классическая экономическая теория
классическая экономическая теория
экономическая теория, которая получила развитие в XVIII-XIX вв. в Англии в работах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля и представляет собой первую формулировку существа капиталистической системы эпохи свободной конкуренции; такая теория господствовала в Англии и США до кризиса начала 1930-х гг., когда большую популярность получило кейнсианство; см. Keynesian economics.
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Классическая экономическая теория
«Классическая экономическая теория выделяет факторы производства, под которыми подразумеваются ресурсы, которые используются при пользовании товарами и услугами». К.г.н., доц. Соколов С. Н. Географические кластеры и проблемы их конкурентоспособности // География и экология. Сборник научных трудов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. Вып. 3. — С. 29.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(classical есоnomics) — школа или система экономических идей, основанная на работах Смита, Рикардо, Милля и др., которая господствовала в экономическом мышлении приблизительно до 1870 г., когда произошла «маржиналистская революция».
Классические экономисты видели сущность экономических проблем в производстве и распределении богатства между земледельцами, рабочими и капиталистами и пытались показать, как независимые решения рабочих и капиталистов могут быть скоординированы рыночной системой для создания экономического богатства. Вера в могущество рыночных сил привела их к поддержке laissez-faire, а также идеи свободной торговли между странами. Приблизительно после 1870 г. популярность классических экономических идей упала, ибо их место занял так называемый неоклассический экономический анализ, воплотивший маржиналистские концепции.
Экономисты-классики отрицали какую-либо возможность безработицы, вызванной недостаточным СОВОКУПНЫМ спросом, доказывая, что рыночные силы поддерживают совокупный спрос и потенциальный национальный продукт в равновесии (ЗАКОН СЭЯ). Они, в частности, утверждали, что спады деловой активности вызывают, во-первых, снижение ставок процента под давлением накопленных сбережений, что заставляет фирмы больше занимать и инвестировать, а во-вторых, падение ставок заработной платы под давлением растущей безработицы, что заставляет фирмы нанимать больше рабочих.
См. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ, КЕЙНС, ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Классические экономисты видели сущность экономических проблем в производстве и распределении богатства между земледельцами, рабочими и капиталистами и пытались показать, как независимые решения рабочих и капиталистов могут быть скоординированы рыночной системой для создания экономического богатства. Вера в могущество рыночных сил привела их к поддержке laissez-faire, а также идеи свободной торговли между странами. Приблизительно после 1870 г. популярность классических экономических идей упала, ибо их место занял так называемый неоклассический экономический анализ, воплотивший маржиналистские концепции.
Экономисты-классики отрицали какую-либо возможность безработицы, вызванной недостаточным СОВОКУПНЫМ спросом, доказывая, что рыночные силы поддерживают совокупный спрос и потенциальный национальный продукт в равновесии (ЗАКОН СЭЯ). Они, в частности, утверждали, что спады деловой активности вызывают, во-первых, снижение ставок процента под давлением накопленных сбережений, что заставляет фирмы больше занимать и инвестировать, а во-вторых, падение ставок заработной платы под давлением растущей безработицы, что заставляет фирмы нанимать больше рабочих.
См. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ, КЕЙНС, ЭКОНОМИКА ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
классическая экономическая теория
Экономическая мысль периода с середины XVIII до середины XIX в., значительный вклад в которую сделали британские ученые. Главными представителями классической школы были Смит (Smith), Рикардо (Ricardo), Мальтус (Malthus), Сэй (Say), Сениор (Senior) и Дж.С.Милль (Mill). Теория классической школы изучала в основном экономический рост и развитие, а также исследовала природу и источники богатства наций, распределение национального продукта (national product) между собственниками факторов производства (factors of production) в условиях роста населения, ограниченных ресурсов и свободной конкуренции в рамках экономики свободного предпринимательства. Упор делался на накопление капитала, расширение рынков и разделение труда (division of labour). Классическая экономическая теория была ориентирована на рекомендации экономической политики, хотя воз-можность государственного вмешательства обосновывалась прагматическими соображениями, особенно в случае несостоятельности рынка. Для сменившей ее неоклассической теории (neo-classical economics) была характерна статическая точка зрения, она уделяла особое внимание изучению принципов, определяющих эффективное распределение ресурсов. Классическая теория изучала также микроэкономические проблемы. Классическая теория ценности (стоимости) делала акцент на затратах производства и трудовой теории стоимости (labour theory of value), тогда как неоклассическая теория подчеркивала субъективные аспекты ценности. В неоклассической теории все цены определяются одними и теми же силами (предложением и спросом и лежащими в их основе издержками и потребностями), тогда как классическая теория полагалась на специальные теории. Цены на продукты выводились из «естественных норм вознаграждения» факторов, участвующих в их производстве, - вознаграждения собственнику земли, те. ренты, определяемой ограниченностью земли и разницей плодородия различных участков, и заработной платы, определяемой долгосрочной стоимостью средств к существованию работника, а прибыль получалась в качестве ос-татка. В отличие от других школ, за исключением теории Маркса, классическая школа имела свою теорию народонаселения, поскольку мальтузианский (malthusian) подход был принят большинством ее членов. Слабости классической школы заключались в неадекватной трактовке совокупного спроса (см. Say’s law) и неясности в вопросе о том, что определяет предложение капиталадля обеспечения фонда заработной платы (wage fund) и физических инвестиций. В вопросе методологии классическая школа распалась на два лагеря. В одном лагере были те, кто следовал индуктивному методу, например Смит (Smith), форму-лировавший эмпирические предпосылки, выводивший эмпирические законы, обоснованные этими предпосылками, и проверявший полученные результаты другими эмпирическими данными. Самым известным представителем второй группы был Рикардо (Ricardo), следовавший дедуктивному методу, который заключался в том, что он формулировал гипотетические предпосылки, делал на их основе заключения, не пытаясь установить истинность полученных результатов. Эту процедуру Шумпетер (Schumpeter) в своей «Истории экономического анализа» назвал «рикардианским пороком».
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003