ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ТЕОРИЯ

Найдено 1 определение
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ТЕОРИЯ
социал-реформистская концепция, согласно к-рой осуществление бурж. демократии влечёт за собой демократич. контроль над экономикой, «демократизацию» хоз. структуры бурж. общества, в результате чего якобы становится возможным постепенное «врастание» капитализма в социализм.
Хотя истоки X. д. т. восходят к воззрениям основоположников реформизма и ревизионизма кон. 19 — нач. 20 вв., широкое распространение она получила после 1-й мировой войны 1914—18. Наибольший вклад в разработку её важнейших положений внесли Р. Гильфердинг, К. Каутский (Германия), О. Бауэр, К. Реннер (Австрия), Э. Бевин (Великобритания), А. де Ман (Бельгия), А. Филип (Франция). После 2-й мировой войны 1939—45 X. д. т. (иногда вместо термина «хозяйственная демократия» употребляются понятия «производственная демократия» или «экономическая демократия») была положена в основу доктрины т. н. «демократического социализма», противопоставляемого реальному социализму. Отд. положения X. д. т., касающиеся прежде всего проблем «демократия, планирования» и управления, были использованы в праворевизионистской теории «рыночного социализма».
Центральное звено X. д. т.— реформистская идея классового сотрудничества труда и капитала, их «соучастия» в принятии решений на уровне отд. предприятия и экономики в целом. При этом функции арбитра, разрешающего возможные конфликтные ситуации, отводятся бурж. гос-ву, якобы выступающему в роли надклассовой силы. Формы достижения «хоз. демократии», по этой теории,— «участие» трудящихся в капитале предприятия посредством «народных» акций, а также формирование всякого рода советов и к-тов, где рабочие заседают вместе с капиталистами. Это выдаётся правыми социал-демократами за реализацию принципов равноправного партнёрства труда и капитала, а нек-рыми из них (В. Брандт — ФРГ, У. Пальме — Швеция) — даже за переход власти от капитала к труду («социализм участия») (см. «Социального партнёрства» теория).
Согласно X. д. т., в совр. бурж. обществе якобы происходит интенсивный процесс «самоликвидации» частной собственности на средства произ-ва, к-рая формально сохраняется, но исчезает как реальная экономич. категория в ходе «управленч. революции» и ограничения «демократия.» гос-вом и органами «соучастия» прав капиталистов. Расширение практики гос. экономич. регулирования в развитых капиталистич. странах, покончившего якобы с анархией произ-ва (см. Организованного капитализма теория), правые социалисты пытаются выдать за меры просоциалистич. характера. X. д. т. послужила для них теоретич. обоснованием отказа от национализации основных средств произ-ва и обмена.
В соответствии с X. д. т., необходимым условием достижения «хоз. демократии» выступает введение «демократия. планирования». Трактовки последнего весьма разнообразны: от умеренного гос. регулирования, дополняющего по мере необходимости «рыночную экономику» — основу «демократия, социализма» (австр., нидерл., датские, западногерм., швед, социал-демократы, Англ. лейбористы, часть бельг. социалистов), до более жёсткой системы мер гос. контроля над экономикой, предусматривающей обязат. выполнение плановых показателей гос. сектором, при его активном влиянии через систему контрактов на частные и кооп. предприятия (ряд итал., франц. социалистов). Однако во всех этих случаях планирование экономики «демократия, социализма» противопоставляется планированию в странах социализма как якобы тоталитарному, исключающему обществ. контроль над произ-вом и распределением обществ. продукта.
Предлагаемые сторонниками X. д. т. меры по достижению «хоз. демократии», построению экономич. базы «демократия, социализма» не могут сколько-нибудь серьёзно затронуть политич. и экономич. основы господства монополистич. капитала. Особенно нагляден в этом отношении 44-летний опыт правления швед, социал-демократии, многократно обещавшей «пришествие» социализма, а в итоге в сер. 70-х гг. 96% пром-сти страны по-прежнему оставалось в руках частного капитала, позиции к-рого не ослабли, а напротив, существенно укрепились. Немалую роль в этом сыграла линия руководства СДРПШ на классовое сотрудничество с капиталом, на интеграцию рабочего класса в систему гос.-монополистич. капитализма.
Кризис доктрины совр. социал-реформизма связан с обострением кризиса капиталистпч. системы в 70-х гг., поставившего вопрос об история, несостоятельности бурж. строя и невозможности устранения его пороков путём частичных реформ. Банкротство концепции «демократия. социализма» привело к глубокому идейному расколу междунар. социал-демократии. С пересмотром X. д. т. справа выступили Ж. Буржен, П. Рембер (Франция), С. Мансхолт (Нидерланды), признающие осуществимость «хоз. демократии» исключительно в рамках объединённой Европы, рассматривающие концепцию социализма в нац. рамках как пережиток прошлого. В условиях отхода лидеров Социалистич. интернационала от революц. борьбы и социалистич. идеалов усилилось влияние в социал-демократии левых течений, представители к-рых подвергают критике многолетнюю практику классового сотрудничества руководства правой социал-демократии с капиталом. Социалистич. партии Бельгии, Италии, Финляндии, Франции, Японии, левые группы в СДПГ выдвинули в новых программах 70-х гг. требования национализации пром. и банковских монополий, введения «демократия, планирования», установления контроля трудящихся над важнейшими сферами нац. экономики в качестве необходимых условий движения к социализму.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.