КЭШ-МЕНЕДЖМЕНТ

Найдено 1 определение
КЭШ-МЕНЕДЖМЕНТ
англ. cash-management) – совокупность банковскобухгалтерских услуг, оказываемых отдельными банками корпоративной клиентуре по управлению ее наличностью с целью оптимизации внутренних финансовых потоков и осуществления фирменного планирования в целях достижения максимизации дохода. Первоначально потребность в К.-м. стала возникать в финансовых отделах корпораций в США, где различия в нормативном регулировании коммерч. банков в отд. штатах влекли за собой затруднения в расчетах между производств. подразделениями компаний, разбросанными по всей территории страны, увеличение времени пробега платежных документов, рост объема средств в расчетах и потерю части прибыли. Др. обстоятельством стало превращение ведущих компаний США в транснациональные, что обусловило их потребность в межстрановом маневре финансовыми ресурсами, защите выручки от валютных, процентных, страховых и др. рисков, минимизации свободных остатков на счетах и прибыльном размещении излишков ресурсов. В качестве системного продукта первым освоил К.-м. амер. Mellon Bank в 1969. В последующем отд. банки создали либо собств. локальные системы (Citi Cash Manager и Citi Banking, Chemlink, Swiss Cash, Com Cash), либо нейтральные сети с широким кругом пользователей (Nordi Cash – с участием банков Дании, Норвегии, Швеции). Техническим обеспечением нормальной работы систем является базовый продукт Geisco Mark III фирмы General Electric (США): сеть из 500 ЭВМ с тремя сверхмощными вычислит. центрами, способная через спутниковую связь покрывать территорию Земли в 23 часовых поясах. Для оказания услуг по К.-м. банки, напр. в США, используют также обычные почтовые каналы связи. В этих целях в ближайшем к банку почтовом отделении арендуется спец. абонентский ящик (англ. lock-box), в адрес к-рого потребители товаров или услуг обслуживаемой банком фирмы по почте отправляют чеки для их оплаты. Банк регулярно забирает документы из ящика, депонирует перечисленные суммы на соответств. счете и по телефону сообщает бухгалтерской службе фирмы-клиента о поступлении наличных денег. Такая система позволяет сократить период между предъявлением чека и его оплатой (англ. float), на продолжительность к-рого налагаются жесткие ограничения (напр., в ряде штатов США). Рентабельность этой банковской услуги для фирмы зависит от соотношения между ее стоимостью и дополнит. прибылью от ускоренного включения полученных средств в денежный поток. В функцион. отношении услуги К.-м. объединяются в три модуля: информационный, трансакционный, сопутств. операции. Информационный модуль предоставляет клиенту сведения о состоянии контокоррентных счетов подразделений корпорации в стране и за рубежом; остатках, дебетовых и кредитовых оборотах по суммам, а также в разрезе валют, нарастающим или снижающимся итогом (отд. банки предоставляют такую информацию и по др. счетам – срочным, валютным, ссудным и инвестиционным). Текущая информация по счетам заносится в память компьютеров, что позволяет выстраивать временные ряды для последующего анализа. В отд. системах спец. бухгалтерская информация дополняется общефинансовой (о курсах валют и ценных бумаг, процентных ставках на денежно-кредитных рынках). Трансакционный модуль позволяет клиенту проводить платежно-расчетные операции при помощи терминалов, установленных в фирме (система «Клиент-банк»). При этом по компьютерной сети могут быть запрошены сведения о встречных платежах. К.-м., содействует ускорению расчетов, поскольку они осуществляются, минуя клиринговые центры, и уменьшению их объема путем зачета взаимных требований. Сопутствующие операции включают: контроль за состоянием валютных счетов с выявлением возможных валютных рисков и предложением электронных версий вариантов их страхования; анализ финанс. показателей клиента для текущего финансового планирования и принятия инвестиц. решений (расчет целесообразности для отд. капиталовложений), определение потребности в капитале, анализ денежных потоков наличных (cash-flow) и др

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь