К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Найдено 1 определение
К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
произведение К. Маркса, к-рое вместе с «Капиталом» ознаменовало революц. переворот в политич. экономии. Опубликовано в 1859. К. Маркс придавал большое значение этой работе, явившейся результатом пятнадцатилетних исследований. «Это сочинение впервые научно выражает имеющий важное значение взгляд на общественные отношения», - писал он. «Я надеюсь добиться для нашей партии научной победы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 462, 469).
Выходу в свет этой работы непосредственно предшествовали экономич. исследования, осуществлённые Марксом в 1850 - 58. В конце авг. 1857 Маркс написал набросок «Введения» к своей работе «К критике...» (см. там же, т. 46, ч. 1, с. 17 - 48), в к-ром были детально разработаны методологии, основы его экономич. теории, дано обоснование предмета и метода марксистской политич. экономии. Маркс показал во «Введении», что предметом теоретич. анализа является определённое обществ. произ-во - капиталистическое, выступающее как диалектич. единство производит. сил и производств. отношений. Во «Введении» Маркс рассмотрел науч. метод восхождения от абстрактного к конкретному применительно к политич. экономии и дал его материалистич. интерпретацию. Так как действительность выступает в качестве исходного пункта построения экономич. теории, то восхождению от абстрактного к конкретному с необходимостью предшествует движение от конкретного к абстрактному (см. Метод политической экономии). С окт. 1857 по май 1858 Маркс написал обширную (объёмом св. 50 печатных листов) рукопись, к-рой дал название «Критика политической экономии», представлявшую собой первый черновой набросок будущего «Капитала» (см. там же, т. 46, ч. 1 - 2). Этой рукописи принадлежит исключительно важное место в истории марксизма. Здесь впервые Маркс разработал свою теорию стоимости, а на её основе - теорию прибавочной стоимости - «...краеугольный камень экономической теории...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 45), совершив тем самым своё второе великое открытие, к-рое вместе с открытием материалистич. понимания истории превратило социализм из утопии в науку.
В февр. 1858 Маркс через Ф. Лассаля вступил в переговоры по поводу издания своего экономич. труда в виде отд. выпусков. В письме к Лассалю от 22 февр. 1858 Маркс сообщил план всей работы, предусматривавший 6 книг: «1) О капитале (содержит несколько вводных глав). 2) О земельной собственности. 3) О наемном труде. 4) О государстве. 5) Международная торговля. 6) Мировой рынок» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 449).
В письме к Энгельсу от 2 апр. 1858 Маркс также перечисляет 6 книг, из к-рых должен был состоять его экономич. труд, а содержание первой книги - «О капитале» - разбивает следующим образом: «а) Капитал вообще... b) Конкуренция... с) Кредит... d) Акционерный капитал...» (там же, с. 254).
В письме Маркса к Лассалю от 11 марта 1858 содержался план первого выпуска его труда: «...1) стоимость, 2) деньги, 3) капитал вообще [процесс производства капитала, процесс обращения капитала, единство того и другого, или капитал и прибыль (процент)]» (там же, с. 451). Этот вариант плана интересен тем, что в нём намечено то расчленение раздела «Капитал вообще», к-рое впоследствии легло в основу структуры 3 томов «Капитала».
В мае 1858 Маркс составил «Указатель к семи тетрадям», из к-рых состояла рукопись (см. там же, т. 46, ч. 2, с. 395 - 406). В первом наброске «Указателя» содержится группировка материала для первого выпуска труда Маркса, произведённая в той же самой последовательности, как это было сделано в письме Лассалю от 11 марта 1858. Второй набросок «Указателя» содержал группировку материала для главы «Деньги».
В соответствии со схемой «Указателя» и планами первого выпуска своего труда (которому он дал название «К критике политической экономии») Маркс с авг. по окт. 1858 создаёт первоначальный текст первых 2 глав («Товар» и «Деньги») и начала 3-й главы («Капитал»). До нас дошла лишь заключит, часть этой рукописи, содержащая конец главы о деньгах и начало главы о капитале (см. там же, с. 407 - 93). Два раздела из первоначального текста 2-й главы - «Проявление закона присвоения в простом обращении» и «Переход к капиталу» - не вошли в окончательный текст 1-го выпуска «К критике...».
Рукопись 1-го выпуска, содержавшего не 3 главы, как это предполагалось раньше, а 2 - «Товар» и «Деньги, или простое обращение», была отправлена издателю Ф. Дункеру в Берлин 26 янв. 1859. В февр. 1859 Маркс отправил в издательство и предисловие, в июне книга была опубликована под назв. «К критике политической экономич. Выпуск первый», с подзаголовками «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще». Эти подзаголовки означали, что выпускаемая работа представляет собой начало 1-й книги из запланированных Марксом 6 книг. Во 2-м изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса «К критике...» напечатана в 13-м т.
Летом 1861 Маркс приступил к работе над 2-м выпуском, куда должна была войти 3-я, осн. глава («Капитал»), составил к ней новый указатель под назв. «Рефераты к моим собственным тетрадям». На основе «Рефератов» Маркс составил подробный план главы о капитале, содержавший то трёхчленное деление материала («процесс производства капитала», «процесс обращения капитала», «капитал и прибыль»), к-рое у него наметилось уже в процессе работы над рукописью «Критики политической экономии» и к-рое Маркс впоследствии положил в основу структуры «Капитала». В 1861 - 63 Марксом была создана обширная рукопись под общим заголовком «К критике...»; но уже 28 дек. 1862 он сообщил Кугельману о своём намерении опубликовать продолжение 1-го выпуска «К критике...» в виде самостоят. работы под назв. «Капитал» и с подзаголовком «К критике..».
В предисловии к «К критике...» Маркс дал классич. характеристику материалистич. понимания истории, являющегося методологич. основой марксистской политич. экономии: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую Структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание/ На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции» (там же, т. 13, с. 6 - 7). Бурж. производств. отношения представляют собой последнюю антагоиистич. форму обществ. процесса произ-ва, но вместе с тем развивающиеся в недрах бурж. общества производительные силы создают материальные условия для разрешения этого антагонизма. «Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (там же, с. 8). В то же время Маркс подчёркивал,. что «ни одна общественная формация но погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора...» (там же, с. 7).
В своей рецензии на работу «К критике...» Энгельс отмечал, что из материалистич. понимания истории вытекают «...в высшей степени революционные выводы не только для теории, но и для практики...» (там же, с. 491).
Хотя в работе «К критике...» ещё не разработана теория прибавочной стоимости, но уже заложены основы анализа капиталистического способа произ-ва. В ней, по словам Маркса, «...уже в простейшей форме, в форме товара, выяснен специфически общественный, а отнюдь не абсолютный характер буржуазного производства» (там же, т. 29, с. 375). Описывая метод, применяемый Марксом в этой работе, Энгельс в своей рецензии отмечает, что Маркс исходит из первого и наиболее простого экономич. отношения, к-рое исторически и фактически находится перед ним, - из отношения товаропроизводителей. Анализируя это отношение, Маркс каждую его сторону рассматривает отдельно, а затем выясняет их взаимодействие, находя при этом противоречия, требующие своего разрешения. Но т. к. он рассматривает объективно происходящий процесс, то и противоречия эти являются действительными, существующими на практике. Товарную клеточку капитализма и её дальнейшее развитие в виде денег Маркс рассматривал как предпосылку для анализа капитала и прибавочной стоимости, всей совокупности производств. отношений капитализма.
Анализ двух факторов товара - потребительной стоимости и стоимости - приводит Маркса к раскрытию двойственного характера труда, создающего товар. «В то время как труд, создающий меновую стоимость, осуществляется в равенстве товаров как всеобщих эквивалентов, - труд как целесообразная производительная деятельность осуществляется в бесконечном разнообразии их потребительных стоимостей. В то время как труд, создающий меновую стоимость, есть труд абстрактно-всеобщий и равный, труд, создающий потребительную стоимость, есть труд конкретный и особенный, труд, который сообразно форме и материалу подразделяется на бесконечно различные виды труда» (там же, т. 13, с. 22). Впоследствии Маркс подчёркивал, что на понимании двойственного характера труда «...основывается все понимание фактов» (там же, т. 31, с. 277).
Маркс показал далее, что одной из характерных особенностей труда, создающего товар, является обществ. отношение между людьми, к-рое с необходимостью представляется здесь как обществ. отношение вещей. Стоимость выступает как отношение между товаровладельцами, прикрытое вещной оболочкой.
В предисловии к 1-му тому «Капитала» (1867) Маркс отмечал, что содержание «К критике...» резюмировано им в 1-м отделе «Капитала», причём «многие пункты, которые там были едва намечены, получили здесь дальнейшее развитие... и наоборот, положения, обстоятельно разработанные там, лишь вкратце намечены здесь» (там же, т. 23, с. 5). В работе «К критике...» Маркс ещё не прослеживает развитие форм стоимости - от простой к денежной. Как стоимость, так и меновая стоимость выражаются им обычно одним и тем Же термином «меновая стоимость». Здесь отсутствует также анализ двух полюсов выражения стоимости - относительной формы стоимости и эквивалентной. Все эти вопросы теории стоимости подробно разработаны в 1-м томе «Капитала».
В то же время содержащийся в работе «К критике...» материал по теории денег более обширен, чем соответствующие разделы 1-го тома «Капитала». Маркс показал, что деньги не «вводятся» в обращение, а с необходимостью порождаются самим развитием процесса обращения. В роли денег начинает функционировать не просто некий знак стоимости, а тот особый товар, природные свойства к-рого позволяют именно ему выступать в процессе обмена между частными товаропроизводителями в качестве воплощения обществ. труда. Деньги являются наиболее развитым выражением стоимости, результатом развития заложенного в товаре противоречия между конкретным и абстрактным тру дом, между потребительной стоимостью и стоимостью.
Проанализировав различные функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ, средство платежа, мировые деньги), К. Маркс показал, что все они развиваются вместе с развитием способа произ-ва. Так, функция денег как платёжного средства с развитием капиталистич. произ-ва расширяется, а с ломкой границ внутр. обращения, с образованием мирового рынка деньги всё в большей степени играют роль мировых денег, всеобщего средства обмена. На основе анализа функций денег Маркс сформулировал закон, определяющий количество денег, необходимое для обращения, устанавливающий зависимость массы обращающихся денег от цен товаров, от скорости оборота денег и от суммы взаимно погашаемых платежей. Он подверг критике номиналистич. и количественную бурж. теории денег. В этой же работе Маркс завершил критич. анализ мелкобурж. утопич. теорий «рабочих денег», разрабатывавшихся Дж. Греем, Дж. Ф. Бреем и др. ранними англ. социалистами, а также П. Ж. Прудоном и его последователями.
К. Маркс показал, что в форме денег уже содержится абстрактная возможность кризиса, но для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, необходим переход от простого товарного произ-ва к капиталистическому. С этим переходом противоречие между частным и обществ. трудом, заключённое в товаре, перерастает в более развитую форму - в противоречие между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. способом присвоения. Всеобщая форма кризисов превращается в реальность, абстрактная возможность кризисов переходит в действительность.
Теория кризисов опровергла апологетич. концепции, к-рые ищут корни кризисов в сфере ден. обращения, видят их причину и источник в тех или иных недостатках ден. системы. К. Маркс обосновал, что ден. обращение само по себе не обусловливает неизбежности кризисов, она порождается более развитыми отношениями. Но ден. обращение не только не даёт средств для устранения кризисов при капитализме, напротив, оно создаёт всеобщую форму, абстрактную возможность кризисов. экономич. теория Маркса позволила идейно вооружить и сплотить рабочий класс в его борьбе против буржуазии и основ капиталистич. строя. Содержащиеся в работе «К критике...» положения о неизбежности социалистич. революции, об эпохе коммунизма как начале подлинной истории человеческого общества, о характере обобществлённого труда при коммунизме имеют основополагающее значение для политич. экономии социализма.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 1 - 167, с. 489 - 99; т. 46, ч. 2, с. 407 - 97; Л е о н т ь е в Л. А., О работе К. Маркса «К критике политической экономии» (1859 - 1959), М., 1959; Малыш А. И., Формирование марксистской политической экономич. М., 1966, с. 331 - 49.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
8.86 мб

К критике евразийской политической экономии

Погребняк А. А.
Статья посвящена проблеме возможности евразийской политической экономии в контексте диалектики всеобщего, особенного и единичного, выступающей в качестве логики развития самой экономической действительности.