Хозяйственный расчет
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Большой бухгалтерский словарь
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Источник: Словарь терминов по ценообразованию
Основные принципы хозрасчета: оперативно-хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость, материальная заинтересованность, контроль рублем.
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие
Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Основными принципами хозрасчетной деятельности предприятий и организаций МТС являются: наделение их основными и оборотными средствами; материальная ответственность за выполнение обязательств; материальная заинтересованность в улучшении работы; учет и сопоставление расходов и доходов; контроль рублем за производственно-хозяйственной деятельностью. Х.р. в МТС призван улучшать обслуживание потребителей и работу с поставщиками, своевременно и полно обеспечивать народное хозяйство материальными ресурсами. Х.р. также содействует повышению эффективности и экономичности работы самих снабженческо-сбытовых организаций, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности. Для того чтобы хозрасчетный механизм стимулировал более быстрый прирост основных фондов и концентрацию запасов ППТН в снабженческо-сбытовых организациях, с них взыскивается плата за основные фонды и собственные оборотные средства по более низкому, чем для промышленных предприятий, размеру процентной ставки за пользование банковским кредитом (2%), а показатель рентабельности исчисляется как отношение прибыли к издержкам обращения.
В отделах снабжения предприятий и объединений Х.р. организуется как внутризаводской. Показателями хозрасчетной деятельности могут служить степень удовлетворения потребностей производства в материальных ресурсах, сокращение транспортно-заготовительных расходов, соблюдение норм запасов, норм расходов и др.
Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Суть хозрасчета состоит в следующем. Для того чтобы каждое социалистическое предприятие (объединение) имело возможность наиболее расчетливо и эффективно строить свою деятельность, выполнять и перевыполнять плановые задания с наименьшими затратами труда и средств, ему предоставляется хозяйственно-оперативная самостоятельность.
В распоряжение предприятия (объединения) выделяются основные фонды (см.) и оборотные средства (см.). Ему предоставлено право заключать хозяйственные договоры (см.) с другими предприятиями, поставщиками и потребителями, иметь свой расчетный счет в Госбанке. Предприятие организует набор рабочей силы, приобретает сырье, материалы, топливо, реализует свою продукцию.
Чем лучше работает предприятие, тем выше его доходы, больше прибыль (см.). С ростом прибыли увеличиваются отчисления в поощрительные фонды предприятия, и, наоборот, плохая работа вызывает ухудшение экономического положения предприятия. Если оно не выполнило договора по поставкам продукции или другим обязательствам, предприятие несет материальную ответственность в виде штрафов, пени, неустойки, уменьшаются его поощрительные фонды. Таким образом хозрасчет обеспечивает органическое сочетание централизованного планового руководства с инициативой на местах.
В последние годы в народном хозяйстве ведется большая работа по превращению объединений в основное хозрасчетное звено производства, формируются и развиваются крупные хозрасчетные комплексы, внедряются принципы хозрасчета в вышестоящих хозяйственных звеньях.
В этой системе основной, ведущей и наиболее развитой формой служит хозрасчет производственного объединения (см.). В качестве новой формы выступает хозрасчет среднего отраслевого звена всесоюзного или республиканского промышленного объединения (см.). Хозрасчетные методы деятельности развиваются и в высшем отраслевом звене-в министерстве (см.). Большое значение придается организации внутреннего (внутризаводского) хозяйственного расчета (в цехах, на участках, в бригадах).
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Основы X. р. заложены В. И. Лениным в первые годы Сов. власти. Дальнейшее развитие теория и практика X. р. получили в документах КПСС и Сов. пр-ва, коммунистич. и рабочих партий, гос. и хоз. органов, а также в работах экономистов СССР и др. социалистич. стран. Исследование и более полное использование X. р. в интересах повышения эффективности обществ. произ-ва имеют большое значение в условиях зрелого социализма. На 25-м съезде КПСС было отмечено, что для улучшения руководства экономикой необходимо «... более умелое использование экономических стимулов и рычагов: хозяйственного расчета, прибыли, цены, премии» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 60).
Сущность, принципы и черты хозяйственного расчёта определяются с учётом того, что: каждый трудящийся как совместный собственник обществ. средств произ-ва вступает в отношения с обществом, входя в трудовой коллектив предприятия; при социализме отсутствует безработица; соединение рабочей силы со средствами произ-ва осуществляется беспрепятственно; развиваются товарищеское сотрудничество и взаимопомощь свободных от эксплуатации людей; укрепляется бережливое отношение ко всей обществ. собственности и стремление рационально использовать ресурсы предприятий, а также приумножать их в интересах всего общества, коллектива и каждого отд. работника; товарно-ден. отношения, выступающие особой формой планомерных, непосредственно обществ. связей, стимулируют повышение эффективности произ-ва на основе научно-технич. прогресса. Т. о., хозрасчётные отношения объединяют комплекс экономич. отношений, вступая в к-рые хозяйствующие субъекты обеспечивают реализацию высшей цели социалистич. обществ. произ-ва.
X. р. органически связан с системой интересов экономических. Ф. Энгельс отмечал: «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). На определяющую роль интересов указывал Ленин, подчёркивая, что подвести миллионы людей к коммунизму можно «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 151).
Достигнув принципиального единства коренных интересов трудящихся на основе обществ. собственности, социализм ещё не устраняет различий между обществ. и личными материальными интересами. В коллективах, объединённых кооперацией труда, возникают общие, коллективные интересы (по поводу условий труда и его технич. вооружённости, уровня оплаты труда, наличия ресурсов для улучшения жил., бытовых и культурных условий и т. и.). Индивидуальные и коллективные интересы активизируют деятельность людей в направлении, совпадающем с общенар. интересами: то, что выгодно обществу, должно быть выгодно коллективу и каждому работнику.
Ленинский принцип демократия, централизма предусматривает органич. сочетание централизов. планового руководства с макс, развитием инициативы предприятий, творч. активности трудящихся. В соответствии с этим принципом единый нар.-хоз. комплекс состоит из совокупности хоз. единиц (предприятий, объединений, комбинатов и др.), за к-рыми гос-вом закреплены общенар. средства произ-ва.
Осн. принципы организации X. р.: оперативно-хоз. самостоятельность в установленных пределах, окупаемость затрат и обеспечение рентабельности, материальная заинтересованность и ответственность за уровень хоз. результатов, ден. контроль за экономичностью использования ресурсов.
Предприятие (объединение) в пределах установленной специализации, гос. плановых заданий и законов, регулирующих имуществ. и трудовые отношения, обладает относительной хоз.-оперативной самостоятельностью: подбирает кадры, организует произ-во и управление, труд и его оплату, дополнит. материальное и моральное стимулирование, использует выделенные ему средства произ-ва, поддерживает работоспособность оборудования, возмещая износ, вступает в хоз. отношения с др. предприятиями и орг-циями. Предприятие (объединение) осуществляет производств.-хоз. деятельность, будучи ответственным перед гос-вом за сохранность материальных ценностей, соблюдение социалистич. законодательства, выполнение утверждённых хоз. планов. Хоз.-оперативная самостоятельность предприятий (объединений) даёт возможность принимать на .местах наиболее эффективные хоз. решения с учётом конкретных условий, осуществлять локальную оптимизацию использования ресурсов.
Объективная основа X. р.— сочетание принципов планомерно управляемого х-ва с относительной организационной и хоз.-оперативной самостоятельностью отд. трудового коллектива, сочетание общенар., коллективных и личных экономич. интересов. X. р. создаёт экономич. стимулы к эффективному и общественно целесообразному ведению х-ва в каждом трудовом коллективе, мобилизует общественно полезную инициативу трудящихся.
В хозрасчётных отношениях сознательно используются экономич. законы социализма в их взаимосвязи: основной экономический закон социализма направляет хоз. деятельность в сторону подчинения общенар. интересам и задачам повышения благосостояния трудящихся; планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон обусловливает плановое ведение произ-ва на хозрасчётном предприятии; в соответствии с распределения по труду законом размеры фондов оплаты труда и дополнит. материального поощрения увязываются с конечными результатами работы коллективов; закон социалистич. накопления стимулирует накопление, повышает его эффективность, влияет на распределение чистого дохода; закон стоимости обеспечивает выявление соответствия индивидуальных затрат общественно необходимым в ден. форме и т. д.
Социалистическое хозрасчётное предприятие (производств. объединение) является юридич. лицом, имеет расчётный счёт в гос. банке, использует систему бухгалтерского учёта, дополняемую др. формами учёта. Признаком X. р. стало также образование собств. фондов для финансирования части мероприятий по развитию и совершенствованию произ-ва.
Для X. р. внутренних подразделений предприятия характерны: учёт затрат и результатов, зависимость заработной платы и др. форм материального вознаграждения от собств. конечных результатов работы. Во внутрпхоз. расчёте применяются условные цены, с помощью к-рых определяются объёмы произ-ва филиалов, цехов, участков. Элементы X. р. органов управления объединений, подотраслей и т. п. проявляются: в образовании собственных целевых финанс. фондов, размеры к-рых зависят от конечных результатов деятельности управляемой системы; в ответственности за обеспечение плановых поступлений в гос. бюджет; в материальном поощрении работников аппарата за улучшение конечных результатов. X. р. внутр. подразделений и органов управления является частичным, т. к. не включает в себя реализацию и окупаемость собств. результатов деятельности. Конкретные формы X. р. определяются особенностями произ-ва, а также функциями, выполняемьши данным хоз. органом или звеном управления.
Хозяйственный расчёт и воспроизводство. В плане ст. «Коммерческая постановка дела», написанной В. И. Лениным в 1921, в качестве одного из основополагающих моментов подчёркнуто, что окупаться должно.
План иллюстрирует направленность мысли Ленина на выявление условий, обеспечивающих в новой истории. обстановке планомерный процесс воспроиз-ва в структурных звеньях экономики. Разделение стоимости (c -v -m) на две части — (с + v), возмещающую затраты на произ-во, и (m), являющуюся источником накопления, исходит из необходимости обеспечения процесса воспроиз-ва на действующих предприятиях за счёт стоимости созданной и реализованной ими продукции, что накладывает отпечаток на весь процесс кругооборота фондов социалистич. предприятия. Этот кругооборот представляет собой составную часть процесса обществ. воспроиз-ва ; в то же время его относит. самостоятельность обусловлена производств.-технич. и организац. обособленностью предприятия в системе нар. х-ва.
Часть стоимости фондов гос. социалистич. предприятия, необходимая для постоянного поддержания произ-ва, движется, образуя фигуры кругооборота на уровне предприятия, т. е. непрерывно воспроизводясь. Прибавочный продукт, а также часть стоимости фондов, не требующаяся для поддержания данного произ-ва в ближайшее время (амортизац. отчисления для полного возмещения износа осн. фондов), распределяются обществом в плановом порядке. С целью экономич. стимулирования часть прибыли в установленном размере остаётся в распоряжении предприятия и включается в его кругооборот в форме пополнения оборотных средств, капиталовложений и т. п.
Посредством актов обращения осуществляется контроль над соответствием производимой продукции (по составу и качеству) обществ. потребностям, а затрат — их общественно необходимому уровню. При неэкономном хозяйствовании, неудовлетворительной организации произ-ва хозрасчётный кругооборот нарушается: образуется нехватка средств, не выполняются плановые обязательства по внесению прибыли в бюджет и в централизованные отраслевые фонды, уменьшаются собств. финанс. ресурсы.
Хозяйственный расчёт и хозяйственный механизм. Хозрасчётные отношения— органич. часть социалистич. хоз. механизма. Формы и методы управления, планирования, экономич. стимулирования и др. хоз. отношения строятся на сочетании единого гос. плана и X. р. Гос. органы управления х-вом устанавливают хозрасчётным предприятиям и орг-циям плановые показатели и нормативы по произ-ву, в т. ч. по качеству продукции, по труду и социальному развитию, финансам, капитальному стр-ву, внедрению новой техники и материально-технич. обеспечению. Система плановых показателей и нормативов выражает требования нар. х-ва как единого комплекса к результатам работы предприятий. Она включает минимум показателей, необходимых для обеспечения пропорциональности обществ. воспроиз-ва. Плановые показатели устанавливаются с учётом особенностей произ-ва, а также реальной хоз. компетенции каждого звена управления и при этом ориентируют на высокие конечные результаты работы при самостоят. выборе конкретных путей их достижения. Система показателей совершенствуется в связи с достигнутым уровнем социально-экономич. развития, структурой и формами управления отраслями нар. х-ва.
Система плановых показателей тесно связана с системой экономич. стимулирования. Планом устанавливаются стабильные нормативы образования фондов экономического стимулирования из прибыли предприятия. Эти фонды служат источниками дополнит. материального вознаграждения за труд и результаты произ-ва, финансирования культурно-бытовых мероприятий и жил. стр-ва, развития произ-ва.
Хозрасчётные предприятия вступают в планомерно организованный товарно-ден. обмен. Нар.-хоз. план укрупнённо учитывает обществ. потребности и ресурсы, доводит до хоз. органов плановые показатели по произ-ву и поставкам, лимиты материально-технич. обеспечения. Предприятия и орг-ции уточняют конкретный ассортимент, сроки и др. условия поставок в хозяйственных договорах. Выполнение договоров поставок по всем позициям — важный показатель результатов деятельности предприятия. Система заказов и хоз. договоров используется в целях повышения ответственности за выполнение гос. заданий и договорных обязательств, усиления зависимости размеров фондов экономич. стимулирования, а также премий работников от выполнения планов поставок. Особую роль играют прямые длит, хозяйственные связи, позволяющие согласовывать ассортимент и условия поставок между мин-вами, объединениями и предприятиями с последующим их закреплением в показателях пятилетнего и годового планов. Этим достигается взаимоувязка централизов. планирования и постоянно меняющихся обществ. потребностей, гибкость планового руководства. Реализация продукции и услуг в соответствии с договорами означает обществ. признание результатов произ-ва. В связи с этим оценка и стимулирование деятельности хозрасчётного предприятия осуществляются с учётом финансово-экономич. результатов произ-ва и реализации в стоимостной форме. В X. р. предприятий используются показатели объёма реализов. продукции с учётом выполнения обязательств по поставкам в номенклатуре, а также прибыли.
Для формирования показателей и получения финанс. результатов, максимально отражающих собств. заслуги предприятия, большое значение имеет система цен. Для того чтобы способствовать укреплению X. р., оптовые цены устанавливаются в соответствии с общественно необходимыми затратами и обеспечивают нормально работающим предприятиям уровень рентабельности, достаточный для выполнения финанс. обязательств перед гос-вом, пополнения оборотных средств и образования фондов экономич. стимулирования. В процессе определения хозрасчётных результатов обычно применяются оптовые цены предприятий (беэ налога с оборота). В планировании и оценке объёмных и качественных хозрасчётных показателей используются сопоставимые цены. Для исчисления отд. показателей могут применяться спец. измерители объёмов продукции, условные цены: чистая продукция, нормативная стоимость обработки и т. п.
Через X. р. общество стимулирует научно-технич. прогресс. Это достигается при помощи: 1) плановых показателей по внедрению новой техники, к-рые учитываются при оценке результатов хоз. деятельности, образовании фондов материального поощрения, премировании; 2) финансирования повышенных затрат на освоение новой техники и новой продукции (из соответствующих отраслевых фондов освоения); 3) установления цен на новую продукцию с учётом её технико-экономич. параметров, надбавок к ценам за категорийность и качество, уменьшения цен на морально устаревшую продукцию; 4) материального поощрения за создание новой техники в зависимости от её нар.-хоз. эффективности; 5) централизованного финансирования расходов части н.-и. и проектно-конструкторских работ, имеющих фундаментальный, обшеотраслевой и перспективный характер; 6) образования в объединениях, предприятиях и отраслевых мин-вах финанс. фондов для развития науки и техники, а также совершенствования произ-ва. Благодаря этим мерам хозрасчётное предприятие освобождается от финанс. затруднений и материально поощряется за результаты процессов, связанных с созданием и освоением новой техники и прогрессивной технологии.
Хозяйственный расчёт в сельском хозяйстве. Специфика воспроиз-ва с.-х. продукции и сложившиеся социально-экономич. отношения в с. х-ве обусловливают особенности X. р. в этой отрасли нар. х-ва. К ним относятся: изъятие гос-вом иа доходов с.-х. предприятий дифференциальной ренты I и части дифференциальной ренты II с помощью зональных гос. закупочных цен и подоходного налога с колхозов; связь воспроизводств. циклов с естеств.-биологич. циклами; наличие в составе средств произ-ва земли, не являющейся при социализме товаром и поэтому не учитываемой в стоимости производств. фондов; наличие двух форм социалистич. собственности и связанных с этим экономич. отношений гос-ва с с.-х. предприятиями. В силу особенностей производств. циклов и их зависимости от колебания погодных условий особое значение для X. р. в с. х-ве имеют страховые резервы, кредиты Госбанка СССР и взаимоотношения с гос. страховыми орг-циями. Часть средств произ-ва с.-х. предприятий воспроизводится внутри х-ва, минуя стадию товарного обращения. Однако с развитием специализации и индустриальной организации произ-ва уд. вес собств. средств произ-ва в затратах снижается.
Порядок планирования хоз. деятельности, распределения прибыли, оплаты труда и материального стимулирования в гос. с.-х. предприятиях (совхозах) принципиально такой же, как и в пром. предприятиях. Однако совхозы имеют право реализовывать часть продукции на рынке по договорным ценам, если эту продукцию не принял плановый заготовитель. Колхоз реализует часть сверхплановой продукции на колх. и межколх. рынке по свободно складывающимся или договорным ценам; приобретает орудия и средства труда за счёт своих доходов, самостоятельно распределяет валовой доход (после уплаты подоходного налога) на фонды оплаты труда, обшеств. потребления, накопления. Гос-во в плановом порядке поставляет колхозам технику и др. средства произ-ва, оказывает им экономич. помощь в виде льготных цен и кредитов, за счёт аккумулированной в бюджете ренты, проводит плановые мероприятия по мелиорации земель.
В колхозах и совхозах на внутр. X. р. работают бригады, крупные фермы, специализированные комплексы и подсобные предприятия. Межхоз. хозрасчётные предприятия и объединения создаются колхозами и совхозами на долевых началах, их прибыль распределяется по соглашению учреждений. X. р. совхозов и колхозов значительно укрепился на основе мер, проведённых в соответствии с решениями Мартовского (1965) и Июльского (1978) пленумов ЦК КПСС.
Развитие хозяйственного расчёт а. Методы ведения х-ва видоизменяются и обогащаются новыми формами по мере развития производит. сил и социально-экономич. отношений. Первоначально X. р. отражал процесс становления планомерного управления социалистич. х-вом и его звеньями в условиях, когда социалистич. предприятия вынуждены были приспосабливаться к неорганизованному рынку. Гос. пром. предприятия были объединены в тресты, действовавшие в значит. мере на коммерч. началах. Сочетание единого плана и гос. монополии внеш. торговли с коммерч. самостоятельностью трестов обеспечивало планомерную концентрацию ресурсов для восстановления и развития важнейших отраслей нар. х-ва, постепенное овладение внутр. рынком. Происходило формирование хозрасчётных отношений внутри трестов. Предприятиям предоставлялась нек-рая хоз.оперативная самостоятельность; они составляли свой баланс; фонд заработной платы ставился в зависимость от производительности труда и доходов, а премии — от достижений в социалистич. соревновании; укреплялась единая система учёта.
Экономические реформы 1929—32 создали организац. основы социалистич. хоз. механизма. Гл. хозрасчётным звеном в пром-сти стало предприятие; все пром. предприятия были переведены на X. р., за ними были закреплены оборотные средства, отличные от заёмных средств. Отмена коммерч. кредита исключила возможность внепланового перераспределения ресурсов. Были установлены целевой характер, срочность и возвратность банковских кредитов, введены единый для всей пром-сти налог с оборота и отчисления от прибыли. Всё это способствовало усилению планового контроля над финанс. накоплениями. X. р. стал в большей мере отражать единство планомерно управляемого х-ва. В распоряжении предприятий в соответствии с планами оставлялась часть прибыли, к-рую разрешалось использовать на предусмотренные планом капитальные вложения, социально-культурное, бытовое и жил. стр-во, увеличение собств. оборотных средств. Происходило становление внутрихоз. расчёта: плановые задания по произ-ву и затратам доводились до цехов, ежемесячно подводились итоги их выполнения. Опыт хозрасчётных отношений в пром-сти начал переноситься в др. отрасли нар. х-ва с учётом их особенностей.
Новый этап в развитии X. р. наступил после Мартовского и Сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС. В пост. Сентябрьского пленума «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» было признано необходимым расширить хоз. права предприятий, устранить излишнюю регламентацию их деятельности, сократить число плановых показателей, утверждаемых им сверху, наделить предприятия средствами для развития и совершенствования произ-ва, улучшить использование таких экономич. рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит. Была поставлена задача укрепить заинтересованность коллективов предприятий в быстром внедрении результатов научно-технич. прогресса, обеспечении высоких темпов развития и роста эффективности произ-ва, в разработке и выполнении высоких плановых заданий, улучшении использования ресурсов. Конкретной формой осуществления этих установок стала новая система планирования и экономич. стимулирования, введённая в пром-сти, а затем и др. отраслях нар. х-ва. Эта система усилила ориентацию на конечные финанс. результаты деятельности (реализацию продукции, прибыль).
На основе стабильных нормативов за достигнутые экономич. показатели на предприятиях стали образовываться поощрительные фонды. Из прибыли и части амортизац. отчислений стал формироваться фонд развития произ-ва. В фонды экономич. стимулирования гос. предприятий и хоз. орг-ций стало направляться в среднем 16—17% прибыли. Усилилась хозрасчётная ответственность не только за уровень текущих затрат (себестоимость), но и за использование производств. фондов. Введена плата за производств. фонды.
Практика внедрения новой системы планирования и экономич. стимулирования произ-ва показала необходимость дальнейшего совершенствования хоз. механизма по направлениям, указанным в решениях 24-го и 25-го съездов КПСС. Так, в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» (июль 1979) разработана система плановых и оценочных показателей и нормативов, предусматривается создание системы собств. ресурсов развития в объединениях и мин-вах, введение отраслевых фондов развития науки и техники в мин-вах, переход к нормативному планированию фондов заработной платы, к расчётам за готовые и сданные заказчику объекты, проекты и комплекты оборудования, к долговременным прямым хоз. связям по поставкам и др. На основе создания объединений увеличивается количество крупных предприятий совр. типа, представляющих собой интегрированный комплекс технологически взаимосвязанных специализиров. произ-в, к-рые, в свою очередь, являются достаточно крупными, концентрированными единицами. В объединениях создаются предпосылки более полного, чем на относительно мелких предприятиях, X. р. В перспективе объединения и комбинаты должны стать осн. хозрасчётными звеньями обществ. произ-ва. X. р. производств. единиц, вошедших в состав производственного объединения, проходит известную эволюцию. Вначале эти единицы могут сохранять хоз. самостоятельность, если работают по замкнутому технологич. циклу и самостоятельно отгружают продукцию покупателям. Сужение хоз. функций бывшего самостоят. предприятия происходит по мере углубления специализации и передачи ответственности за конечные результаты объединению в целом. Интегрированная производств. единица располагает большим объёмом хозрасчётных прав, чем цех, поскольку, как правило, это орг-ция достаточно больших размеров, обладающая многими признаками предприятия (технич., организационным, социальным единством, наличием коллективных интересов). Производств. единица может образовывать фонд материального поощрения, частично — фонд социально-культурных мероприятий и жил. стр-ва и др. поощрительные фонды в соответствии с собственными показателями работы, хотя и в рамках фондов объединения.
В промышленном объединении входящие в его состав предприятия сами реализуют продукцию и сохраняют хозрасчётную самостоятельность. Управление объединением берёт на себя функции планирования и финансирования капитального стр-ва объектов, имеющих значение для всего объединения, научно-технич. и материально-технич. обеспечение развития отрасли, планирование произ-ва и экономич. управление подчинёнными предприятиями. Пром. объединение образует собств. финанс. фонды, а его работники материально поощряются за общие результаты работы объединения. Расширено финансирование капитальных вложений из собств. источников — части прибыли и амортизационных отчислений. Мин-ву устанавливаются стабильные нормативы доли прибыли, оставляемой на развитие. Оно выступает гарантом выполнения планов по поступлениям отчислений из прибылей в гос. бюджет. Мин-ва, обладая собственными фондами, становятся экономически ответственными за результаты работы подотрасли, шире применяют экономические методы управления.
Большое развитие получает X. р. н.-и., проектно-конструкторских и технологии, орг-ций и научно-производств. объединений, к-рые переходят к работе на основе нарядов-заказов, а также к расчётам за полностью законченную и сданную продукцию.
Т. о., хозрасчётные отношения обеспечивают единство трёх видов экономич. интересов социалистич. общества, планомерную организацию нар. х-ва с использованием товарно-ден. отношении, создают материальную заинтересованность в постоянном росте, совершенствовании и повышении эффективности произ-ва и социалистич. накопления. X. р. способствует наибольшей эффективности воспроиз-ва на уровне предприятий в неразрывном единстве с общественным воспроизводством. Конкретные формы X. р. развиваются и обогащаются в направлении усиления планомерных начал, повышения ответственности за качество работы и качество продукции, стимулирования научно-технического прогресса, охватывая различные типы социалистических предприятий, орг-ций, органов управления и их подразделения.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.