КИТАЙ

Найдено 1 определение
КИТАЙ
Экономическая мысль. К сер. 1-го тысячелетия до н. э. Китай достиг относительно высокого уровня развития. В 6 в. до н. э. начались обработка железа и ироиз-во железных орудий, усилился торг. обмен, появились металлич. деньги. значит. роль в экономич. и политич. жизни царств
Др. Китая стало играть купечество. Усилилась классовая борьба Осн. социальных групп Др. Китая: старой родовой знати, сел. общинников, гор. низов и стоящих над ними гор. богачей. Обострение классовых противоречий в условиях рабовладельч. общества нашло отражение в зарождении и борьбе различных идеологии, течений. В 6 - 3 вв. до н. э. возникли ведущие школы др.-кит. философской мысли: конфуцианство, даосизм, школа Мо-цзы, учение «Фацзя», или т. н. законников. На протяжении веков между этими школами велась острая полемика о рабстве и общине, судьбах последней, её экономич. возможностях и недостатках, степени вмешательства гос-ва в экономич. жизнь.
С идеология, обоснованием интересов старой родовой аристократии, заинтересованной в сохранении своих привилегий, связанных с исконными патриархально-родовыми отношениями и традициями, выступил др.кит. мыслитель Конфуций (551 - 479 до н. э.). Его учение поддерживало авторитет старины, опиралось на вечный и неизменный порядок, установленный ещё легендарными правителями глубокой древности в качестве высшей мудрости, и на протяжении многих веков оказывало большое влияние на все стороны развития кит. общества, гос. политику, нормы этики и морали, формирование философской и общественно-экономич. мысли. Защищавшее стабильность общественно-политич. строя, строгую иерархию в отношениях между людьми, управление на основе неукоснительного соблюдения ритуалов и обрядов, определённых норм поведения и мышления, конфуцианство во 2 в. до н. э., когда раздробленный Китай был объединён под властью династии Хань, было провозглашено основой офиц. доктрины, стало важной опорой монархия, власти.
Конфуций подчёркивал естеств. характер, «неотвратимость» деления людей на высших и низших, благородных и простолюдинов, господ и рабов. Простой народ не должен обсуждать гос. дела, допускаться к управлению гос-вом. Власть благородных мужей над простолюдинами (сяожэнь) предопределяется их более высокими моральными качествами. Эти концепции конфуцианства использовались господствующими классами для воспитания в народе повиновения, чинопочитания и покорности судьбе.
Учение Конфуция, развитое его многочисл. последователями, эволюционировало и модернизировалось, всё более приспосабливалось к условиям централизованной империи, задачам стабилизации гос-ва, обеспечения надёжности функционирования его чиновничье-бюрократич. аппарата. В связи с этим на первый план выдвигались идеи социального порядка, основанного на беспрекословном подчинении власти, ассоциировавшейся со старшинством и мудростью, учение о верности подданного государю. Конфуцианство требовало от правителей ставить каждого человека на его место в обществе согласно занимаемому положению, твёрдого, неизменного социального порядка, когда государь является государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном.
Конфуцианская идеология оказывала влияние также и на внешнюю политику Китая. Китай определялся «центром Вселенной», «поднебесной империей», все некитайцы считались «варварами», нуждающимися в насильственной ассимиляции.
Учение Конфуция противоречиво. Будучи в основном реакционным, оно содержит и отд. прогрессивные элементы, в т. ч. осуждение междоусобных войн и требование централизации гос-ва ранними конфуцианцами. Попытки сгладить классовые конфликты сказались у Конфуция и его последователей в призывах к правителям не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, заботиться об улучшении нар. благосостояния, смягчать налоги и поборы, в осуждении чрезмерного богатства, протесте против роскоши.
В накоплении материального богатства Конфуций важную роль отводил росту населения.
В приписываемом Конфуцию трактате «Ли-цзы» («Книга о ритуале») он, опираясь на идеализируемые им патриархально-общинные отношения, утопически рассматривает будущее общество «Великого единения» («Да тун»), в к-ром будут всеобщее благоденствие, имущественное равенство, частная собственность не будет кумиром, исчезнут связанные с ней эгоизм, воровство, разбой, распри и войны, повсюду водворятся мир, правда, благополучие, люди станут работать не только для себя.
Защищавшее незыблемость общественно-политич. строя, общественную иерархию, застойные порядки и традиции, позднее конфуцианство сыграло роль в обосновании консервативной стабильности кит. общества на протяжении двух тысячелетий.
Идея пассивного протеста разоряющихся сел. общинников, терпящих бедствия в результате усиления гнёта со стороны родовой знати и непрерывных войн, содержится в учении даосизма, основателем к-рого, по преданию, был др.-кит. мыслитель Лао-цзы (6 в. до н. э.). Учение даосизма, изложенное в книге «Дао дэ цзип», выступало против социального неравенства, угнетения крестьян и накопления господствующими классами богатств, к-рые оно называет результатом грабежа, разбоя. В «Дао дэ цзине» рассматривалось с материалистич. позиций происхождение гос-ва. Обличая социальное зло, Лао-цзы говорил, что вследствие политики господствующих классов богатые ещё больше богатеют, а бедные нищают. Вместе с тем его учение, порицая эксплуататорский строй, идеализировало первобытнообщинные порядки и призывало повернуть историю вспять, вернуться к древности.
В борьбе против конфуцианства сформировалось учение Мо-цзы (Мо Ди), отражавшее интересы угнетённых масс. Монеты исходили из признания природного равенства всех людей, выступали против сословности, за устранение незаслуженных привилегий представителей знати, не участвующих в труде, но присваивающих его плоды, против угнетения родовой знатью и гор. богачами крестьянства и ремесленников. Оставаясь на позициях частной собственности, монеты выступали за развитие свободной инициативы мелких производителей на основе «взаимной выгоды» и «всеобщей любви», с тем чтобы совместно добиваться благополучия. Они считали, что все люди должны заниматься физич. трудом, тогда в стране будет достаток.
Идея «всеобщей взаимной любви» у Мо-цзы противостоит принципу застывшей этич. градации людей у Конфуция. Мо-цзы выступает против домашнего рабства. В идеализации этич. взаимоотношений людей проявилось непонимание Мо-цзы история, причин классовых антагонизмов в обществе. Мо-цзы выступал против роскоши, чрезмерного потребления, к-рое ведёт к росту налогов, усилению эксплуатации и гибели людей, препятствует увеличению человеческого рода. Он порицал завоеват. войны, т. к. они приносят бедствия народу, ведутся не из-за чести и справедливости, а ради захвата земли, рабов и богатств. Вместе с тем Мо-цзы признавал справедливость освободит. войн. Мо-цзы выдвигал идею договорного происхождения гос-ва. «Чтобы сделать государство сильным, - говорил Мо-цзы, - необходимо распределять должности в государстве не по происхождению, богатству или родственным отношениям, а в соответствии с личными качествами, выдвигать для руководства государством бескорыстных и талантливых людей».
Интересы новой имущественной знати, требующей создания единой централизованной власти и ликвидации привилегий старой рабовладельческой аристократии, выражало идеологическое направление «Фацзя»,
Оно сложилось в 4 - 3 вв. до н. э. в борьбе с конфуцианством. Если конфуцианство в значительной степени занималось нравственно-этич. вопросами, то школа «Фацзя» большое внимание уделяла вопросам организации гос. управления, к-рое, по её мнению, должно быть основано не на традициях и ритуале, а на совершенном гос. законодательстве. Крупнейший представитель школы «Фацзя» Хань Фэй (ок. 280 - 230 до н. э.) отвергал возможность гос. управления на основе этических норм гуманности, долга, справедливости и был сторонником насилия, жёсткой централизации власти в гос-ве, укрепления его экономич. и воен. могущества на основе безоговорочного исполнения законов. Накопление богатств одобрялось только в гос. казне. экономич. основой страны Хань Фэй считал с. х-во. Он требовал поощрения земледельцев и солдат, т. к. они охраняют население. Главной причиной бедности он считал лень и расточительство. Хань Фэй советовал правителям облагать богатых налогами. По своему социальному характеру учение «Фацзя» было направлено на поощрение обогащения зажиточных земледельцев.
Это учение нашло отражение в реформах Шан Яна, министра княжества Цинь, проведённых ок. 350 до н. э. Реформами вводилась частная собственность на землю, разрешалась её купля-продажа. Разоряющиеся «от лени» семьи отдавались в рабство. Вместо взимания десятины от урожая вводился гос. поземельный налог в зависимости от обрабатываемой площади. Регламентировались торговля и ремесло. Реформы Шан Яна встретили ожесточённое сопротивление старой зем. аристократии, что привело к казни реформатора. Однако реформы остались в силе и не были отменены.
Экономич. мысль Др. Китая ярко отразилась в трактате «Гуанъ-цзы» (4 - 3 вв. до н. э.), написанном неизвестными авторами. Трактат придавал большое значение экономич. политике гос-ва в борьбе с неблагоприятными природными условиями. Рекомендовалось создание гос. запасов зерна для стабилизации цен, введение косвенных налогов (на соль, железо). В трактате рассматривались также вопросы соотношения натурального и товарного х-в, ограждения народа от эксплуатации со стороны торговцев и ростовщиков.
Представителем конфуцианского направления был один из крупнейших мыслителей Др. Китая Дун Чжуншу (2 в. до н. э.). Школа Дун Чжун-шу требовала ограничить размеры крупного землевладения, уменьшить налоги, пошлины и трудовые повинности, отменить гос. монополию на железо и соль. Критика идеалистич. школы Дун Чжун-шу содержится в материалистическом учении Ван Чуна (27 - ок. 97 н. э.), изложенного им в трактате «Критические рассуждения» («Лунь Хэн»).
В 1 в. н. э. была проведена агр. реформа Ван Мана, направленная на восстановление позиций крест. общины под властью деспотия, гос-ва в ущерб крупному землевладению. Эта реформа представляет собой попытку путём фактич. национализации земли и вмешательства гос-ва в экономич. жизнь ограничить крупную наследственную аристократию. Крупный сановник, захвативший власть в 8 г. н. э., Ван Ман (император в 9 - 23) объявил всю землю в стране государственной, установил макс. нормы для крупного землевладения аристократов и уравнительное землепользование для крестьян. Указом была запрещена торговля не только землёй, но и рабами, к-рые были объявлены гос. собственностью. Гос. вмешательство в экономику выразилось также в учреждении особых управлений для регулирования рыночных цен и регламентирования ссудного процента, в гос. монополии на ряд предметов потребления. Оппозиция реформе не только со стороны господствующих классов, прежде всего крупных землевладельцев, но и ео стороны значит. части мелких собственников (частная собственность на землю уже укоренилась среди крестьянства) вызвала массовые нарушения указа, несмотря на жестокие наказания нарушителей. Поэтому уже в 12 г. Ван Ман отказался от своей реформы.
В период средневековья классовые противоречия кит. феодализма достигли большой остроты, находя своё проявление в мощных крест. восстаниях, в результате к-рых господствующие классы вынуждены были пойти на нек-рые уступки: принятие законов об ослаблении налогового бремени, смягчении наказаний.
Представители экономич. мысли средневековья много внимания уделяли агр. проблемам, связанным с взаимоотношениями крестьянства и феодалов. Возможности примирения этих классов общества рассматривал мыслитель Чжан Цзай (1020 - 77). Средством разрешения противоречий между помещиками и крестьянами, по мнению Чжан Цзая, должна быть национализация земли с последующим её распределением по едокам. Для того чтобы обеспечить помещикам сохранение прежних доходов, им необходимо предоставить соответствующую гос. службу.
Концепции Чжан Цзая развивал Ван Ань-ши (1021 - 86), выдвинувший свою экономич. теорию и начавший её частичное осуществление. «Новый закон» Ван Ань-ши, направленный на смягчение противоречий между помещиками и крестьянами, предусматривал более равномерное налоговое обложение крестьянства, замену гос. барщины денежным налогом. Предполагав лось проведение зем. переписи. Намечались также введение гос. кредитования крестьян, создание гос. торг. предприятий, могущих оказать влияние на регулирование рынка, замена наёмной армии набором рекрутов. Реформы Ван Ань-ши были враждебно встречены крупными помещиками и ростовщиками и потерпели неудачу.
В начале Цинской (Маньчжурской) династии представителем экономич. мысли Китая, оппозиционно настроенным к господствующему режиму, был видный мыслитель Ван Чуань-шань (1619 - 92). В бедствиях народа он обвинял кит. феодалов, объединившихся с иноземными захватчиками. Ван Чуань-шань подверг острой критике антипатриотич., предательскую роль кит. феодалов, раздробленность страны, отстаивал идеи народоправства.
Опиумная война (1840 - 42) означала усиление иностр. агрессии против Китая, начало превращения Китая в полуколониальную страну. В ответ на усиление гнёта феодалов и иностр. вторжение нар. массы поднимались на борьбу. Только за 1841 - 49 произошло 110 восстаний и волнений. Наиболее продолжительной не только в китайской, но и во всемирной истории была антифеодальная крест. война - тайпинское восстание (1851 - 64). Идеологом и вдохновителем тайпинского восстания был выходец из бедной крест. семьи Хун Сю-цюань (1814 - 64). В 40-х гг. 19 в. на юге страны им было создано «Общество поклонения Верховному владыке», носившее религиозно-политич. характер. Напоминавшее христианскую ересь, учение Хун Сю-цюаня призывало к созданию «небесного царства» на Земле, к свержению маньчжурской династии, к социальному равенству. Проповедь идей всеобщего равенства и братства, освобождения от феод. гнёта была поддержана восставшими массами. Восстание охватило значит. территорию. На юге страны было создано крест. «Государство великого благоденствия» («Тайпин тянь го») во главе с Хун Сю-цюанем. После взятия восставшими Нанкина в 1853 был обнародован «Земельный закон небесной династии», где указывалось: «Земля обрабатывается сообща, продукты распределяются одинаково, одежда используется всеми, наличные деньги расходуются на всех, всюду должно соблюдаться равенство. Все должны быть сытыми и иметь кров».
В «Законе» говорилось, что все должны жить «одной большой семьёй», в к-рой никто не должен иметь имущества и частной собственности. Всё производимое в х-ве поступает в «священные кладовые» верховного владыки и подлежит уравнительному распределению среди населения. «Закон», явившийся программой создания нового общественного и экономич. строя, устанавливал общие принципы уравнительного перераспределения всей обрабатываемой земли, обобществления труда, объединения сел. населения в замкнутые хозяйственные, военизированные и религиозные патриархальные общины. Члены общин, жизнь к-рых строго регламентировалась, помимо полевых работ должны были также заниматься ремёслами. Излишки продукции, произведённой сверх минимальной прожиточной нормы, лишние деньги должны были сдаваться на общий склад. Налоги, т. о., заменялись сдачей излишков гос-ву. В сфере гос. и политич. устройства «Законом» устанавливались выборность народом администрации и воен. руководства, равноправие женщин с мужчинами, нек-рые меры социального обеспечения. В стремлении к созданию «справедливого общественного строя», основанного на принципах уравнительности, сказался утопизм примитивного крест. коммунизма. Вместе с тем очевидна прогрессивность идеи равенства в условиях феод. отношений, т. к. она сплачивала крестьянство на борьбу против феода лов-помещиков, способствовала ломке крепостнич. строя.
Последняя треть 19 в. характеризуется вторжением иностр. капитала, ускорением разложения натурального х-ва, активизацией процесса формирования кит. нации. Начинает создаваться совр. пром-сть, усиливается развитие капиталистич. отношений, в т. ч. товарно-денежных, формируется общекитайский нац. рынок, страна втягивается в орбиту мировой торговли. Однако реакц. строй тормозил развитие капиталистич. отношений, что вызывало недовольство нарождающейся кит. буржуазии.
Поражения Китая во франко-кит. (1884 - 85) и японо-кит. (1894 - 95) войнах способствовали обострению политич. кризиса в стране и усилению недовольства существующим режимом. В 1865 - 95 в среде прогрессивной интеллигенции формируется движение т. н. ранних реформаторов (Фын Гуй-фэнь, Ван Тао, Сюэ Фу-чэн). Причину всех бедствий Китая эти представители бурж. политич. и экономич. мысли видели в засилье феод. порядков, в колониальном закабалении страны, в феод.бюрократич. режиме. Они считали, что преодолеть отсталость Китая можно только посредством политич. и экономич. реформ, идя по пути Запада, овладев его научно-технич. опытом. В области гос. устройства реформаторы требовали ликвидации феод. абсолютистского режима, установления в Китае конституционного строя. Большое внимание уделялось ими также изменению системы образования. Свои программы реформаторы пытались осуществить посредством «реформ сверху», опираясь на «мудрых правителей», «мудрецов», опасаясь пробудить революц. активность нар. масс.
В кон. 19 в. возникло т. н. позднее бурж. реформаторское движение, отражавшее интересы зарождающейся буржуазии, вышедшей из среды бюрократия, кругов и помещиков. Его представители - Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун, Янь Фу. Кан Ю-вэй (1858 - 1927) резко критиковал деспотия, режим маньчжурской династии, отстаивал переход к конституционному гос. строю, учреждение парламента. Требование реформаторами преобразования политич. и экономич. системы Китая означало по существу устранение преград на пути капиталистич. развития страны. Они ссылались при этом на опыт реформ Петра I в России и революции Мэйцзи в Японии. Преобразование страны мыслилось ими также путём «изменения законов», без революционной борьбы.
С позиции умеренного реформаторства Кан Ю-вэй создал утопия, теорию общества «Великого единения», изложенную в «Книге о Великом единении» («Да-тун шу», 1913, опубл. 1955) и др. работах. Критикуя не только феодальный, но и капиталистич. строй, он рисовал общество, в к-ром не будет гос-ва, семьи, частной собственности. В институте частной собственности Кан Ю-вэй видел главную причину социального неравенства и поэтому переход к обществу «Великого единения» связывал с созданием общественной собственности на средства произ-ва и продукты труда. Но такой переход мыслился им путём мирной, закоподат. замены феод.-монархия, строя демократическим, бурж.-республиканским, путём обобществления средств произ-ва при отсутствии сопротивления со стороны имущих классов. Лян Ци-чао (1873 - 1929), ученик и соратник Кан Ю-вэя, объяснял экономич. слабость Китая отсталой формой абсолютистского политич. режима.
Близким соратником Кан Ю-вэя был Тань Сы-тун (1865 - 98). Его мировоззрение формировалось под влиянием материалистич. идей. В своих ранних работах («Жэнь сюэ» - «Учение о гуманности» и др.) он критиковал феод. строй Китая и требовал изменения политич., экономич. и духовной жизни страны. Он писал о будущем идеальном обществе, в к-ром не будет государства, деспотизма, войн, где каждый человек будет свободным.
К реформаторскому движению был близок также Янь Фу (1853 - 1921), отличавшийся, однако, непоследовательностью и склонностью к компромиссу. Находясь под влиянием идей Г. Спенсера, Янь Фу утверждал, что могущество или слабость государства определяются физическими, умственными и нравственными качествами народа. Причиной экономич. отсталости Китая Янь Фу ошибочно считал упадок духовных и нравственных сил его населения, вызванный недостатками воспитания и, исходя из этого, главным средством «лечения больного» считал обновление морали, нравственных устоев, развитие нар. просвещения.
В 1898 в период кратковременного (в течение 102 дней) пребывания Кан Ю-вэя вместе с группой его соратников (Лян Ци-чао, Тань Сы-тун и др.) у власти началась подготовка реформ, но после реакц. дворцового переворота и поражения Кан Ю-вэй был вынужден бежать в Сянган. Поражение реформаторов подтвердило безнадёжность попыток «обновления» феод.-монархия, режима мирным путём, посредством «реформ сверху».
На смену реформаторам пришло движение революц. бурж. демократии в лице её наиболее последовательной идеологии - суньятсенизма. Во главе этого движения, направленного на насильственное свержение маньчжурской Цинской династии и создание демократич. власти, встало основанное в 1894 Сунь Ят-сеном «Общество возрождения Китая» («Синчжунхэй»).
В начальный период своей деятельности Сунь Ят-сен обратился к фактической главе Цинского пр-ва - Ли Хун-чжану с программой бурж. реформ, направленных на развитие пром-сти, с. х-ва, торговли, транспорта, отмену внутригос. таможенных тарифов, улучшение системы образования. Сунь Ят-сен советовал пойти по пути Запада, указывая, что на лучшей организации гос-ва и экономики основывается и его воен. мощь. Обращение осталось без ответа. Позднее Сунь Ят-сен под влиянием Революции 1905 - 07 в России пришёл к глубокому убеждению, что не путём бурж. либеральных реформ, а лишь в результате борьбы народ может завоевать политич. и экономич. свободы. Организованная Сунь Ят-сеном в 1905 «Союзная лига Китая» («Чжунготунмынхуэй») явилась массовой орг-цией с более широкой революц. программой, одним из пунктов к-рой было свержение маньчжурской монархии и учреждение демократич. республики, проведение агр. реформы и «уравнение прав на землю». Программа содержала в общем виде учение о трёх принципах Сунь Ят-сена: «принцип наций» (борьба за нац. независимость), «принцип народовластия» (борьба за демократич. переустройство Китая), «принцип народного благоденствия» (борьба за интересы нар. масс).
Важной составной частью экономич. программы Сунь Ят-сена являлось осуществление радикальной агр. реформы, сводившейся, в конечном счёте, к национализации земли. После Великой Окт. социалистич. революции в России Сунь Ят-сен конкретизировал расплывчатый принцип «уравнения прав на землю», выдвинув более понятный крестьянству лозунг «каждому пахарю - своё поле». Направленная на демократизацию страны, ломку феод. отношений, союз с широкими массами крестьянства, эта программа была прогрессивной. Вместе с тем на первом этапе своей деятельности Сунь Ят-сен ошибочно полагал, что вследствие феод. отсталости, «всеобщей бедности» развитие Китая сможет пойти отличным от капиталистич. стран Запада путём, т. к. в Китае якобы можно «предупредить» возможность появления капиталистич. системы со всеми её отрицательными последствиями. В этом сказывался народнический характер нек-рых экономич. концепций Сунь Ят-сена, на что указывал В. И. Ленин ещё в 1912 (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 400 - 06). Ленин одновременно отмечал, что программа Сунь Ят-сена являлась оружием «...громадного духовного и революционного подъема масс» (там же, с. 403).Слабым местом программы Сунь Ят-сена была также необоснованная надежда на оказание капиталистич. державами помощи кит. революции. После Великой Окт. социалистич. революции общественно-политич. взгляды Сунь Ятсена претерпели серьёзные изменения. Эволюция взглядов Сунь Ят-сена объясняется влиянием таких факторов, как поражение бурж.-демократич. революции 1911 - 13 из-за отсутствия у руководимой им партии сколько-нибудь значит. социальной базы, крах иллюзий о возможности создания «государства народовластия» с помощью капиталистич. держав, без социальной революции и использования опыта Сов. России. Основанная на «трёх народных принципах» Сунь Ят-сена программа построения «республики народовластия», изложенная в Манифесте 1-го съезда гоминьдана (23 янв. 1924), предусматривала передачу власти народу, уравнение прав на землю, введение закона о землепользовании, включающего налогообложение, размер к-рого должен был определяться ценой на землю, ограничение монополистич. капитала и предоставление гос-ву права эксплуатации и управления крупными предприятиями, же л. дорогами и банками, «имеющими монополистический характер». В Манифесте отмечалась необходимость содействовать развитию движения рабочих и крестьян, борьбы против тех классов, интересы к-рых противостоят интересам рабочих и крестьян. «Три народные принципа» дополнились в 20-х гг. положениями о союзе с Сов. Россией и Коммунистич. партией Китая (КПК), о поддержке рабочих и крестьян. Благодаря этому в течение всего демократич. этапа кит. революции они служили идеология, основой единого нац. фронта в борьбе против империализма, феодализма и бюрократия. капитала.
Борьба революц. демократов, подрывавшая устои реакц. режима и его традиц. идеологию, подготавливала благоприятные условия для восприятия марксизма в Китае. Распространение марксизма в Китае ускорилось в результате антиимпериалистич. и антифеод. движения 4 мая 1919. Первым пропагандистом марксизма в Китае, одним из основателей КПК был профессор Пекинского ун-та Ли Дачжао. Он подчёркивал, что идеи науч. социализма указывают путь для разрешения всех коренных проблем Китая, а Окт. революция 1917 в России неизбежно приведёт к победе социализма во всём мире.
Победа Окт. революции в России способствовала дальнейшему развитию марксистского движения в Китае, укреплявшегося в острой борьбе с идеологами феод.-компрадорской реакции. Лян Ци-чао, Чжан Ду-синь и др. утверждали, что для Китая необходимо всестороннее капиталистич. развитие, идеи социализма якобы не соответствуют нац. особенностям страны. Бурж. философ-прагматист Ху Ши также считал, что идеи марксизма непригодны для Китая, а попытка решать проблемы страны на основе общих принципов науч. социализма несостоятельна. Им выдвигалась теория постепенной эволюции, исключающая революц. борьбу нар. масс. Кит. коммунисты, разоблачая идеи бурж. реформизма, отстаивая материалистич. понимание истории, разъясняя роль пролетариата в революции и перспективы её развития, завоёвывали на свою сторону широкие нар. массы. В 1921 была создана Коммунистич. партия Китая.
Экономическая мысль в КНР. Длительная борьба кит. народа против внутр. реакции и империализма завершилась в 1949 победой нар. революции и установлением нар. власти в Китае. Используя опыт и поддержку СССР и др. стран социализма, КНР добилась первых успехов на сложном пути экономич. строительства и социалистич. переустройства общества. В КНР были осуществлены коренные социально-экономич. реформы: национализация средств произ-ва, принадлежавших иностр. и компрадорской буржуазии, агр. реформа, начато социалистич. преобразование с. х-ва, пром-сти и торговли.
В 1952 ЦК КПК принял программный документ, в к-ром были сформулированы осн. задачи ген. линии партии в переходный период: создание материально-технич. базы социализма на основе индустриализации страны и обобществления средств произ-ва путём социалистич. преобразований с. х-ва, кустарной пром-сти, а также капиталистич. х-ва нац. буржуазии. В этой программе построения социализма в Китае, превращения его в передовую индустриально-аграрную державу нашли воплощение принципы науч. коммунизма, опыт социалистического строительства в Сов. Союзе применительно к условиям КНР. Ген. линия партии была рассчитана на длительный переходный период, на поэтапное и взаимообусловленное решение поставленных задач.
В КНР широко обсуждались такие вопросы, как характер действия объективных экономич. законов в условиях переходного периода, использование товарно-денежных отношений, формы и методы планирования, природа поземельного вознаграждения в с.-х. производственных кооперативах (СХПК) и фиксированного процента на госкапиталистич. предприятиях.
Успешное выполнение 1-го пятилетнего плана развития нар. х-ва (1953 - 57) позволило заложить основы мн. отраслей совр. пром-сти, базирующихся на достижениях совр. науки и техники, успешно развивать с. х-во. Этому во многом способствовали экономич. и научно-технич. помощь СССР и др. социалистич. стран.
Состоявшийся в сент. 1956 8-й съезд КПК подвёл итоги социалистич. строительства в КНР, подтвердил ген. линию партии в переходный период, отметил важное значение сотрудничества с социалистич. странами, уточнил и конкретизировал осн. направления экономич. политики. Съезд принял также предложения по 2-му пятилетнему плану развития нар. х-ва. Эти первые хоз. успехи вызвали у части руководства КПК, недостаточно марксистски зрелой, преувеличенные представления о возможностях форсирования темпов социалистич. строительства. В мае 1958 на 2-й сессии 8-го съезда КПК была провозглашена новая ген. линия: «напрягая все силы, стремясь вперёд, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее». Этот курс по существу подвергал пересмотру прежние решения съезда и был нацелен на перескакивание через исторически неизбежные этапы развития общества. Он прокламировал использование волюнтаристских методов, волевых решений, адм. нажима. Позднее, в августе 1958, экономич. политика маоистов нашла своё выражение в курсе «трёх красных знамён» «генеральной линии», «большого скачка» и «народных коммун». Одновременно были пересмотрены плановые задания но 2-му пятилетнему плану в сторону совершенно необоснованного и ничем не подкреплённого значительного их повышения. Все эти установки были приняты, исходя из волюнтаристского стремления форсировать переход к коммунизму, осуществление к-рого признавалось не «чем-то отдалённым». Гл. условием перехода к коммунизму считалось не создание высокоразвитой материально-технич. базы, не развитие произ-ва, а форсированное сверху изменение производств. отношений. В самом развитии произ-ва гл. значение придавалось его количественному росту, полностью игнорировались качественная сторона, экономически обоснованные пути и методы роста. В осуществлении «большого скачка» решающая роль отводилась многочисл. населению Китая, макс. использованию его огромных трудовых ресурсов, а также материальных и финанс. средств кооперативов и местных органов власти. Ускоренный переход к коммунизму предполагалось осуществить в короткие сроки путём проведения различных массовых кампаний, предельного увеличения числа работающих и напряжения сил всего народа, резкого увеличения фонда накопления и сокращения фонда потребления, что подрывало принцип материальной заинтересованности трудящихся.
В авг. 1958 было принято постановление о переходе от с.-х. кооперативов к нар. коммунам, к-рым были переданы местные торг., финанс. и нек-рые др. гос. предприятия, а также органы снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации. Коммуны стали совмещать функции хоз., гос. и парт. руководства на местах. Такое слияние органов власти с коммунами предоставило гос-ву возможность распоряжаться по своему усмотрению общественными накоплениями коммун. Огосударствление кооперативных фондов объяснялось необходимостью ускорения перехода от коллективной собственности к всенародной. В коммунах были отвергнуты принципы хозрасчёта и материальной заинтересованности, оплаты по труду. По существу коммуны были превращены в особую форму внеэкономич. принуждения крестьян, выдававшуюся за гл. средство роста экономики. Нарушение социалистич. принципов хоз. строительства привело к резкому спаду в развитии нар. х-ва. Возникли серьёзные хоз. затруднения, порождавшие в крест. стране уравнит. тенденции.
Экономич. потрясения заставили руководство КНР пересмотреть принципы скачка в хоз. политике. В янв. 1961 9-й пленум ЦК КПК принял решение о переходе к политике «урегулирования народного хозяйства». Вновь было уделено нек-рое внимание вопросам устранения нар.-хоз. диспропорций, обеспечения рентабельности предприятий, нормирования произ-ва, улучшения его организации. Результатом этого явилась наметившаяся к 1964 - 65 частичная стабилизация экономики. Однако идейная неустойчивость кит. руководства и его склонность к решениям волюнтаристского характера вновь оказали разрушит, влияние на всё нар. х-во, что с особой силой начало проявляться в 1966 с момента провозглашения т. н. «культурной революции», гл. целью к-рой являлась расправа маоистов со своими идейными противниками - кадрами, оставшимися верными марксизму-ленинизму.
Формируясь ещё с 30-х гг. под воздействием борьбы двух направлений экономич. мысли - научного, марксистско-ленинского и мелкобуржуазного, маоистского, волюнтаристского, экономич. политика КНР в зависимости от соотношения сил на отд. этапах либо в целом отвечала принципам науч. коммунизма (в основном до 1958), либо выражала националистич. маоистскую линию («большой скачок» - 1958 - 60; «культурная революция» - с 1966), либо отражала процесс относительного выравнивания соотношения сил (период «урегулирования» - 1961 - 65).
Сторонники «большого скачка» подвергли пересмотру общетеоретич. принципы социалистич. строительства, в силу чего получили распространение разного рода антинауч. экономич. теории. Была выдвинута концепция «волнообразного развития народного хозяйства» в качестве важнейшей особенности социалистич. воспроизводства, по существу отрицающая закон планомерного, пропорционального развития нар. х-ва. Трудности и недостатки в экономике Китая эта концепция возводит в объективную закономерность и переносит на социалистич. х-во циклич. характер развития экономики. Согласно этой концепции, для социалистич. экономики характерен не планомерный, а скачкообразный рост, при к-ром будто бы подъёмы обязательно периодически сменяются спадами во всех отраслях экономики. Произошёл даже известный поворот назад к физиократизму. Основой экономики было объявлено с. х-во, что неблагоприятно отразилось на процессе индустриализации страны, развитии её пром. потенциала, а тем самым и на всём нар. х-ве. Вместо использования закона стоимости в интересах социалистич. экономики группа Мао Цзэ-дуна резко ограничивала и даже свёртывала товарно-денежные отношения, а хозрасчёт, рентабельность и др. стоимостные категории, с успехом применённые в социалистич. экономике, были объявлены антисоциалистическими. Обнаружилась явная тенденция перехода к исключительно натуральным отношениям, особенно в коммунах и хоз. отношениях с ними. Нарушение осн. экономического закона социализма, игнорирование цели социалистич. произ-ва выражались в попытках объявить «обуржуазиванием» всякое стремление трудящихся к росту материального благосостояния.
Гл. причина провалов экономич. политики руководства КНР заключается в нарушении объективных законов социалистич. строительства, в отходе от ленинских принципов и методов хоз. руководства. Объявив политику «командной силой», к-рая якобы может не считаться с уровнем экономич. развития, руководство КНР тем самым порвало с марксистско-ленинским пониманием политики как концентрированного выражения экономики. Извращённое понимание взаимоотношения политики и экономики группой Мао Цзэдуна основано на отходе её от материалистич. взгляда на история, процесс, на переоценке роли отд. личности, на отказе от материалистич. обоснования экономич. политики. Руководство КНР отрицает осн. экономич. закон социализма, считает, что развитие произ-ва в целях всемерного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей народа якобы ведёт к бурж. перерождению нации и утрате ею революц. сознательности. Подчиняя произ-во задачам наращивания воен. потенциала для осуществления своих гегемонистских устремлений, маоисты замораживают крайне низкий жизненный уровень населения, проповедуют аскетизм и бедность народа («бедность - это хорошо»). Игнорирование роли материальных стимулов в развитии произ-ва в КЦР выражается в пром-сти в отмене сдельщины и системы премиальных вознаграждений, в с. х-ве - в распределении осн. части дохода (70 - 80%) по едокам.
Взгляды, лежащие в основе совр. экономич. политики руководства КНР, не составляют целостной теории, а нрсят эклектич. характер. Представляя собой наиболее опасную разновидность «левого» ревизионизма, выступающего с позиций мелкобурж. национализма и авантюризма, эти взгляды содержат элементы различных воззрений - анархизма, утопии, социализма, троцкистских и эсеровских «теорий». Для них характерны концепции «перманентной революции», военизации труда, «скачков», «героев и толпы», непонимание роли рабочего класса как решающей силы в революции и социалистич. строительстве, абсолютизация значения субъективного фактора. По своей мелкобурж. природе маоизм тяготеет к военно-бюрократич., насильственным методам преобразования общества, к отказу от классового анализа действительности, к подмене науч. коммунизма «казарменным коммунизмом». На экономич. представления маоистов сильное влияние оказали давление мелкобурж. стихии, высокая доля крестьянства в населении Китая, его низкий общеобразоват. уровень. При этом само маоистское руководство выступает выразителем и носителем идей мелкобурж. национализма и великодержавного шовинизма. Нематериалистический, по сути идеалистический, подход маоистов к анализу общественных и экономич. процессов находит своё выражение в преувеличении роли производственных отношений по отношению к производительным силам, надстройки по отношению к базису, политики по отношению к экономике. Тем самым маоисты принижают роль производит. сил, объективных условий в развитии нового обществ. строя. Значение человека, «личностного элемента» признаётся ими в отрыве от «вещественного элемента» производит. сил, оба эти элемента противопоставляются друг другу.
Недооценка маоистским руководством КНР экономич. факторов, его попытки решать задачу подъёма материально-технич. базы КНР лишь посредством политич. движений, «революционизации масс» привели к фактич. отказу от курса на индустриализацию страны, рассчитанного на технич. перевооружение пром-сти и с. х-ва на базе совр. техники. Отрицая закон концентрации произ-ва, маоисты идеализируют мелкое произ-во, делают ставку на массовое развитие мелких, полукустарных предприятий, что ведёт к консервации экономич. отсталости, препятствует росту рабочего класса, укреплению его союза с крестьянством, смычке города и деревни. Руководство КНР, провозгласив курс «сельское хозяйство - основа, промышленность - ведущая сила развития экономики», стремится превратить с. х-во в гл. источник финансирования др. отраслей нар. х-ва, откуда вытекает и маоистская схема регулирования развития нар. х-ва в последовательности «с. х-во, лёгкая пром-сть, тяжёлая пром-сть». Поскольку маоисты не связывают цели построения социализма с потребностями высокоразвитого обществ. произ-ва, с интересами рабочего класса как осн. социальной силы, они не проводят к.-л. различия между переходным периодом от капитализма к социализму и самим социализмом, доводят переходный период и классовую борьбу вплоть до построения коммунизма. Провозглашённый маоистами курс «опоры на собственные силы» внутри страны означает сведение к минимуму связей между хоз. отраслями и районами, роли товарнно-ден. отношений. Маоисты выступают за создание самообеспечивающихся пром. и с.-х. комплексов, отказ от специализации и кооперирования произ-ва. Во внешнеэкономич. политике для маоистов характерны отказ от принципа пролетарского интернационализма, крайний антисоветизм. Под предлогом курса «опоры на собственные силы» отрицается объективная закономерность экономич. сближения социалистич. стран, что является следствием нац. ограниченности маоистского руководства и его нежелания видеть те огромные возможности, к-рые таятся в плановом обмене продукцией на основе междунар. социалистич. разделения труда. Маоисты полагают, что страна обязана сама обеспечивать свои потребности во всех необходимых товарах, что не отвечает условиям научно-технич. прогресса и отражает отсталость их экономич. представления о тенденциях развития мировой социалистич. системы и всего мирового хозяйства.
Состоявшиеся 9-й съезд КПК (апр. 1969) и 10-й съезд КПК (авг. 1973) не выдвинули никакой позитивной программы дальнейшего социально-экономич. развития кит. общества. В их решениях гл. задачей в период строительства социализма объявляется не развитие производит. сил, а искусственное обострение классовой борьбы, развёртывание политич. кампаний, «подготовка страны к войне и стихийным бедствиям». В Китае до сих пор не восстановлен разгромленный в ходе «культурной революции» гос. аппарат, подавляются малейшие попытки критич. экономич. мысли, а в качестве задачи экономич. науки выдвигается обоснование валюнтаристского курса руководства КНР.
Научные и учебные заведения КНР, занимающиеся экономич. исследованиями: Ин-т экономики АН КНР (Пекин); Отделение Ин-та экономики АН КНР (Шанхай); экономич. ф-т Народного ун-та (Пекин); Народный ун-т (Чанчунь); Нанькайский гос. ун-т (Тяньцзинь); Финансово-валютный ин-т (Шанхай); Ин-ты сельского х-ва (Ухань, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду).
Периодич. издания КНР, освещающие вопросы экономики страны: «Чжунхуа женьминь гунхэго. Гоуюань гунбао» («Вестник Государственного Совета КНР»), выходит в Пекине с 1954; «Нунцунь гунцзо тунсюнь» («Бюллетень о работе в деревне»), выходит 2 раза в месяц в Пекине с 1956; «Синь цзянынэ» («Новое строительство»), ежемесячный политико-теоретич. журнал, орган ЦК КПК, издавался с 1949 в Пекине; «Сюэси» («Учёба»), политико-теоретич. журнал, орган ЦК КПК, выходил с 1948 2 раза в месяц в Пекине; «Синь чжун-хуа» («Новый Китай»), выходил 2 раза в месяц с 1947 в Шанхае; «Хунци» («Красное знамя»), ежемесячный теоретич. и политич. журнал, орган ЦК КПК, издаётся с 1955 в Пекине; «Цзинцзи яньцзю» («Экономические исследования»), журнал, орган Ин-та экономики АН КНР, выходил в 1955 - 59 ежемесячно, с 1960 1 раз в 2 месяца, в Пекине; «Цзяосюэ юй яньцзю» («Преподавание и исследовательская работа»), ежемесячный журнал, издавался в 1954 - 59 в Пекине; «Цзинцзи чжоубао» («Экономический еженедельник»), издавался в 1948 - 54 в Шанхае; «Цзихуа цзинцзи» («Плановое хозяйство»), ежемесячный журнал, издавался в 1954 - 58 в Пекине; «Цзихуа юй тунцзи» («Планирование и статистика»), орган Госплана и Гос. статистич. управления КНР, выходит с 1959 в Пекине; «Цзисехуа нунъе» («Механизированное сельское хозяйство»), издавался в 1952 - 57 в Пекине; «Цайчжэн» («Финансы»), выходит 2 раза в месяц с 1951 в Пекине; «Тун-цзы гунцзо» («Статистическая работа»), выходил 2 раза в месяц в 1957 - 59 в Пекине; «Чжунго нунбао» («Сельское хозяйство Китая»), ежемесячный журнал, выходит с 1950 в Пекине; «Чжунго цзиньюн» («Денежное обращение Китая»), выходит 2 раза в месяц с 1950 в Пекине; «Шицзе чжиши» («Международные знания»), выходит 2 раза в месяц с 1934 в Пекине.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
342.70 кб

Китай страна экономических парадоксов

Кузнецова Н. В.
This paper is devoted to the market oriented reforms of economic system of China. The role of the state as a key factor in reforming processes is analyzed.
Читать PDF
186.21 кб

Австралия - один из главных поставщиков минерального сырья в Китай и Индию

Архипов В. Я.
Читать PDF
296.45 кб

Геополитический аспект дискуссии о возможном строительстве дороги в Китай через плато Укок

Макарьев Иван Витальевич
Динамичная экономика Китая с ее растущими потребностями в энергии требует доступа к углеводородному сырью России. Строительство дороги и газопровода в Китай через плато Уко к меняет геополитическую обстановку в Горном Алтае.
Читать PDF
128.36 кб

Китай: экономический бум и экологическая угроза

Бадиан Бубакар
Статья посвящена анализу причинно-следственной связи между бурным экономическим подъемом КНР и неуклонной деградацией ее экологической системы. Начало XXI в.