Инициатива Бюджетная
Бюджетная инициатива
Бюджетная инициатива - право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ИНИЦИАТИВА БЮДЖЕТНАЯ
право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. Парламенты ряда стран лишены этого права.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
БЮДЖЕТНАЯ ИНИЦИАТИВА
право членов парламента и других субъектов законодательной инициативы вносить обоснованные изменения в представленный правительством проект бюджета на очередной финансовый год, а также предлагать к рассмотрению проекты законов, касающиеся бюджетной сферы. Субъектами законодат. инициативы в России согласно Конституции РФ (ст. 104) выступают: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ по вопросам их ведения. Перечень субъектов законодат. инициативы в России значительно шире подобных перечней в большинстве зарубежных стран, конституции к-рых наделяют подобным правом лишь депутатов парламента и правительство. Б.и. реализуется прежде всего в ходе работы по рассмотрению проекта бюджета на очередной финансовый год. Так, процедурой рассмотрения проекта федер. бюджета РФ предусмотрено, что он (после принятия к рассмотрению Государственной Думой) направляется в комитеты Государственной Думы и др. субъектам законодат. инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. В период рассмотрения проекта федер. бюджета проводятся парламентские слушания, итоги к-рых учитываются при обсуждении проекта закона на пленарных заседаниях Государственной Думы, затем отражаются в поправках к проекту бюджета, предлагаемых Государственной Думой. Ни Конституция РФ, ни бюджетное законодательство не разграничивают сферы осуществления Б.и. между ее субъектами. Более того, в процессе рассмотрения проекта федер. бюджета в законодат. органе страны Б.и. реализуется совместно депутатами обеих палат Федерального Собрания и др. субъектами законодат. инициативы, когда они участвуют в парламентских слушаниях по проекту бюджета, работают в согласит. комиссиях и т.д. Детально формы реализации Б.и. прописаны в регламенте Государственной Думы и Бюджетном кодексе РФ. В парламентах большинства стран Б.и. ограничена наличием особого порядка рассмотрения финансовых законов. Это обусловлено тем, что правительства стремятся избежать увеличения предусмотр. в проекте бюджета гос. расходов или сокращения гос. доходов. В России любой финанс. закон может быть предложен к рассмотрению в Федеральном Собрании РФ только при наличии заключения на него Правительства РФ. Эта мера и оправданна, и очень важна, поскольку является преградой на пути использования законодат. инициативы в популистских целях или под давлением разл. лоббистских структур (в т.ч. действующих в местнических целях)