая классическую политическую экономию. Представители К. школы исследовали становление и развитие рыночной экономики, разработали систему экономич. категорий и законов, а также причинноследственный метод познания экономич. явлений. К. школой была создана концепция экономич. либерализма, к-рая заключалась в невмешательстве гос-ва в экономику и поддержке свободной рыночной конкуренции. К. школа возникла в конце XVII в. и существовала почти 200 лет до конца ХIХ в. В ее развитии выделяют 4 этапа. 1-й этап связан с возникновением идей К. школы в кон. XVII – сер. XVIII вв. В Англии в полемику с меркантилизмом вступил Уильям Петти (1623–87). В труде «Политическая арифметика» (1683) впервые были использованы элементы статистики в анализе экономич. проблем. Во Франции известен Пьер Буагильбер (1646–1714), к-рый одновременно с У. Петти выдвинул теорию трудовой стоимости. Деньги он рассматривал как осн. зло, приносящее людям бедствия. Уменьшить власть денег предлагал путем сведения функции денег только как к инструменту обращения. Идеи К. школы развили французские экономисты, объединенные в школу физиократов, родоначальником к-рых был Франсуа Кенэ (1694–1774). 2-й этап протекал в конце XVIII в. и ознаменовался становлением классической политической экономии благодаря деятельности великого англ. экономиста Адама Смита (1723–90). 3-й этап пришелся на первую пол. XIX в. и отмечен эволюцией ее идей. Осн. представители: Давид Рикардо (1772–1823) и Томас Роберт Мальтус (1766–1834) в Великобритании; Жан-Батист Сэй (1767–1832) во Франции; Генри Чарлз Кэри (1793–1879) в Америке. 4-й этап приходится на 2-ю пол. XIX в. и связан с именами англ. экономиста Джона Стюарта Милля (1806– 73) и известного немецкого экономиста Карла Маркса (1818–83) (см. Экономическое учение Маркса). К. школа в качестве осн. объекта исследования рассматривала процесс производства, ост. фазы обществ. воспроизводства рассматривались как зависимые, обусловленные закономерностями произ-ва. Она внесла большой вклад в развитие теории финансов, денег и кредита. У. Петти на заре формирования идей К. школы в «Трактате о налогах и сборах» (1662) исследовал разл. статьи гос. расходов, в работе «Разное о деньгах» (1682) выступил сторонником количественной теории денег, указывая на закономерности в колве денег, необходимых для обращения. Физиократы как представители одного из направлений К. школы рассматривали деньги в первую очередь как средство обращения. Анн Робер Жак Тюрго (1727–81) расценивал деньги из золота и серебра в качестве одного из товаров и отмечал, что золото теряет в цене, если его кол-во увеличивается. Тюрго указывал на неудобство бумажных денег в случае, когда их кол-во не соответствует объему производимых товаров. Он исследовал также природу ден. процента как части прибыли, крую можно получить, имея деньги. А. Смит, создатель рыночной экономической системы, включающей понятия «человека экономического», «правила невидимой руки» и «естественного порядка», в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) продолжает традиции классиков в теории денег. Деньги рассматриваются им как техническое орудие обмена, торговли. Смит пишет: «Деньги – это великое колесо обращения». Осн. функция денег, по Смиту – функция обращения. В 5-й книге указ. работы предлагаются правила налогообложения: нужно возлагать их не на один класс, как это было у физиократов, а на труд, капитал и землю, распределять налоги пропорционально имуществ. состоянию, четко устанавливать сроки, способ, размер платежей и санкции за неуплату. Смит предложил концепцию коммерч. банковского дела на основе учета только «реальных векселей», для того чтобы бумажные деньги не выпускались в избытке. Д. Рикардо разработал теорию банков и развил количеств. теорию денег на основе созданной им теории междунар. торговли и сравнительных преимуществ. Рикардо объяснил законы, управляющие обращением товаров и денег между странами, причины их приливов и отливов. Придерживаясь в междунар. торговле идеи фритредерства (свободной торговли), Рикардо показал, что возникновение пассивного торгового баланса в стране приводит к оттоку денег за границу для оплаты излишка ввоза, вследствие этого деньги внутри страны становятся редкими и цены товаров падают. Такая ситуация способствует уменьшению импорта и увеличению экспорта. Деньги перестают уходить за границу и возвращаются на родину. Т. о. экономич. силы содействуют приведению торгового баланса к равновесию. Рикардо разработал принципы выпуска банками банковских билетов, к-рые легли в основу законов, принятых в Великобритании в 1822 и 1844. Рикардо выступил против системы свободного выпуска банковских билетов, поскольку считал ее неспособной к саморегулированию. Он проповедовал нечто вроде режима принудительного курса, к-рый мог функционировать только в условиях монополии гос. банка. К. Маркс развил теорию денег, их эволюции и функций, теорию процента, налогов, банков. Дж. С. Милль завершает рыночную ветвь К. школы и в своем труде «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848) подтверждает сложившуюся концепцию «нейтральности» денег, т.е. инструмента, облегчающего процесс обращения, демонстрируя тем самым недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса. Милль придерживается количественной теории денег, согласно к-рой увеличение или уменьшение кол-ва денег влияет на изменение относительных цен товаров. Рассматривая регулирующие функции гос-ва в отношении банков, он отмечает, что центральный банк должен способствовать росту банковского процента с целью привлечения в страну иностранного капитала и усиления нац. валютного курса, что в свою очередь предотвратит утечку золота за границу. Рассматривая гос. финансы, Милль обосновывал нежелательность крупных гос. расходов

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь