ЯМАЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЯМАЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
многостороннее соглашение членов Международного валютного фонда о реформе международной валютной системы (заключено 7—8 января 1976 г). Существовавшая ранее Бреттон-Вудская система изжила себя и практически уже не работала, поэтому назрела необходимость в новой системе. Ямайская система фактически легализовала сложившуюся практику валютных отношений и рыночного регулирования валютных курсов. Она исходила из того, что каждая страна сама должна устанавливать режим валютных курсов. Золото стало продаваться на рынке как свободный товар. Была отменена официальная резервная валюта: эту роль могла выполнять любая валюта.

Источник: Словарь эффективной экономики.

ЯМАЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
многостороннее соглашение членов Междунар. валютного фонда (МВФ) о реформе междунар. валютной системы, принятое на заседании Временного к-та 7—8 янв. 1976 в Кингстоне (Ямайка). Поскольку к-т работал на уровне министров финансов, облечённых высокими полномочиями, то Я. в. с. фактически было расценено как официальное признание новых принципов организации валютных отношений, несмотря на то, что юридически оно вступило в силу после ратификации нац. парламентами стран — членов МВФ (1 апр. 1978). Я. в. с.— этап в развитии междунар. валютной системы капитализма, знаменующий собой официальный отход от принципов Бреттонвудсского соглашения, выражавшихся в установлении узких пределов колебаний курсов валют вокруг их твёрдых паритетов к доллару, признании мировыми деньгами наряду с золотом долларов США, существовании между ними узаконенного паритета, или «официальной» цены золота в долларах, по к-рой пр-во США обязалось покупать и продавать металл. Бреттонвудсское соглашение действовало с 1944 до нач. 70-х гг.
Кризис бреттонвудсской системы, выразившийся в расшатывании её принципов и их периодич. нарушении с кон. 60-х гг. (частые девальвации валют, установление двухъярусной цены золота и т. п.), вызвал к жизни настоятельную необходимость её реформы. Официальные попытки выработать проект реформы в рамках МВФ начались после того, как в авг. 1971 США в одностороннем порядке прекратили размен долларов на золото. «Комитет 20-ти» (созданный из представителей развитых и развивающихся стран, имевших места в Директорате МВФ) более двух лет вёл поиски путей проведения реформы, но эта работа фактически закончилась безрезультатно из-за серьёзных противоречий между странами и дальнейшего обострения валютного кризиса, к-рое заставило все развитые капиталистич. страны в марте 1973 ввести режим «плавающих» курсов для своих валют вопреки Уставу МВФ и рекомендациям, подготовленным «Комитетом 20-ти». В окт. 1974 этот к-т был распущен, а вместо него создан из представителей тех же стран «Временный к-т», к-рому понадобилось более года, чтобы достигнуть компромисса между заинтересованными странами, в особенности между США и Францией, занимавшими различные позиции по вопросам режима валютных курсов и будущей роли золота. Встреча президентов этих стран в нояб. 1975 в Рамбуйе подготовила почву для выработки Я. в. с.
Основные положения Я.в. с., юридически оформленные во «второй серии поправок к Уставу МВФ», сводятся к следующему: 1) режим валютных курсов выбирается каждой страной по своему усмотрению, т. е. фактически санкционируются «плавающие» курсы, к к-рым страны пришли в результате стихийного развития событий. В то же время не исключается возможность перехода в будущем к системе «твёрдых, но изменяемых паритетов». Решение об этом должно быть принято большинством голосов (85%) членов МВФ, США располагают правом вето, но даже в случае принятия такого решения за странами остаётся право сохранять и вновь вводить «плавающие» курсы своих валют. 2) Золото лишается роли эталона стоимости в междунар. валютной системе и соответственно отменяется его «официальная» цена (на нач. 1976 она составляла 35 единиц СДР — специальных прав заимствования — за 1 унцию золота). При этом автоматически отпадают ограничения на операции Центр. банков с золотом и на переоценку ими имеющихся золотых резервов по рыночной цене. Новыми правами вскоре воспользовались мн. страны: Франция, Италия, Австралия, Нидерланды, Великобритания и нек-рые другие начали учитывать золото по ценам, ориентированным на рыночные. Широкую программу аукционов по продаже золота из гос. запасов предприняло в 1978—79 Казначейство США (к июлю 1979 на 15 аукционах было реализовано 382,6 т). Другой мерой по «демонетизации» золота являлась отмена обязательства стран-участниц использовать золото в операциях с МВФ и отмена полномочий фонда принимать от них золото. В связи с этим в Уставе было зафиксировано принципиальное согласие членов МВФ на реализацию его запаса (150 млн. унций, или 4665 т). Во исполнение этого решения страны договорились продать на рынке путём регулярных аукционов 1/6 часть упомянутого запаса (25 млн. унций) и такое же количество возвратить странам-членам пропорционально их квотам. Судьба остающихся 100 млн. унций (3110 т) будет решена позднее. Выручка от реализации золота в той части, к-рая соответствует его стоимости по «официальной» цене, используется для пополнения валютных ресурсов Фонда, а вся прибыль зачисляется в специальный «Доверительный фонд» для оказания помощи развивающимся странам. 3) Положение о резервных активах не конкретизируется в тексте Я. в. с. и новом Уставе МВФ, однако подразумевается, что любая валюта может выполнить эту роль. В перспективе предпочтение отдаётся СДР. Страны обязаны сотрудничать с Фондом и между собой, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями улучшения междунар. контроля за состоянием междунар. ликвидности и превращения СДР в гл. резервный актив междунар. валютной системы. 4) Странами-членами одобряются увеличение квот и расширение полномочий МВФ в качестве мер, препятствующих ослаблению роли фонда и подрыву его престижа в условиях кризиса бреттонвудсской системы и преобладания рыночных сил над межгос. регулированием. Общая сумма квот (капитал МВФ) была увеличена с 29 до 39 млрд. единиц СДР, но при этом повышение квот отд. стран было неодинаковым. В результате доля развитых капиталистич. стран снизилась с 63 до 59%, а доля нефтедобывающих гос-в возросла с 5 до 10%; соответственно изменилось количество голосов, к-рыми располагает каждая страна. В целом соотношение сил в МВФ сохранилось в пользу империалистич. держав. 10 крупнейших капиталистич. стран имеют большее число голосов (51,5%), чем остальные 123 страны. Самая большая квота — 20,3% принадлежит США, обеспечивая им по-прежнему право вето по всем важнейшим вопросам.
Одновременно участники Я. в. с. договорились о наделении исполнит, органа МВФ — Директората — широкими полномочиями для осуществления надзора за выполнением странами своих обязательств, особенно в отношении валютных курсов.
Таким образом, Я. в. с. фактически легализовало практику валютных отношений, стихийно сложившихся в нач. 70-х гг. в обстановке распада бреттонвудсской системы. Помимо признания примата рыночных методов регулирования валютных курсов, соглашение закрепило в Уставе МВФ в завуалированной форме валютный гегемонизм крупнейших капиталистич. стран, и, в первую очередь, США. Узаконив «плавающие» курсы в качестве нормы междунар. валютной системы, США получили возможность не создавать крупных валютных резервов, а также не заботиться о поддержании курса доллара, что для них является крайне трудной задачей, учитывая дефицитность платёжного баланса страны и наличие огромной ликвидной задолженности США (ок. 242 млрд. долл. на июль 1979).
Принятие поправок к Уставу МВФ, направленных на вытеснение золота из междунар. валютной системы, также отвечает долговременным интересам США, стремящимся устранить наиболее опасного конкурента доллара. Выступая за повышение роли СДР в новой валютной системе, США рискуют очень немногим, ибо десятилетний опыт использования СДР продемонстрировал их слабую конкурентоспособность по сравнению с нац. валютами и золотом. Определ. выгоды, прежде всего возможность манипулировать валютным курсом в своих нац. интересах, получили и др. развитые капиталистич. страны. В зависимости от обстоятельств это позволяет им пренебрегать дисциплиной платёжного баланса, регулировать конкурентоспособность экспортных отраслей и уровень занятости, бороться с инфляцией. Кроме того, использование их валют в качестве резервных третьими странами ограничивает доминирующую роль американского доллара в валютной системе и даёт им привилегии в торговле с этими странами.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.