процесс трансформации формальных и/или неформальных ограничений, а также соответствующих механизмов контроля над их соблюдением.
Институциональные изменения
Институциональные изменения
Институциональные изменения
institutional changes) — процесс изменения формальных и неформальных правил, ограничивающих поведение людей, а также поддерживающих их механизмов принуждения.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
процесс трансформации формальных и (или) неформальных ограничений, а также соответствующих им механизмов контроля над соблюдением; появление новых правил с соответствующими механизмами обеспечения соблюдения, исчезновение старых действовавших правил, а также изменение структуры трансакций в рамках существующего набора правил (процедур) для их участников.
Источник: Термины рыночной экономики
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
составная часть процесса социально - экономического развития, выражающаяся в развитии и изменении социальных институтов. Институциональные преобразования лежат в основе смены общественно - экономического устройства и могут осуществляться как революционным, так и эволюционным путем. Изменения институтов могут быть связаны со сменой модели экономического развития, экономической стратегии и экономической политики, осуществляемой в рамках одной и той же экономической системы. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных социальных институтов: прав собственности, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой и судебной системы, «правил игры» на рынке, типов хозяйствования и его различных организаций.
Мегатенденцией, определившей развитие системы социальных институтов в последние два десятилетия XX в., являются приватизация и дерегулирование. ООН характеризует приватизацию как «главный экономический феномен 80 - х гг. во всем мире». В России на приватизированных предприятиях производится ныне 70% промышленной продукции. Дерегулирование ведет к смещению акцентов в деятельности государственных институтов: сокращаются прямые формы государственного вмешательства в экономику. Основной функцией государства становится создание конкурентной среды, принятие единых правил для всех субъектов рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Институциональные изменения состоят также в реструктуризации предприятий, в т. ч. традиционных базовых отраслей промышленности (угольной, сталелитейной, текстильной). Они включают стимулирование малого и среднего бизнеса.
В так называемой неоинституциональной экономической теории институциональные изменения являются одной из основных категорий. Концепция этих изменений развита американским экономистом лауреатом Нобелевской премии Д. Нортом. Он рассмат - ривет институциональные изменения как процесс изменения формальных правил и неформальных отношений (традиций, общепринятых норм поведения, достигнутых соглашений между участниками сделки). Источники институциональных изменений, по словам Норта, надо искать во внешней среде, накоплении опыта и знаний и объединении этих моментов в мысленных (ментальных) конструкциях действующих лиц. Преднамеренные институциональные изменения - результат действий предпринимателей, которые сравнивают трансакци - онные издержки перестройки институциональной структуры с ее экономическим эффектом. Эти институциональные преобразования зависят также от взаимодействия групп интересов, выражаемых государством и ветвями его власти. Неформализованная система взглядов и ценностей изменяется спонтанно, с различной скоростью, определяемой их происхождением и характером. Укорененные в традициях элементы общественного сознания (патернализм в России, нормы протестантизма в Западной Европе) изменяются чрезвычайно медленно.
Мегатенденцией, определившей развитие системы социальных институтов в последние два десятилетия XX в., являются приватизация и дерегулирование. ООН характеризует приватизацию как «главный экономический феномен 80 - х гг. во всем мире». В России на приватизированных предприятиях производится ныне 70% промышленной продукции. Дерегулирование ведет к смещению акцентов в деятельности государственных институтов: сокращаются прямые формы государственного вмешательства в экономику. Основной функцией государства становится создание конкурентной среды, принятие единых правил для всех субъектов рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Институциональные изменения состоят также в реструктуризации предприятий, в т. ч. традиционных базовых отраслей промышленности (угольной, сталелитейной, текстильной). Они включают стимулирование малого и среднего бизнеса.
В так называемой неоинституциональной экономической теории институциональные изменения являются одной из основных категорий. Концепция этих изменений развита американским экономистом лауреатом Нобелевской премии Д. Нортом. Он рассмат - ривет институциональные изменения как процесс изменения формальных правил и неформальных отношений (традиций, общепринятых норм поведения, достигнутых соглашений между участниками сделки). Источники институциональных изменений, по словам Норта, надо искать во внешней среде, накоплении опыта и знаний и объединении этих моментов в мысленных (ментальных) конструкциях действующих лиц. Преднамеренные институциональные изменения - результат действий предпринимателей, которые сравнивают трансакци - онные издержки перестройки институциональной структуры с ее экономическим эффектом. Эти институциональные преобразования зависят также от взаимодействия групп интересов, выражаемых государством и ветвями его власти. Неформализованная система взглядов и ценностей изменяется спонтанно, с различной скоростью, определяемой их происхождением и характером. Укорененные в традициях элементы общественного сознания (патернализм в России, нормы протестантизма в Западной Европе) изменяются чрезвычайно медленно.
Источник: Экономический словарь
Институциональные изменения
это непрерывный процесс количественно-качественных и сущностных изменений и преобразований различных социальных и экономических институтов. К таким институтам относятся конкуренция, монополии, государство, профсоюзы, налоги, устоявшийся образ мышления, юридические нормы, правила, постановления, права отдельных социальных слоев и групп, система отношений между хозяйствующими субъектами и др.
Институциональными факторами являются научные, технико-технологические, экономические (в т.ч. финансовые, инвестиционные, инновационные и др.), социальные, правовые, политические и другие, связанные с управлением и регулированием системы общественных отношений, прежде всего, экономических, отдельных подсистем и элементов.
В зависимости от направлений институционализма выделяют основные факторы институциональных изменений. Представители социально-технологического институционализма (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген и др.) основой общественного, в т.ч. экономического развития, считают внедрение науки и техники в производство, социально-психологического (Т. Веблен и др.) – институты мастерства, семейного чувства, социально-правового (Дж. Коммонс и др.) – право, юридические отношения. К социально-правовому институционализму в конце XX века относили теорию прав собственности (Г. Коуз, Г. Познер и др.).
Глубокие изменения социально-экономических институтов (конкуренции, корпораций, государства, профсоюзов и т.д.) происходят во время радикальных экономических реформ, в частности трансформации экономической системы, базирующейся на административно-командных методов управления экономикой, в экономическую систему, основой которой являются рыночные рычаги саморегулирования экономики или оптимальное сочетание рыночных и государственных рычагов, то есть регулируемая рыночная экономика.
В процессе радикальных экономических реформ происходят не только количественно-качественные преобразования соответствующих институтов, но и сущностные изменения. К ним относят преобразования государственного типа собственности на негосударственную (в т.ч. частный и коллективный типа), государственных предприятий – на акционерные, общие, частные, государственных цен – на рыночные, государственных финансово-кредитных институтов – на частные и коллективные, коммерческие и т.д.
В конце 90-х XX в. возник новый вид институционализма – неоинституционализма, который основой экономического развития в постиндустриальном обществе считает человека, а целью экономической системы – всестороннее развитие человека. Представители неоинституционализма, в отличие от традиционного (которые исследовали в основном роль коллективных институтов – профсоюзов, корпораций, государства), изучают, прежде всего, деятельность и поведение отдельного индивида. Однако человек является не только элементом производительных сил (эту сторону и деятельности отражает человек-работник), но и субъектом экономических, прежде всего, производственных отношений (отношений экономической собственности). Эту сторону человеческой деятельности отражает человек-владелец. Единство и борьба противоречивых сторон человека-работника и человека-владельца в процессе развития человеческой цивилизации раскрывается в действии закон единства труда и собственности, а борьба этих противоречивых сторон человека – в разъединении, обособлении труда и собственности. Такое единство на определенных этапах эволюции в отдельных социально-экономических формациях (например, во время распада феодального способа производства) в пределах частной трудовой собственности превратилась в тормоз развития производительных сил, социально-экономического прогресса. Поэтому обособление этих сторон, а следовательно, развитие противоречий между ними по капитализма, стали мощным фактором институциональных изменений, постепенно готовило основу для восстановления единства труда и собственности, но на коллективной основе.
Представители различных направлений и течений институционализма не принимают во внимание единство и борьбу между производительными силами и производственными отношениями, то есть между различными сторонами человека как фактора институциональных изменений. Вместо экономической собственности сторонники социально-правового направления институционализма и неоинституционализма употребляют понятие «право собственности», что означает подмену базисной категории надстроечной. Среди надстроечных факторов определяющую роль играют юридические факторы, в частности, усовершенствование существующих и принятие новых правовых законов. Принятие таких законов формирует новые юридические формы для институциональных изменений в сфере базисных (экономических) отношений.
Важным фактором институциональных преобразований является совершенствование хозяйственного механизма. Развитие науки, техники и технологии влияет на изменение и преобразование социально-экономических институтов не непосредственно, а опосредованно через технико-экономические (отношения специализации, кооперирования и др.) и организационно-экономические (менеджмент, маркетинг и др.) отношения.
Институциональными факторами являются научные, технико-технологические, экономические (в т.ч. финансовые, инвестиционные, инновационные и др.), социальные, правовые, политические и другие, связанные с управлением и регулированием системы общественных отношений, прежде всего, экономических, отдельных подсистем и элементов.
В зависимости от направлений институционализма выделяют основные факторы институциональных изменений. Представители социально-технологического институционализма (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген и др.) основой общественного, в т.ч. экономического развития, считают внедрение науки и техники в производство, социально-психологического (Т. Веблен и др.) – институты мастерства, семейного чувства, социально-правового (Дж. Коммонс и др.) – право, юридические отношения. К социально-правовому институционализму в конце XX века относили теорию прав собственности (Г. Коуз, Г. Познер и др.).
Глубокие изменения социально-экономических институтов (конкуренции, корпораций, государства, профсоюзов и т.д.) происходят во время радикальных экономических реформ, в частности трансформации экономической системы, базирующейся на административно-командных методов управления экономикой, в экономическую систему, основой которой являются рыночные рычаги саморегулирования экономики или оптимальное сочетание рыночных и государственных рычагов, то есть регулируемая рыночная экономика.
В процессе радикальных экономических реформ происходят не только количественно-качественные преобразования соответствующих институтов, но и сущностные изменения. К ним относят преобразования государственного типа собственности на негосударственную (в т.ч. частный и коллективный типа), государственных предприятий – на акционерные, общие, частные, государственных цен – на рыночные, государственных финансово-кредитных институтов – на частные и коллективные, коммерческие и т.д.
В конце 90-х XX в. возник новый вид институционализма – неоинституционализма, который основой экономического развития в постиндустриальном обществе считает человека, а целью экономической системы – всестороннее развитие человека. Представители неоинституционализма, в отличие от традиционного (которые исследовали в основном роль коллективных институтов – профсоюзов, корпораций, государства), изучают, прежде всего, деятельность и поведение отдельного индивида. Однако человек является не только элементом производительных сил (эту сторону и деятельности отражает человек-работник), но и субъектом экономических, прежде всего, производственных отношений (отношений экономической собственности). Эту сторону человеческой деятельности отражает человек-владелец. Единство и борьба противоречивых сторон человека-работника и человека-владельца в процессе развития человеческой цивилизации раскрывается в действии закон единства труда и собственности, а борьба этих противоречивых сторон человека – в разъединении, обособлении труда и собственности. Такое единство на определенных этапах эволюции в отдельных социально-экономических формациях (например, во время распада феодального способа производства) в пределах частной трудовой собственности превратилась в тормоз развития производительных сил, социально-экономического прогресса. Поэтому обособление этих сторон, а следовательно, развитие противоречий между ними по капитализма, стали мощным фактором институциональных изменений, постепенно готовило основу для восстановления единства труда и собственности, но на коллективной основе.
Представители различных направлений и течений институционализма не принимают во внимание единство и борьбу между производительными силами и производственными отношениями, то есть между различными сторонами человека как фактора институциональных изменений. Вместо экономической собственности сторонники социально-правового направления институционализма и неоинституционализма употребляют понятие «право собственности», что означает подмену базисной категории надстроечной. Среди надстроечных факторов определяющую роль играют юридические факторы, в частности, усовершенствование существующих и принятие новых правовых законов. Принятие таких законов формирует новые юридические формы для институциональных изменений в сфере базисных (экономических) отношений.
Важным фактором институциональных преобразований является совершенствование хозяйственного механизма. Развитие науки, техники и технологии влияет на изменение и преобразование социально-экономических институтов не непосредственно, а опосредованно через технико-экономические (отношения специализации, кооперирования и др.) и организационно-экономические (менеджмент, маркетинг и др.) отношения.
Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru