ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
экономическое сплочение социалистич. стран в целях совместного решения крупных нар.-хоз. задач. И. с. э. - объективный, планомерно регулируемый коммунистич. и рабочими партиями и пр-вами стран-участниц процесс международного социалистич. разделения труда, сближения экономик и формирования совр. высокоэффективной структуры нац. х-в, постепенного сближения и выравнивания уровней их экономич. развития, формирования глубоких и устойчивых связей в важных отраслях экономики, науки и техники, расширения и укрепления междунар. рынка этих стран, совершенствования товарно-ден. отношений.
И. с. э. охватывает (1975) страны - члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Болгарию, Венгрию, ГДР, Кубу, МНР, Польшу, Румынию, Сов. Союз и Чехословакию. В интеграц. многосторонних мероприятиях принимает участие Югославия.
Объективная основа И. с. э. - возрастающая интернационализация хоз. жизни стран СЭВ, углубление социалистич. разделения труда между ними, усиление их экономич. взаимосвязанности и взаимозависимости. При этом многие нар.-хоз. проблемы, с к-рыми странам трудно справляться в одиночку, успешно могут быть решены объединёнными усилиями. Возникает общность хоз. жизни стран, основанная на законах социалистич. экономики и характеризующаяся, в частности, наличием разветвлённых внешнеторг. и др. связей, отд. общих нар.-хоз. пропорций, совместных производств., науч. и др. орг-ций и институтов.
Коммунистич. и рабочие партии стран СЭВ пришли к единодушному выводу, что коренные задачи совр. этапа строительства социализма и коммунизма требуют от социалистич. стран дальнейшего развития сложившихся форм сотрудничества и перехода к более совершенным его формам, т. е. к И. с. э. При этом они исходят из того, что социалистич. интеграция связывает воедино возможности, открываемые научно-технич. революцией, с преимуществами социалистического общественного строя.
И. с. э. выступает, с одной стороны, естественным продолжением достигнутых результатов экономич. и научно-технич. сотрудничества социалистич. стран, а с другой - свидетельствует о переходе к новому историч. этапу их сближения. Курс на интеграцию продиктован объективной необходимостью дальнейшего сплочения стран социализма, укрепления единства их действий на международной арене, требованиями классовой борьбы. Как указывалось на 24-м съезде КПСС, «курс государств Совета Экономической Взаимопомощи на межгосударственную специализацию и кооперирование производства, на тесную увязку народнохозяйственных планов, на экономическую интеграцию является выражением объективных потребностей развития мирового социализма» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 191).
И. с. э. качественно отличается от интеграции капиталистической. Коренные социально-экономич. различия социалистич. и капиталистич. строя определяют принципиально иной характер целей и задач интеграции. При капиталистич. интеграции экономич. эффект используется монополистич. буржуазией. Интеграция здесь ставится на службу господств. классам и превращается в орудие эксплуатации одних стран и народов другими, в т. ч. и партнёров по интеграц. сообществу. В капиталистич. интеграц. системах существуют острые противоречия между их участниками. В условиях государственно-монополистического капитализма интеграция не только не ликвидирует неравномерность развития стран, но ещё более её усиливает. Она связана с созданием военно-политич. блоков направленных против стран социализма.
В И. с. э. проявляются особенности социализма как прогрессивного обществ. строя. И. с. э. осуществляется в интересах трудящихся всех стран, развития их экономик. Она проводится в соответствии с принципами социалистич. интернационализма, уважения гос. суверенитета, независимости и нац. интересов, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Интеграция происходит на основе полной добровольности и не сопровождается созданием наднац. органов. Все общие решения принимаются при условии полного согласия всех участников и при соблюдении взаимных интересов. И. с. э. ускоряет процесс сближения и выравнивания уровней экономич. развития стран-участниц, способствует гармонизации их хоз. и политич. интересов, усилению взаимного доверия и единства. И. с. э. укрепляет нац. экономику, обеспечивает высокую экономич. эффективность нац. х-в, тем самым делает более прочной экономич. основу нац. суверенитета.
И. с. э. лишена антагонистич. внутр. противоречий. Возможное несовпадение интересов стран по нек-рым конкретным вопросам (напр., в вопросах цен на отд. товары) разрешается на дружественной основе путём совершенствования форм и методов сотрудничества.
Планомерный характер развития экономики каждой из социалистич. стран, возможность широкого и последоват. внесения планомерности во все виды экономич. и научно-технич. сотрудничества позволяют быстро и экономично решать встающие перед заинтересованными странами задачи, избегая распыления средств, ненужного параллелизма и т. п. И. с. э. наиболее полно воплощает в себе прогрессивные тенденции и черты в развитии междунар. сотрудничества.
Т. о., в социально-экономич. отношении И. с. э. представляет собой иной тип по сравнению с интеграцией капиталистич. стран. В широком история, плане экономич. интеграция по своей природе свойственна именно социалистич. обществу, где производств. отношения как внутри стран, так и в междунар. масштабе соответствуют характеру совр. производит. сил. Переход к И. с. э. содействует более быстрому развитию производит. сил во всех странах-участницах, достижению наивысшего научно-технич. уровня, максимальному повышению экономич. эффективности обществ. произ-ва, в частности благодаря более рациональному использованию ресурсов стран. Интеграция помогает странам обеспечить растущие потребности нар. х-ва в топливе, энергии, сырье, совр. оборудовании, с.-х. и др. товарах нар. потребления на длит. перспективу. Она укрепляет материальную основу единства социалистич. стран, содействует упрочению позиций стран-участниц в мировой экономике, обеспечению победы в экономич. соревновании с капитализмом, а также укреплению обороноспособности социалистич. стран.
Странам социализма на путях интеграции приходится преодолевать определённые трудности, связанные с сохраняющимися ещё различиями в уровнях экономич. развития и наличием ряда др. факторов. Как отмечалось на 24-м съезде КПСС, «экономическая интеграция социалистических стран - новый и сложный процесс. Он предполагает и новый, белее широкий подход ко многим экономическим вопросам, умение находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Он требует твердой ориентации на новейшие достижения науки и техники, на наиболее рентабельные и технически передовые виды производства» (там же, с. 9).
Для И. с. э. характерны следующие черты: она выступает как результат согласованной политики социалистич. стран, направленной на решение важных экономич. и политич. задач; в процессе интеграции возрастает степень интернац. объединения производств. ресурсов в целях ускорения технич. развития, эффективного решения топливно-сырьевой проблемы, формирования оптимальных интернац. производств. комплексов в обрабат. пром-сти, а также инфраструктуры, обслуживающей междунар. связи; происходит постепенная взаимная адаптация производств. структур стран и возникают элементы интернац. структуры, возрастает роль согласованной структурной политики, регулирования долгосрочных экономич. процессов на многосторонней основе; повышается значение производственно-технич. связей, предопределяющих во всё большей мере объёмы, структуру и темпы роста междунар. обмена товарами и услугами. Широко используется системный подход к решению нар.-хоз. задач, причём смыкаются взаимосвязи в сферах произ-ва, обращения, науки и техники; формируется экономич. механизм междунар. сотрудничества, адекватный И. с. э., в особенности развиваются различные формы совместной плановой деятельности; совершенствуются системы управления внешнеэкономич. деятельностью в странах для более тесного взаимодействия на различных уровнях нар.-хоз. планирования и руководства; наряду со сложившимися формами сотрудничества возникают элементы непосредств. совместной экономич. деятельности в ряде отраслей произ-ва, науки и техники, услуг, в сфере обращения.
Широкие науч. исследования И. с. э. начались в СССР, Польше и др. странах СЭВ с 1967 - 68. Важнейшее значение для практич. воплощения в жизнь И. с. э. и разработки её теории имела 23-я (спец.) сессия СЭВ (апрель 1969) с участием руководителей коммунистич. и рабочих партий и глав пр-в стран СЭВ. Сессия обобщила опыт экономич. сотрудничества стран СЭВ и обосновала переход к качественно новой, более высокой стадии сотрудничества - междунар. социалистич. интеграции. Она определила осн. задачи и принципиальные направления развития И. с. э. применительно к конкретным история, условиям совр. этапа строительства социализма и коммунизма. После 23-й сессии СЭВ, к-рая поставила задачу разработки широкой программы интеграц. мероприятий, развернулись исследования вопросов И. с. э. во всех странах СЭВ в теоретич. и практич. плане.
25-я сессия СЭВ (июль 1971) единодушно приняла Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ. В ней конкретизированы принципиальные установки 23-й сессии СЭВ. Программа определила цели и пути развития экономич. интеграции стран СЭВ и дала глубоко продуманную систему взаимосвязанных мероприятий. 25-я сессия СЭВ положила начало этапу интенсивного развития И. с. э., с отчётливо выраженным системным подходом к достижению коллективно поставленных целей во всех осн. областях сотрудничества. Принятые ею документы знаменуют собой важную веху на пути осуществления ленинских идей о тесном хоз. сближении социалистич. наций, о планомерной организации социалистич. произ-ва на интернац. началах.
И. с. э. - общий курс коммунистич. и рабочих партий стран СЭВ. Этот курс нашёл отражение в документах 24-го съезда КПСС (1971), съездов братских партий в 70-х гг. «Практика привела нас, - отмечалось на 24-м съезде КПСС, - к общему выводу: необходимо углублять специализацию и кооперацию производства, теснее увязывать народнохозяйственные планы, словом, двигаться по пути экономической интеграции социалистических государств» (там же).
Комплексная программа, принятая 25-й сессией СЭВ, направлена на объединение усилий стран в решении ключевых вопросов материального произ-ва и ускорения технич. прогресса, на повышение технич. уровня и качества взаимопоставляемой продукции, удовлетворение потребностей в дефицитном сырье и оборудовании, на организацию произ-ва новых видов продукции. Одновременно программа предусматривает необходимые организац., экономич. и правовые средства углубления сотрудничества, эффективные пути и формы управления процессом сближения нац. х-в.
В соответствии с Комплексной программой, научно-технич. сотрудничество стран СЭВ направлено на концентрирование науч. потенциалов стран при решении фундаментальных науч. проблем, имеющих большое значение для перспективного развития нар. х-ва, а также важных вопросов прикладного характера. В число проблем, решаемых совместными усилиями, Комплексная программа включает: исследования в области биологич. физики, селекцию и создание высокоурожайных сортов с.-х. культур, разработку мероприятий по охране природы, вопросы механизации, электрификации и автоматизации производств. процессов в растениеводстве, животноводстве и лесном х-ве, изучение мирового океана, исследование морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов, синтез новых пластич. масс и синтетич. смол, создание новых средств вычислит. техники, внедрение в нар. х-во атомной энергии и др. Заинтересованными странами создаётся междунар. система науч. и технич. информации на основе кооперирования нац. систем и организации Междунар. центра науч. и технич. информации. Составной частью научно-технич. сотрудничества является сотрудничество в подготовке науч. кадров.
В области пром-сти Комплексная программа нацелена на более полное обеспечение возрастающих потребностей стран в продукции топливно-энергетич., металлургия. и др. сырьевых отраслей пром-сти на основе объединения усилий заинтересованных стран. Для этого, в частности, предусматривается проведение совместных геолого-разведочных работ, развитие производств. мощностей в странах-экспортёрах, строительство и эксплуатация совместных предприятий, создание междунар. орг-ций по произ-ву, торговле, проектированию и строительству соответств. предприятий. Большое место уделяется международной специализации и кооперированию производства, в особенности в машиностроит. и химия, пром-сти.
Мероприятия по развитию сотрудничества в области с. х-ва и пищевой пром-сти направлены на обеспечение неуклонного роста произ-ва с.-х. и пищевкусовых продуктов для удовлетворения непрерывно растущих потребностей в них населения и пром-сти, с расчётом наиболее эффективного использования каждой страной имеющихся экономич. и природных условий. В области транспорта Комплексная программа ставит задачу полного, своевременного и эффективного удовлетворения потребностей нар. х-ва и населения в перевозках всеми видами транспорта, особенно международных. Особые разделы в Программе отведены вопросам дальнейшего развития сотрудничества в области строительства и водного х-ва. Т. о., Комплексная программа в целом представляет собой ген. план совместной экономич. деятельности стран СЭВ на 15 - 20 лет вперёд.
Важным направлением деятельности коммунистич. и рабочих партий по реализации Комплексной программы является формирование механизма И. с. э., т. е. совокупности экономич. методов, инструментов и организационно-правовых форм, применение к-рых обеспечивает на практике решение поставленных задач. Поскольку в условиях социализма содержанием гос. экономич. политики является обеспечение планового развития нар. х-ва, постольку для И. с. э. и рыночные связи планомерно организуются и исключают элементы стихийного регулирования. Осн. методом организации сотрудничества и углубления международного социалистического разделения труда является координация народнохозяйственных планов стран - членов СЭВ, как пятилетних, так и рассчитанных на более длит. сроки. Т. о., обеспечивается создание рационального междунар. хоз. комплекса, в к-ром каждая страна может сосредоточить свои усилия на развитии отраслей экономики наиболее эффективных и соответств. её нац.-история, и природным условиям.
Наряду с координацией планов, в соответствии с Комплексной программой, сотрудничество в области плановой деятельности осуществляется и в др. формах. Это - взаимные консультации по осн. вопросам экономич. и научно-технич. политики, сотрудничество в прогнозировании и обмен результатами прогнозов в области экономики, науки и техники, координация долгосрочных отраслевых планов, совместное планирование развития отд. отраслей и видов пром. произ-ва. Совместное планирование предполагает решение комплекса вопросов, охватывающих стадии подготовки произ-ва (н.-и. и конструкторские работы и др.), организации произ-ва (оптимальное разделение производств. программ, распределение их по странам, увязка требований к продукции, поставляемой в порядке кооперации) и обращения (определение условий и объёмов взаимных поставок, порядок кредитования и расчётов).
В процессе И. с. э. определяющим направлением совершенствования товарно-ден. отношений является нахождение форм и методов более тесного и планомерно организованного взаимодействия нац. рынков, создание условий для дальнейшего расширения товарообмена между странами, обеспечение его планомерности, гибкости и оперативности. Одна из крупнейших проблем - формирование системы взаимовыгодных контрактных цен, способных стимулировать развитие междунар. социалистич. разделения труда.
Комплексная программа предусматривает ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование междунар. валютной и расчётной системы, базирующейся на использовании во взаимных расчётах коллективной валюты - переводного рубля с фиксированным золотым содержанием, а также на усилении роли кредита в системе экономич. связей стран СЭВ. Этому, в частности, способствует создание Международного инвестиционного банка, а также дальнейшее улучшение и расширение деятельности Международного банка экономического сотрудничества.
Ряд мер, осуществляемых при реализации Комплексной программы, направлен на улучшение деятельности органов СЭВ и др. междунар. орг-ций, создание новых междунар. экономич. орг-ций, обеспечение непосредств. связей между мин-вами, ведомствами, объединениями и предприятиями стран СЭВ. Формирование механизма управления процессами И. с. э., осуществляемое вместе с совершенствованием нац. систем управления внеш. экономич. связями, является важным условием выполнения всего комплекса интеграц. мероприятий.
Выработанная совместными усилиями стран СЭВ Комплексная программа успешно реализуется. Создан (1971) и работает Комитет СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности, в который входят руководители плановых органов стран СЭВ. Комитет призван играть роль своеобразного штаба по планированию долговременного экономич. сотрудничества стран СЭВ. Организован (1971) Комитет по научно-технич. сотрудничеству. В 1970 начал работу Междунар. ин-т экономич. проблем мировой социалистич. системы. Развёртывается деятельность Междунар. центра науч. и технич. информации. Успешно ведутся работы по координации планов развития нар. х-ва на период 1976 - 80. Страны СЭВ заключили большое число двусторонних и многосторонних соглашений по специализации и кооперированию произ-ва, совместному решению узловых научно-технических проблем, строительству важных пром. объектов. В ходе работы 26-й сессии СЭВ (1972) было подписано ген. соглашение о строительстве совместными усилиями 6 стран (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Сов. Союза) на территории СССР в р-не Усть-Илима целлюлозного завода мощностью 500 тыс. т в год для удовлетворения потребностей заинтересованных стран. На 27-й сессии СЭВ (1973) подписано ген. соглашение о сотрудничестве в строительстве на территории СССР Киембаевского асбестового горно-обогатит. комбината мощностью 500 тыс. т асбеста в год. Начала осуществляться программа строительства мощных атомных электростанций в Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Чехословакии при технич. содействии СССР. Выработано соглашение о совместном планировании произ-ва новых видов металлорежущих станков с числовым программным управлением. В ходе работы 28-й сессии СЭВ (1974) подписаны соглашения о сотрудничестве в освоении Оренбургского газоконденсатного месторождения и строительстве магистрального газопровода Оренбург - Зап. граница СССР (2750 км) и об учреждении междунар. хоз. объединения «Иитерхимволокно». Одобрено предложение о проведении подготовит. работ по созданию Единой энергетич. системы заинтересованных стран - членов СЭВ.
Важной сферой интеграц. процессов является научно-технич. сотрудничество. Заключены десятки соглашений о сотрудничестве по важнейшим научно-технич. проблемам. Образованы координационные центры, научно-координационные советы, междунар. коллективы учёных. По нек-рым вопросам совместные науч. исследования ведутся одновременно с конструкторскими разработками и организацией производств. кооперации.
В результате неуклонного расширения и углубления И. с. э. усиливается воздействие интеграц. связей на развитие нац. х-в и на процесс их объединения в историч. перспективе в единое мировое социалистич. х-во.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.