Интеграция
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
Источник: Глоссарий к курсу история менеджмента.
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Словарь основных понятий стратегического планирования (по книге)
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Словарь терминов теневой экономики
Источник: Перечень терминов, принятых в рамках ВТО
Источник: Словарь по менеджменту.
Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Актуальный словарь современной экономики
объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию компаний.
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
* интеграция групповая – процесс объединения людей в социальную группу, сопровождающийся повышением внутреннего единства и сплочением соответствующей группы (см. Группа);
* интеграция международная экономическая – процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики;
* интеграция социальная – 1) принятие индивида другими членами группы; 2) процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов; 3) формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений; в дефектологии – успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.
В соответствии с ЗАКОНОМ О ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 1935 г., Комиссии по ценным бумагам и биржам предписывалось принять меры по ограничению регулярных операций с теми компаниями, к-рые интегрировались (объединялись) как по географическому принципу, так и по характеру деятельностиИнтегрированная система определяется как отдельная координируемая система, способная осуществлять экон. деятельность в отдельном регионе, на территории одного или нескольких штатов и обладающая такими масштабами, к-рые не ослабляли бы управление на местном уровне, не снижали бы эффективность деятельности и мер по регулированию. Ранее многие крупные холдинговые компании состояли из таких компаний, к-рые действовали в штатах, находящихся на большом расстоянии друг от друга.При расширении или объединении бизнес-корпораций понятие И. означает руководство процессом поглощения со стороны доминирующей компании. Напр., про компанию в обрабатывающей промышленности, к-рая поглощает предприятия, имеющие собственные источники сырья, говорят, что она интегрируется `снизу`, т. е. по линии поставок сырья; а при поглощении торговых предприятий идет речь об интеграции `сверху`, т. е. по линии прямых контактов с потребителями. После завершения процесса расширения и/или поглощения такая компания становится полностью интегрированной, т. е. происходит вертикальная И. от поставщиков сырья, затем через этап его переработки и далее процесс завершается этапом приобретения продукции или услуг компании. О горизонтальной И. можно говорить в том случае, если обрабатывающая компания поглощает др. обрабатывающие компании с однотипным производством. И. является одной из побудительных причин СЛИЯНИЯ.См. ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПАНИЙ.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Источник: Экономика. Словарь по обществознанию
Интеграц. объединения отличаются от типичных для 19 - нач. 20 вв. таможенных союзов. Интегрирующиеся гос-ва договариваются не только об отмене таможенных пошлин во взаимной торговле, но и о совместной торг. политике по отношению к третьим странам и об известной унификации гос. экономич. политики.
Интеграц. объединения созданы в разных частях капиталистич. мира, но наиболее мощные и имеющие особенно важное междунар. значение были образованы в Зап. Европе - Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»; ЕЭС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Возникновение в 1958 ЕЭС и в 1960 ЕАСТ находится в тесной связи с новейшей историей западноевроп. капитализма и особенностями его совр. развития.
На процесс И. в Зап. Европе оказывает огромное воздействие стремление нац. отрядов монополистич. буржуазии усилить своё влияние на мировой арене. Распад колониальной системы, оказав на экономику западноевроп. стран большое влияние (в прошлом им принадлежало более 9/10 всех колоний), побуждает монополии этих стран искать и использовать новые методы колониальной экспансии. Совр. западноевроп. интеграция, её возникновение, формы и мн. характерные черты связаны с неравномерностью экономич. и политич. развития капиталистич. стран (см. Неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма закон), в частности с борьбой между монополистическим капиталом Зап. Европы и монополистическим капиталом США. Экономическая подоплёка этой борьбы заключается в следующем: несмотря на интенсивный процесс международное разделения труда, в индустриальных странах подавляющая часть нац. продукта по стоимости реализуется внутри самих этих стран, и поэтому гос.-монополистич. протекционизм направлен прежде всего на то, чтобы гарантировать господство нац. капитала на внутр. рынке. Но хотя на внеш. рынке реализуется сравнительно небольшая часть стоимости обществ. продукта (отношение стоимости экспорта товаров к валовому нац. продукту в нач. 70-х гг. составляло в %: США - 4, Великобритания - 15,5, ФРГ - 19, Франция - ок. 11, Япония - ок. 10), разделение труда между странами достигло столь высокой степени, что для стран Зап. Европы стало немыслимым дальнейшее развитие совр. произ-ва без постоянного расширения внеш. торговли.
Начиная с 50-х гг. процесс междунар. разделения труда усилился, что привело к заметному росту экспорта капиталистич. стран (если в 1913 - 50 экспорт капиталистич. стран возрастал в среднем в год на 1,2%, то в 1950 - 72 - на 7,3%). Резко возрос экспорт промышленно развитых капиталистич. стран, на к-рые во 2-й пол. 60 - нач. 70-х гг. приходилось ок. 4/5 экспорта всего капиталистич. мира. При этом наиболее интенсивно развивалась торговля готовыми изделиями между промышленно развитыми капиталистич. странами (в 1973 на неё приходилось ок. 2/3 общего объёма внеш. торговли капиталистич. мира). В конкурентной борьбе между монополиями США и Зап. Европы играет большую роль тот факт, что амер. монополии, как правило, превосходят по производств. мощностям западноевропейские. В обрабатывающей пром-сти капиталистич. стран наибольшего развития достигло крупносерийное произ-во, причём в США размеры производств. серии в 2 - 3 раза больше, чем в Зап. Европе. В 1970 из 400 самых крупных компаний мира 233 были амер., 58 - компаниями стран ЕЭС и 49 - стран ЕАСТ; в числе компаний с оборотом св. 1 млрд. долл. в том же году амер. компаний было 115, западноевропейских - 49.
Одна из гл. задач И. в Зап. Европе состоит в том чтобы устранить нац. экономич. барьеры, мешающие образованию крупных хоз. комплексов, расширить рынки за пределы нац. границ. До нач. 30-х гг., за исключением периодов войн, осн. средством протекционизма были таможенные пошлины. В последующие годы возник ряд новых средств, к к-рым относятся: прямые количеств, ограничения (гос. квотирование и лицензирование импорта); косвенные количеств, ограничения, осуществлявшиеся при помощи концентрации в руках и под контролем гос-ва всех валютных ресурсов; субсидии и др. меры поощрит. финанс. политики (налоговой и кредитной) по отношению к произ-ву на экспорт; аналогичная политика, направленная на расширение внутр. произ-ва товаров с целью ограничения их импорта; гос. социальная политика, оказывающая влияние на уровень заработной платы, и, следовательно, издержек произ-ва; картелирование и гос. картельная политика (картели, соглашения монополий о поддержании цен на определённом уровне могут сорвать влияние любых таможенных мер); «экономическая дипломатия» - специальный гос. аппарат и его деятельность по завоеванию внеш. рынков (торг. атташе, выставки, система торг. и валютных соглашений) и т. д.
При столь сильном развитии гос.-монополистич. протекционизма создание экономич. блоков интеграц. типа могло быть осуществлено только путём согласования гос. экономич. политики разных стран при помощи спец. органов межи наднац. экономич. регулирования. С самого начала на пути к определению принципов И. в Зап. Европе обнаружились глубокие противоречия и разногласия между её предполагавшимися участниками, что выразилось в столкновении двух концепций: англ. концепции «зоны свободной торговли», т. е. таможенного союза, и франко-западногерм. концепции «европейского экономического сообщества», заключавшейся в стремлении постепенно создать общий рынок с единой, унифицированной для всех стран-участниц экономич. политикой и с перспективой той или иной формы политич. объединения («политическая интеграция»).
Неудача переговоров о создании «зоны свободной торговли» с включением всех западноевроп. стран сразу же обнаружила противоречие между объективной основой И. и конкретными возможностями и путями её развития. Мировой характер капиталистич. рынка бесспорно требует отмены всех видов дискриминации в экономич. отношениях между всеми странами. Но в обстановке острых межимпериалистич. противоречий И. пошла по пути «коллективного автаркизма», образования замкнутых, противостоящих один другому экономич. блоков как новых форм борьбы за раздел и передел рынков. Спустя 2 года после образования ЕЭС («шестёрка»), в противовес последнему под эгидой Великобритании была создана ЕАСТ («семёрка»).
Как показала история западноевроп. интеграции, противоречия между двумя концепциями («зоны свободной торговли» и «экономического союза») отражали не только различия интересов и позиций разных гос-в,
но вместе с тем и внутр. противоречивость самих принципов И. как новой ступени в развитии гос.-монополистич. капитализма. Римский договор 1957 о создании ЕЭС был составлен под девизом «либерализации» экономич. отношений между странами - участницами «Общего рынка». Под «экономическим союзом» имелось в виду отнюдь не создание каких-то единых межгос. органов, управляющих экономикой, а лишь устранение всех видов нац. гос. дискриминации по отношению к странам-партнёрам и тем самым создание благоприятных условий для нац. монополий в масштабе всего «Общего рынка» и для экспансии за его пределами. При громадном разнообразии средств экономич. дискриминации, порождённой развитием гос.-моно по листич. капитализма, составители Римского договора учитывали, что ни одна страна не станет придерживаться общей согласованной политики в одной области, если в др. областях её партнёры будут обладать существ. преимуществами. Поэтому в договоре был зафиксирован не только принцип постепенной отмены таможенных тарифов, но и (на последующих этапах) постепенная унификация гос. экономич. политики стран - участниц ЕЭС. На завершение всей программы было отведено 12 лет (до 1 янв. 1970).
В процессе реализации программы, предусмотренной в Римском договоре, наиболее крупные успехи были достигнуты в области внешнеэкономич. связей. Уже в течение первых 4 - 5 лет существования ЕЭС были отменены количеств, ограничения (квоты/лицензии) в торговле между странами - членами ЕЭС, смягчены ограничения во взаимном экспорте - импорте капиталов и в передвижении рабочей силы внутри сообщества, а в 1968 окончательно ликвидированы таможенные пошлины, взимавшиеся при взаимной торговле пром. товарами. Одновременно было завершено установление единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; он ниже, чем среднеарифметич. тариф шести стран, существовавший на 1 янв. 1958. Но поскольку в торговле между странами - участницами «Общего рынка» пошлины были отменены, единый внеш. тариф можно рассматривать как конкретное выражение курса на «коллективный протекционизм». Уже с 1-й пол. 60-х гг. страны ЕЭС действовали как единый блок с заранее согласуемой позицией в ряде междунар. орг-ций. С большими трудностями была сопряжена выработка единой с.-х. политики «шестёрки». Эти трудности объясняются коренной разницей интересов: импортные возможности и экспортные ресурсы стран «Общего рынка» распределяются крайне неравномерно. В 60-х гг. примерно половина ввоза с.-х. продуктов в страны - члены «Общего рынка» падала на ФРГ и ещё 15% - на Нидерланды, тогда как Франция является их крупнейшим экспортёром. Франция стремилась к макс. с.-х. автаркии в рамках «шестёрки», т. е. прежде всего к овладению рынком ФРГ. Поскольку издержки произ-ва и цены на зерно во Франции сравнительно низкие, последняя стремилась к установлению единых для всего сообщества цен на самом низком уровне. В противовес этому, ФРГ стремилась сохранить высокие закупочные цены и систему агр. протекционизма. Столкновение интересов по поводу с.-х. интеграции неоднократно приводило к кризисным ситуациям в ЕЭС. В ходе переговоров был достигнут компромисс о введении в 1967 - 68 единой цены на зерно (425 марок за 1 т пшеницы), а затем и на др. виды с.-х. продукции. Введение этой системы означало ликвидацию таможенных перегородок внутри «шестёрки» также и в торговле с.-х. товарами. Одновременно была достигнута договорённость о принципах деятельности созданного ранее в рамках ЕЭС Фонда ориентации и гарантии с. х-ва (в 1972 св. 2 млрд. долл.), образуемого из взносов стран - участниц и призванного разрабатывать и финансировать общие программы с.-х. политики. В области угольно-металлургич. пром-сти и энергетики крупнейшая роль принадлежит отраслевым орг-циям «Общего рынка»: Европейскому объединению угля и стали (ЕОУС) и Европейскому сообществу по атомной энергии (Евратом). Разрабатывая нормы и правила в отношении торговли продукцией угольно-металлургич. пром-сти, ЕОУС оказывает определённое влияние на конкуренцию и торговлю стран-участниц. Евратом, в свою очередь, идёт по пути создания общих для всего сообщества научно-исследоват. центров и предприятий по произ-ву атомной энергии. Однако и в этих областях имеются серьёзные противоречия и разногласия. ЕОУС осуществляет свою деятельность при помощи сравнительно кратковременных (1 - 3 года) соглашений, разработка же действенной долговременной программы пока не осуществлена. ФРГ, Франция и Бельгия - страны с мощной угольной пром-стью и большими экспортными ресурсами угля, стремятся построить общеевроп. программу на базе завоевания для своей угольной пром-сти монопольных позиций на энергетич. рынках Италии и Нидерландов - крупных импортёров угля, и на базе совместного финансирования ЕЭС угольной пром-сти указанных трёх стран. Италия и Нидерланды, однако, не соглашаются с таким курсом, поскольку для них важнее всего иметь возможность закупать уголь в любых частях мира. Аналогичные противоречия и трудности имеются и в др. сферах: в валютной - выдвигалось предложение о создании в рамках сообщества единого центрального банда, который бы объединил валютные и часть кредитных ресурсов ЕЭС и на базе к-рого было бы введено единое ден. обращение. В 1970 была достигнута договорённость о создании к 1980 экономич. и валютного союза, об образовании крупных резервных фондов и постепенном переходе стран «Общего рынка» к единой ден. единице. 1-й трёхлетний этап до 1974 предусматривал сближение и координацию экономич., бюджетной и налоговой политики стран-участниц. В 1961 органами ЕЭС была принята рекомендация в отношении единого «антикартельного» законодательства по образцу американского и западногерманского. Хотя реальное значение подобного законодательства внутри отд. стран невелико, однако его унификация играет известную роль для усиления миграции капиталов между странами - членами ЕЭС. Предусмотренная Римским договором программа «социальной интеграции» реализуется в форме ряда директив органов ЕЭС: о свободе передвижения рабочей силы, о постепенном уравнении оплаты труда разных категорий трудящихся и об унификации социального законодательства, условий труда и размеров его оплаты в разных странах. Реализации упомянутой выше программы служит также Европейский социальный фонд. Решения органов ЕЭС в области «социальной интеграции», однако, не являются обязательными ни для пр-в, ни для монополий, а их выполнение проходит в обстановке острых противоречий и классовой борьбы.
Сущность капиталистич. И. такова, что монополии стран-участниц по мере своего усиления сё чаще прибегают к поддержке со стороны своего нац. гос. аппарата в борьбе не только против монополий третьих стран, но часто и против своих партнёров по И. Поскольку узкие корыстные интересы монополий сплошь и рядом идут вразрез с программой экономич. интеграции, в ЕЭС время от времени возобновляются дискуссии о планах «политической интеграции», т. е. о создании единых политич. органов с передачей им части суверенных прав нац. органов. Однако к 1974 дело не пошло дальше создания Ассамблеи («Европейского парламента»), состоящей из представителей парламентов стран ЕЭС и играющей весьма ограниченную совещат. роль. Была достигнута также договорённость о проведении не реже двух раз в год консультаций между пр-вами стран - членов ЕЭС по актуальным внешнеполитич. вопросам. Экономич. объединение облегчило налаживание сотрудничества стран ЕЭС в области произ-ва вооружений в рамках программы НАТО («европейский танк», сотрудничество в произ-ве боевых самолётов, авианосцев, подводных лодок и т. д.). Всё это, однако, ещё не означает серьёзного прогресса в реализации планов политич. интеграции. Будучи новой формой гос.-монополистич. капитализма, западноевроп. интеграция не внесла каких-нибудь принципиальных изменений в процессы его развития. Как и в прошлом, в странах ЕЭС и ЕАСТ решающее место принадлежит внутригос. формам экономич. контроля и регулирования. И. же выступает как своеобразное средство объединения сил монополистич. капитала этих стран для борьбы с монополиями третьих стран за раздел и передел рынков сбыта.
Однако несмотря на глубокие противоречия и внутр. препятствия, западноевроп. интеграция содействовала усилению междунар. экономич. связей стран империализма как в целом, так и внутри интеграц. объединений и в т. ч. внутри ЕЭС. В 1958 - 71 товарообмен между странами - членами ЕЭС возрос в 6,5 раза. Это позволило странам ЕЭС значительно укрепить свои позиции в капиталистич. мире и опередить США по темпам роста пром. произ-ва. Среднегодовой прирост валового нац. продукта в расчёте на душу населения составил в 1958 - 71 в странах ЕЭС 4,6%, в то время как в Великобритании - 2,4%, в США - 3%. ЕЭС достигло полного самообеспечения почти всеми видами с.-х. продукции. И. способствовала резкому усилению миграции капиталов, что нашло выражение в образовании в ЕЭС ряда крупных междунар. компаний (зачастую с участием амер. и англ. капитала) и междунар. союзов предпринимателей, в дальнейшем развитии межгос. специализации и производств. кооперирования.
Успехи, достигнутые ЕЭС, не только имели определённое значение для стран «шестёрки», но и оказали большое влияние на весь ход межимпериалистич. борьбы, в частности на положение дел в ЕАСТ. Эта ассоциация основывалась на принципах «зоны свободной торговли»: имелись в виду постепенное снижение таможенных пошлин и ликвидация количеств, ограничений, однако, в отличие от ЕЭС, входящие в ЕАСТ страны обязаны были сохранить свои нац. тарифы по отношению к третьим странам, ввести свободную торговлю только пром. товарами; не проводить общей унификации гос. экономич. политики. Кроме того, договор о ЕАСТ оставлял возможность для восстановления и введения новых количеств, ограничений в случае ухудшения платёжного баланса. Успехи ЕЭС заставили ЕАСТ активизировать свою деятельность - пошлины в торговле пром. товарами внутри ЕАСТ были ликвидированы к нач. 1967, т. е. на полтора года раньше, чем в ЕЭС. Более того, вопреки первонач. планам, в 1965 Совет ЕАСТ принял программу частичной координации экономич. политики семи стран в области налогов, экспортных субсидий, антикартельного законодательства и т. д. Всё это способствовало росту внутризональной торговли. В целом же обстановка в ЕАСТ была такова, что рекомендации Совета не возымели серьёзного действия. «Общий рынок» с его принципами экономич. союза доказал гораздо большую эффективность, живучесть и приспособляемость, чем ЕАСТ. В этих условиях монополистич. капитал Великобритании, Дании и ряда др. стран явно стремился не только расширить экономич. связи с ЕЭС, но и иметь беспрепятств. доступ на огромный «Общий рынок». Отсюда неоднократные попытки Великобритании вступить в ЕЭС. После ряда неудач («вето» Франции на вступление Великобритании в янв. 1963; неуспех зондажа, начатого англ. пр-вом в 1966, и др.) летом 1971 между странами - членами ЕЭС и Великобританией была в осн. достигнута договорённость об условиях вступления последней в ЕЭС, в частности о проблеме фунта стерлингов (постепенного отказа от преимущественных позиций ф. ст. в качестве резервной валюты), об отношениях со странами Брит, содружества, установлении с 1 янв. 1973 переходных периодов в 4у2 года для постепенной отмены Великобританией и странами ЕЭС пошлин на пром. продукцию и в 5 лет для включения Великобритании в систему единого с.-х. рынка ЕЭС.
В течение 1971 была достигнута договорённость о присоединении к ЕЭС одновременно с Великобританией также Дании, Ирландии и Норвегии. С 1 янв. 1973 Великобритания, Дания и Ирландия стали членами ЕЭС (вступление Норвегии в ЕЭС в результате всенар. референдума 1972 не состоялось).
Одновременно, с расширением ЕЭС и с сужением ЕАСТ, с 1 янв. 1973 вступило в силу соглашение о создании «зоны свободной торговли промышленными товарами», подписанное в июле 1972 странами ЕЭС, с одной стороны, и участницами ЕАСТ (кроме Норвегии) - Исландией, Ирландией и Лихтенштейном - с другой. С нач. 1973 велись переговоры о вступлении в эту зону Норвегии.
Таким образом, И. в Зап. Европе претерпела серьёзные изменения. Вместо противостоявших друг другу двух объединений, ЕЭС и ЕАСТ, создаётся единая «зона свободной торговли промышленными товарами», включающая 17 гос-в. Ядром этой «зоны» стало ЕЭС.
Расширение рамок ЕЭС означало крупный шаг в развитии И. в Зап. Европе. Однако в ходе его выявился или наметился ряд новых противоречий, и никакие профилактич. меры, предпринимавшиеся руководством ЕЭС, не могли предотвратить трений между странами - членами «Общего рынка», возникших в связи со вступлением в сообщество новых гос-в.
В Великобритании и др. странах, пр-ва к-рых вопреки воле народа приняли решение присоединиться к ЕЭС, развернулась массовая борьба против этой акции, угрожающей форсированным разорением мелким и средним предприятиям, многочисл. крест. х-вам, дальнейшим ростом дороговизны. В поддержку призывов демократии, сил тех стран, где в 1972 проводились референдумы по вопросу о присоединении к «Общему рынку», против присоединения голосовала значит. часть населения (во Франции ок. у3, в Дании - 36,7%, в Норвегии - 53,8%). В нач. 1975 в связи с резким ухудшением экономич. положения Великобритании пр-во приняло решение о проведении летом 1975 референдума по вопросу о дальнейшем пребывании страны в ЕЭС.
И. изменила соотношение сил между Зап. Европой и США в ущерб последним. Ответом США на «коллективный автаркизм» «Общего рынка» явились непрерывные и настойчивые попытки привязать ЕЭС к более широким объединениям, таким как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), с помощью к-рого США добиваются у ЕЭС уступок в области тамож. тарифов. Вместе с тем амер. монополии использовали И. в Зап. Европе для усиления экспорта капитала на Европ. континент. Прямые капиталовложения США в Зап. Европе увеличились с 1,7 млрд. в 1950 (15% всех прямых капиталовложений США за рубежом) до 24,5 млрд. долл. в 1971 (около Уд амер. прямых капиталовложений за рубежом). Приток амер. капитала в Зап. Европу имел двоякие последствия: с одной стороны, на его основе здесь укреплялись позиции амер. монополий, а с другой, западноевроп. монополии использовали амер. капитал для укрепления своей мощи. В результате, в отличие от первых послевоен. лет, амер. монополии в 70-х гг. имеют дело с окрепшими конкурентами, к-рые всё чаще наносят им чувствит. удары. С целью сохранения влияния бывших метрополий в освободившихся странах, в ЕЭС, наряду с полным членством, учреждён статут «ассоциированных членов». До 1974 с ЕЭС было ассоциировано 18 стран Африки (см. «Ассоциация африкано-малагасийских государств с Европейским экономическим сообществом»). Однако реакция развивающихся стран на И. в Зап. Европе отнюдь не ограничивается теми или иными видами ассоциации с европ. объединениями. Параллельно с действием статута ассоциации возник ряд особых торгово-экономич. группировок развивающихся стран: в Латинской Америке - Центрально-американский общий рынок (ЦАОР), Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ); в Африке - таможенный и экономический союз Центральной Африки (в 1974 в него входили Габон, Камерун, Народная Республика Конго, Центральноафриканская республика), Восточноафриканское сообщество и т. д. Направление и деятельность всех этих и др. подобных орг-ций в решающей степени зависит от соотношения классовых и политич. сил как внутри соответств. стран, так и на мировой арене. Хотя в нек-рых из этих объединений преобладают проимпериалистич., неоколониалистские силы, в целом их возникновение следует считать прогрессивным фактором, т. к. в большинстве случаев логика мирового развития подводит эти орг-ции к необходимости занять антиимпериалистич. позиции.
И, играет важную роль в обществ. жизни совр. капитализма. Наиболее реакционные, агрессивные силы междунар. империализма стремятся использовать И. прежде всего как орудие против социалистич. стран. Внутри своих стран монополии используют И. в качестве средства наступления на демократич. права и жизненный уровень нар. масс, поддержки политики «социального партнёрства», замораживания зарплаты, интенсификации труда. Ориентируясь на правореформистские силы, активно участвующие в разработке и реализации программ И., монополии пытаются усилить раскол в рабочем движении.
Развитие И. поставило перед междунар. рабочим движением и всеми прогрессивными силами ряд новых задач. Главная из них - добиваться сплочения всех сил трудящихся на базе демократич. альтернативы «Общему рынку», предполагающей программы преобразований, имеющие одну общую основу - подрыв экономич. и политич. позиций монополистич. капитала. Будучи различными для разных стран, такие программы повсюду исходят из необходимости сплочения европ. народов в борьбе за мир, за широкое междунар. экономич. сотрудничество, за ликвидацию засилья монополий путём демократич. национализации, за усиление всех видов и форм междунар. солидарности трудящихся против наднац. политики монополий.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.