ИНТЕРВЬЮ, ЭКСПЕРТНОЕ

Найдено 1 определение
ИНТЕРВЬЮ, ЭКСПЕРТНОЕ
вид индивидуального интервью, в котором респондент является специалистом в исследуемой области, обладает глубокими знаниями о предмете или объекте исследования. И. э. отличается от групповых методов экспертного опроса (метод Дельфи, методы номинальных групп, мозгового штурма, деловой игры и т.п.) индивидуальной работой интервьюера с каждым из приглашенных респондентов-экспертов. Целью И. э. является получение данных о событиях и явлениях, имеющих непосредственное влияние на объект исследования, через отражение в знаниях, оценках и мнениях компетентных лиц. Эта цель определяет методологию проведения И. э. Данный вид исследования не бывает формализованным, поскольку нацелен на получение дополнительных неизвестных, неструктурированных данных в рамках очерченной задачи. Программа опроса эксперта обычно предполагает получение прогноза по заданной тематике, формирование гипотез по рассматриваемому явлению, что определяет открытый характер вопросов при проведении И. э. и пониженный уровень их формализации. Закрытые вопросы, структурирующие данный вид исследования, возможны лишь в случае полной уверенности исследователя в сформулированных им прогнозах, гипотезах. Благодаря высокой квалификации опрашиваемых респондентов исключается необходимость применения специфических дополнительных проверочных технологий опроса (контрольные, повторные вопросы, тесты искренности и иные тесты, направленные на выявление скрытых позиций респондента), поскольку качество получаемых от эксперта ответов напрямую зависит от его осведомленности о целях исследования. Напротив, неосведомленность эксперта снижает адекватность ответов и превращает опрос в обычное интервью. И. э. в отличие от обычного или глубинного интервью либо массового опроса однозначно ориентировано на достоверность и надежность получаемой информации, поскольку компетентность опрашиваемых близка к идеальной, тогда как истинность сведений, сообщаемых обычным респондентом, требует проверки. В маркетинге основной функцией И. э. становится формирование прогнозов и гипотез по вопросам развития рынка, специфики целевых аудиторий, выработки маркетинговых стратегий и тактик, а также получение вторичной информации при невозможности применения иных методов ее получения изза специфичности обсуждаемых маркетинговых явлений и дороговизны адекватного комплексного исследования. Процесс проведения И. э. близок по формату к обычному неформализованному интервью. Выборка респондентов необходимой квалификации осуществляется по критериям отбора, основанным на оценке компетентности специалиста. Такими критериями являются: образовательный уровень, профиль занятости в исследуемой сфере, опыт работы и уровень сложности решаемых задач в исследуемой сфере, уровень качества и верификации ранее сделанных экспертных оценок (прогнозов, гипотез), уровень общественного признания (например, цитируемость), а также степень объективности эксперта. Оценка экспертов по данным критериям помимо возможной сторонней независимой оценки в ряде случаев требует самооценки экспертов либо применения метода «снежного кома», когда поиск респондентов возможен через взаимные рекомендации. Низкий уровень формализации И. э. предъявляет повышенные требования к квалификации интервьюера, обязанного в таком случае обладать пониманием массива предварительных данных в рассматриваемой маркетинговой сфере. Напротив, повышение уровня структуризации интервью вплоть до полной формализации требует высокой квалификации исследователя-руководителя при планировании и постановке задачи. Информация, полученная в И. э., должна быть подвергнута обработке: проверке качества, анализу, систематизации и интерпретации в свете поставленной проблемы. Возможная полярность экспертных мнений требует нивелировки через количество высказываний, качество, логичность и авторитет отобранных экспертов. Количественные данные, полученные от экспертов, обрабатываются путем взвешенного усреднения с отбрасыванием крайних значений. Н. Р. Коро Малхотра Н. Маркетинговые исследования. М. — СПб. — Киев, 2003. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.Н. Осипова. М., 1999. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М., 1987.

Источник: Маркетинг. Большой толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
4.43 мб

Фальсификация экспертности экспертного интервью

Рогозин Дмитрий Михайлович, Яшина Анастасия Викторовна
The article covers an attempt to reveal the borderline areas of an expert interview where the basics of expertability, i.e. the knowledge of the subject are falsified.
Читать PDF
505.34 кб

Интегральная оценка эффективности образовательных учреждений по совокупности интервальных экспертных

Кобяков Петр Кириллович
Обсуждается необходимость составления рейтингов программ дополнительного профессионального образования с позиции интересов государства, региона, образовательного учреждения, слушателей программ.
Читать PDF
172.27 кб

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРТНОГО ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ НА ТЕМУ: "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬ

Чистобородов Илья Григорьевич
Ходе подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук потребовалось провести социологическое исследование, которое бы подтвердило либо опровергло результаты, полученные с помощью других методов научного