ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект - способность прикладного процесса обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека.
Искусственный интеллект - раздел информатики, занимающийся вопросами имитации мышления человека с помощью компьютера.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
(artificial intelligence, intelligent knowledge-based systems) 1. Способность компьютера решать задачи, которые обычно доступны человеческому разуму, например способность рассуждать или учиться на опыте. В последнее время в этой области был достигнут значительный прогресс, особенно в том, что касается вычислительных мощностей компьютера. Например, шахматные компьютеры, способные выиграть у большинства людей, кажутся разумными, хотя их игра опирается только на их возможность считать лучше, чем это делают соперники – люди. Еще более значимым событием стало появление экспертных систем (expert systems), в основе которых лежит использование способности компьютера хранить, классифицировать и обрабатывать огромные объемы информации. Называемые также интеллектными базами данных, эти системы хранят информацию и знания специалиста в определенной области. Неспециалист может обратиться к системе с вопросом и получить ответ, который дал бы ему человек-специалист. Подобные системы применяются для решения широкого спектра задач, например для анализа результатов хозяйственной деятельности компании, рассмотрения заявок на получение ссуд, приобретения ценных бумаг и акций, постановки медицинских диагнозов, распознавания ядов и поиска нефтяных месторождений. 2. См.: экспертная система (expert system).
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
1) система (устройство, программа), воспроизводящая или имитирующая деятельность человека, направленную на решение сложных задач, возникающих в различных областях науки и практики. 2) Науч. исследования, направленные на разработку и создание интеллектуальных систем различного назначения. Обычно подобные системы строятся на основе дискретной и непрерывной автоматики и включают функциональные блоки для восприятия состояния окружающей среды, планирования деятельности, иногда для реализации (исполнения) полученного решения.
Исследования в области И. и. осуществляются на основе использования междисциплинарных связей общественных, естеств. и технич. наук. В зависимости от соотношения и степени их привлечения существуют два подхода к проблеме построения И. и.— инженерно-технический и естественнонаучный. Первый базируется на создании методов, алгоритмов и программ, основанных на аналитич. исследовании задачи и ситуации, опыте, интуиции либо догадке, а сравнение построенного на этой основе И. и. с аналогичной деятельностью человека осуществляется по эффективности конечного результата. Второй подход ориентируется на изучение структуры и функций мозга живого организма и его частей, их взаимосвязей, на выявление скрытых механизмов, образующих целесообразную деятельность, и на воспроизведении или имитации найденных т. о. механизмов с помощью технич. систем с последующим сравнением и оценкой полученных промежуточных и конечных результатов. При этом, если на основе первого подхода возможно создание многочисл. семейства узкоспециализированных искусств, интеллектуальных систем различного назначения, то на основе второго подхода ожидается открытие законов, управляющих целесообразной деятельностью, к-рые наряду с расширением познаний об интимных механизмах живого организма и их связей могут быть использованы в практике (создание искусств, интеллектуальных систем широкого назначения, создание компенсационных методов для восстановления утраченных функций при поражении тех или иных участков мозга и пр.). И. и.— естественное дальнейшее развитие средств автоматизации и реализует их высшую ступень (см. табл.).
Создание автоматич. устройств, обладающих внешним сходством и воспроизводящих нек-рые действия живых и мыслящих существ. наблюдалось в различных формах на всех этапах истории человечества. Интенсивное развитие кибернетики в 50-х гг. 20 в. привело к очередному переосмысливанию этой проблемы, вызвало поток теоретич. изысканий и экспериментов, филос. и лит. размышлений. Этому способствовало и появление электронных вычислительных машин с их богатыми арифметич. и логич. возможностями, а также первые опыты по моделированию нек-рых форм мыслит, деятельности, проведённые советскими (В. М. Глушков, В. В Чавчанидзе и др.) и зарубежными (амер. X. Саймон, Дж. Юл и др.) исследователями.
Проблема построения И. и. возникла из необходимости науч. понимания внутр. мира человека, его психики и сознания, освобождения человека от тяжёлого, неинтересного, утомительного, опасного для здоровья труда, из необходимости в повышении производительности труда и качества работы, в экономии людских и материальных ресурсов, снижении себестоимости, создании новых технологии, процессов, протекающих в специфич. условиях, в замене человека в опасных ситуациях и непригодных для него местах обитания и пр. Эти потребности не могут быть удовлетворены традиционными способами. Так, установлено, напр., что дальнейшее развитие автоматизации пром. произ-ва невозможно без создания устройств, сочетающих возможности распознавания объектов в трёхмерном пространстве, манипулирования с ними и передвижения с возможностями планирования ими своей деятельности относительно поставленных извне целей, т. е. без систем, обладающих рядом функций, свойственных человеку. Подобным образом дальнейшее совершенствование организации статистич. анализа и прогнозирования социально-экономич. процессов с помощью ЭВМ, развитие комплексной автоматизации науч. исследований и разработок оказывается невозможным без привлечения фактич. данных о принципах работы живого и мыслящего мозга по параллельной переработке поступающей информации, данных о принципах организации целесообразной, адаптивной и рефлексивной деятельности человека.
Исследования в области И. и. (кон. 70-х гг.) находятся на уровне обобщений опытных данных и проведения отд. экспериментальных модельных разработок; осн. направления исследований сосредоточены вокруг проблем восприятия визуальной информации, понимания разговорной речи и естеств. языков, проблем обучения автоматов, представления в них задач и знаний, проблем организации поиска, планирования и прогнозирования при решении задач и т. д. Попытки выяснения особенностей протекания всего многообразия человеческой деятельности и их имитации с помощью ЭВМ привели к возникновению в проблеме И. и. спец. направлений исследований, связанных с решением игровых задач (шахматы, шашки и пр.) и созданием произведений искусства (музыкальные произведения, стихи и пр.); имеющиеся результаты также находятся на уровне отд. экспериментальных разработок. Накопленные теоретич. и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие науки и практики будет связано с широким внедрением И. и. в различных областях человеческой деятельности.
Работы в области И. и. в междунар. масштабе объединяет Ассоциация по И. и., к-рая раз в 2 года проводит междунар. конференции учёных и специалистов в данной области. В состав «групп по интересам» Ассоциации пользователей вычислит. машин входит и группа по И. и., к-рая выпускает оперативный бюллетень о последних науч. достижениях. Нац. группы по И. и. созданы в ряде стран — Великобритании, Японии, Италии и др., где издаются спец. печатные периодич. или непериодич. сборники и журналы (напр., в Японии — сб. «Роботы и интеллект»). В СССР проблемами
И. и., в т. ч. и интеллекта роботов, занимается ок. 30 организаций, включая учреждения АН СССР и АН союзных республик. При Комитете но системному анализу АН СССР организован Совет по П. и. (секция Науч. совета по комплексной проблеме «Кибернетика»), в задачи к-рого входит координация и объединение проводимых в стране исследований в этой области.
Исследования в области И. и. осуществляются на основе использования междисциплинарных связей общественных, естеств. и технич. наук. В зависимости от соотношения и степени их привлечения существуют два подхода к проблеме построения И. и.— инженерно-технический и естественнонаучный. Первый базируется на создании методов, алгоритмов и программ, основанных на аналитич. исследовании задачи и ситуации, опыте, интуиции либо догадке, а сравнение построенного на этой основе И. и. с аналогичной деятельностью человека осуществляется по эффективности конечного результата. Второй подход ориентируется на изучение структуры и функций мозга живого организма и его частей, их взаимосвязей, на выявление скрытых механизмов, образующих целесообразную деятельность, и на воспроизведении или имитации найденных т. о. механизмов с помощью технич. систем с последующим сравнением и оценкой полученных промежуточных и конечных результатов. При этом, если на основе первого подхода возможно создание многочисл. семейства узкоспециализированных искусств, интеллектуальных систем различного назначения, то на основе второго подхода ожидается открытие законов, управляющих целесообразной деятельностью, к-рые наряду с расширением познаний об интимных механизмах живого организма и их связей могут быть использованы в практике (создание искусств, интеллектуальных систем широкого назначения, создание компенсационных методов для восстановления утраченных функций при поражении тех или иных участков мозга и пр.). И. и.— естественное дальнейшее развитие средств автоматизации и реализует их высшую ступень (см. табл.).
Создание автоматич. устройств, обладающих внешним сходством и воспроизводящих нек-рые действия живых и мыслящих существ. наблюдалось в различных формах на всех этапах истории человечества. Интенсивное развитие кибернетики в 50-х гг. 20 в. привело к очередному переосмысливанию этой проблемы, вызвало поток теоретич. изысканий и экспериментов, филос. и лит. размышлений. Этому способствовало и появление электронных вычислительных машин с их богатыми арифметич. и логич. возможностями, а также первые опыты по моделированию нек-рых форм мыслит, деятельности, проведённые советскими (В. М. Глушков, В. В Чавчанидзе и др.) и зарубежными (амер. X. Саймон, Дж. Юл и др.) исследователями.
Проблема построения И. и. возникла из необходимости науч. понимания внутр. мира человека, его психики и сознания, освобождения человека от тяжёлого, неинтересного, утомительного, опасного для здоровья труда, из необходимости в повышении производительности труда и качества работы, в экономии людских и материальных ресурсов, снижении себестоимости, создании новых технологии, процессов, протекающих в специфич. условиях, в замене человека в опасных ситуациях и непригодных для него местах обитания и пр. Эти потребности не могут быть удовлетворены традиционными способами. Так, установлено, напр., что дальнейшее развитие автоматизации пром. произ-ва невозможно без создания устройств, сочетающих возможности распознавания объектов в трёхмерном пространстве, манипулирования с ними и передвижения с возможностями планирования ими своей деятельности относительно поставленных извне целей, т. е. без систем, обладающих рядом функций, свойственных человеку. Подобным образом дальнейшее совершенствование организации статистич. анализа и прогнозирования социально-экономич. процессов с помощью ЭВМ, развитие комплексной автоматизации науч. исследований и разработок оказывается невозможным без привлечения фактич. данных о принципах работы живого и мыслящего мозга по параллельной переработке поступающей информации, данных о принципах организации целесообразной, адаптивной и рефлексивной деятельности человека.
Исследования в области И. и. (кон. 70-х гг.) находятся на уровне обобщений опытных данных и проведения отд. экспериментальных модельных разработок; осн. направления исследований сосредоточены вокруг проблем восприятия визуальной информации, понимания разговорной речи и естеств. языков, проблем обучения автоматов, представления в них задач и знаний, проблем организации поиска, планирования и прогнозирования при решении задач и т. д. Попытки выяснения особенностей протекания всего многообразия человеческой деятельности и их имитации с помощью ЭВМ привели к возникновению в проблеме И. и. спец. направлений исследований, связанных с решением игровых задач (шахматы, шашки и пр.) и созданием произведений искусства (музыкальные произведения, стихи и пр.); имеющиеся результаты также находятся на уровне отд. экспериментальных разработок. Накопленные теоретич. и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие науки и практики будет связано с широким внедрением И. и. в различных областях человеческой деятельности.
Работы в области И. и. в междунар. масштабе объединяет Ассоциация по И. и., к-рая раз в 2 года проводит междунар. конференции учёных и специалистов в данной области. В состав «групп по интересам» Ассоциации пользователей вычислит. машин входит и группа по И. и., к-рая выпускает оперативный бюллетень о последних науч. достижениях. Нац. группы по И. и. созданы в ряде стран — Великобритании, Японии, Италии и др., где издаются спец. печатные периодич. или непериодич. сборники и журналы (напр., в Японии — сб. «Роботы и интеллект»). В СССР проблемами
И. и., в т. ч. и интеллекта роботов, занимается ок. 30 организаций, включая учреждения АН СССР и АН союзных республик. При Комитете но системному анализу АН СССР организован Совет по П. и. (секция Науч. совета по комплексной проблеме «Кибернетика»), в задачи к-рого входит координация и объединение проводимых в стране исследований в этой области.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.