нормы гражданского и уголовного права, определяющие типовые отношения между экономическими субъектами и их повседневную хозяйственную деятельность.
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
область юриспруденции; нормы права, распространяющиеся на экономические отношения по поводу хозяйствования, хозяйственной деятельности и на типовые экономические реалии.
ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОЕ
нормы как гражданского, так и уголовного права, определяющие типовые экономические данности (например, кооперативное право) и повседневную хозяйственную деятельность (например, договоры о поставках и гарантии).
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности и государственного управления ею. В практической деятельности понятие хозяйственное право используется в отношении законодательства о предпринимательской деятельности.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОЕ
совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения в обществе, которые складываются внутри предприятия, между предприятиями, между предприятиями и вышестоящими хозяйственными органами. Субъекты П.х.: работники предприятия, предприниматели, коллективы, юридические лица – предприятия, объединения, органы хозяйственного управления. В П.х. применяются методы согласования, обязательных предписаний, рекомендации. Нормы П.х. содержатся в законах, специальных нормативных актах – хозяйственном законодательстве.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
хозяйственное право
Совокупность норм, законов, установлений и правил, касающихся ведения хозяйственной жизни, экономики; определенные основополагающие институциональные нормы для различных частичных порядков (Ordnung), образующих в целом хозяйственный порядок (Wirtschaftsordnung). Хозяйственная конституция является регулятивным принципом формулирования конкретных хозяйственно-правовых норм и последующего судебного развития права. Она не обязательно должна быть выделена в хозяйственном праве в виде отдельного документа, но может содержаться в различных нормах общества и в конституции государства. Хозяйственная конституция устанавливает, например, основополагающие признаки права собственности (Eigentumsrecht).
Нормы хозяйственного права являются для хозяйствующих субъектов данными (Daten, Datum), варьирующимися для конкретных организационных форм рыночной экономики. Так, например, устав предприятия содержит некоторые возможные формы распределения полномочий принятия решений на предприятии, в частности характерную для ФРГ систему участия работников в управлении (Mitbestimmung), а конституция рынка труда (Arbeitsmarkt) устанавливает допустимые формы борьбы рабочих.
Нормы хозяйственного права являются для хозяйствующих субъектов данными (Daten, Datum), варьирующимися для конкретных организационных форм рыночной экономики. Так, например, устав предприятия содержит некоторые возможные формы распределения полномочий принятия решений на предприятии, в частности характерную для ФРГ систему участия работников в управлении (Mitbestimmung), а конституция рынка труда (Arbeitsmarkt) устанавливает допустимые формы борьбы рабочих.
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
в СССР, совокупность правовых норм, регулирующих хоз. отношения социалистич. общества. Последние складываются внутри предприятий, между предприятиями, а также между предприятиями и вышестоящими органами (отношения по горизонтали и вертикали). Хоз. отношения осуществляются на основе плана и связаны с использованием обществ. материальных и финанс. ресурсов как объектов социалистич. собственности.
К основным участникам хоз. отношений (субъекты X. п.) относятся предприятия, производств. объединения, органы хоз. руководства (напр., мин-ва). В хоз. отношениях могут участвовать также социально-культурные, адм.-политич. и иные орг-ции в случаях, когда это необходимо для выполнения их Осн. задач. Субъектами X. п. выступают внутр. подразделения и производств. единицы предприятий.
В X. п. используются три метода правового регулирования, позволяющие успешно решать экономич. и политич. задачи: метод согласования, при к-ром вопросы решаются но взаимному согласию участников правоотношения (напр., при заключении хозяйственного договора); метод обязательных предписаний, когда одна сторона правового отношения даёт другой обязательное для неё указание (напр., утверждение планового задания); метод рекомендаций, когда одна сторона правового отношения воздействует на другую с помощью советов или рекомендаций о рациональной организации хоз. деятельности — используется гл. обр. для руководства кооп. орг-циями (в последнее время применяется и в руководстве гос. предприятиями).
Нормы X. п. юридически закрепляют единство экономики как нар.-хоз. комплекса, включающего все звенья обществ. произ-ва, распределения и обмена. Они регулируют хоз. отношения между звеньями нар. х-ва, утверждая принципы, формы и методы руководства экономикой, определённые Конституцией СССР.
Методы морально-психологич. воздействия применяются в основном вне рамок правового регулирования. Порядок осуществления и соотношения между адм. методами, основанными на обязат. директивах (иногда их называют организац. методами), и экономич. методами, основанными на материальном стимулировании путём поощрения и установления ответственности за результаты деятельности, определяется правовыми нормами.
Нормы X. п. содержатся в законах, постановлениях пр-ва и др. нормативных актах, называемых обычно хоз. законодательством, к-рое имеет определ. специфику. Оно, являясь в основном общесоюзным (в др. отраслях законодательства значителен объём нормативных актов союзных республик), выступают чаще не в форме закона, а в виде постановлений пр-ва и нормативных актов органов управления (мин-в и ведомств), что связано с необходимостью оперативного регулирования динамичных хоз. отношений. Отраслевые мин-ва могут регулировать их лишь в пределах своей системы. Функциональные органы хоз. руководства (Госплан СССР, Госснаб СССР, Гос. к-т цен СССР, Госстандарт СССР и др.) имеют право издавать нормативные акты, обязательные для всех орг-ций независимо от их ведомств. подчинённости.
Хозяйственное законодательство состоит из огромного количества нормативных актов, изданных в разное время, оно не систематизировано и не упорядочено, что снижает эффективность правового регулирования хоз. отношений. Эти недостатки были отмечены в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 25 июня 1975 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства», к-рое наметило пути улучшения правового регулирования хоз. отношений. В постановлении определены первоочередные направления совершенствования X. п., подчёркнута необходимость упорядочения ведомств, нормативных актов. В готовящемся к изданию Своде законов СССР выделен спец. раздел, посвящённый законодательству о нар. х-ве, в процессе подготовки свода различные акты хоз. стр-ва предполагается кодифицировать.
К основным участникам хоз. отношений (субъекты X. п.) относятся предприятия, производств. объединения, органы хоз. руководства (напр., мин-ва). В хоз. отношениях могут участвовать также социально-культурные, адм.-политич. и иные орг-ции в случаях, когда это необходимо для выполнения их Осн. задач. Субъектами X. п. выступают внутр. подразделения и производств. единицы предприятий.
В X. п. используются три метода правового регулирования, позволяющие успешно решать экономич. и политич. задачи: метод согласования, при к-ром вопросы решаются но взаимному согласию участников правоотношения (напр., при заключении хозяйственного договора); метод обязательных предписаний, когда одна сторона правового отношения даёт другой обязательное для неё указание (напр., утверждение планового задания); метод рекомендаций, когда одна сторона правового отношения воздействует на другую с помощью советов или рекомендаций о рациональной организации хоз. деятельности — используется гл. обр. для руководства кооп. орг-циями (в последнее время применяется и в руководстве гос. предприятиями).
Нормы X. п. юридически закрепляют единство экономики как нар.-хоз. комплекса, включающего все звенья обществ. произ-ва, распределения и обмена. Они регулируют хоз. отношения между звеньями нар. х-ва, утверждая принципы, формы и методы руководства экономикой, определённые Конституцией СССР.
Методы морально-психологич. воздействия применяются в основном вне рамок правового регулирования. Порядок осуществления и соотношения между адм. методами, основанными на обязат. директивах (иногда их называют организац. методами), и экономич. методами, основанными на материальном стимулировании путём поощрения и установления ответственности за результаты деятельности, определяется правовыми нормами.
Нормы X. п. содержатся в законах, постановлениях пр-ва и др. нормативных актах, называемых обычно хоз. законодательством, к-рое имеет определ. специфику. Оно, являясь в основном общесоюзным (в др. отраслях законодательства значителен объём нормативных актов союзных республик), выступают чаще не в форме закона, а в виде постановлений пр-ва и нормативных актов органов управления (мин-в и ведомств), что связано с необходимостью оперативного регулирования динамичных хоз. отношений. Отраслевые мин-ва могут регулировать их лишь в пределах своей системы. Функциональные органы хоз. руководства (Госплан СССР, Госснаб СССР, Гос. к-т цен СССР, Госстандарт СССР и др.) имеют право издавать нормативные акты, обязательные для всех орг-ций независимо от их ведомств. подчинённости.
Хозяйственное законодательство состоит из огромного количества нормативных актов, изданных в разное время, оно не систематизировано и не упорядочено, что снижает эффективность правового регулирования хоз. отношений. Эти недостатки были отмечены в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 25 июня 1975 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства», к-рое наметило пути улучшения правового регулирования хоз. отношений. В постановлении определены первоочередные направления совершенствования X. п., подчёркнута необходимость упорядочения ведомств, нормативных актов. В готовящемся к изданию Своде законов СССР выделен спец. раздел, посвящённый законодательству о нар. х-ве, в процессе подготовки свода различные акты хоз. стр-ва предполагается кодифицировать.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.