ХОЗЯЙСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Найдено 1 определение
ХОЗЯЙСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
(объединений), основной принцип их деятельности на началах хозрасчёта. Х.-о. с. с. п. обеспечивается путём предоставления соответствующей экономич. системе полномочий (при одновременном возложении на неё соразмерной этим полномочиям ответственности), необходимых для эффективного управления протекающими в ней производств. и хоз. процессами. Хозрасчётные предприятия и объединения имеют право самостоятельно осуществлять технич. руководство произ-вом, снабжение и сбыт, набор рабочих, служащих и инженерно-технич. работников, они распоряжаются закреплённым в их оперативном управлении или пользовании гос. имуществом, являющимся частью единого фонда гос. социалистич. собственности. Материальной основой такой самостоятельности служат предоставляемые им основные и оборотные средства.
Круг прав и обязанностей предприятий и объединений, а значит. и мера их хоз.-оперативной самостоятельности предусмотрены соответственно Положением о социалистич. гос. производств. предприятии и Положением о производств. объединении (комбинате), а также системой централизованно планируемых показателей. Права и обязанности производств. единиц, входящих в состав объединения, также определяются в нормативном порядке: Положением о производств. объединении и Положением о производств. единице, утверждаемом ген. директором объединения.
В известной мере Х.-о. с. с. п. регламентируется и уставом, определяющим цели и задачи деятельности предприятия (объединения), статус юридич. лица, позволяющий ему заключать хоз. сделки, предъявлять иски и отвечать по своим обязательствам, наличием в гос. банке расчётного счёта, собств. баланса и законченной системы бухгалтерского учёта всех имеющихся средств и видов деятельности.
Непременным атрибутом самостоятельности служит право предприятия и объединения создавать из получаемой прибыли фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жил. стр-ва, развития произ-ва, премирования за создание и внедрение новой техники, содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений и др.
Х.-о. с. с. п. обусловлена их относит. обособленностью. Каждое предприятие (объединение), функционирующее в системе обществ. произ-ва и являющееся органич. частью нар. х-ва, может осуществлять эквивалентный обмен своего продукта и удовлетворять всем требованиям хозрасчёта только будучи относительно самостоятельным. Такое обособление — закономерное следствие обществ. разделения труда, и в этом смысле при социализме оно объективно обусловлено. Х.-о. с. с. п. осуществляется в соответствии с принципом демократия, централизма, в рамках гос. плана развития нар. х-ва. Тем самым обеспечивается сочетание а дм. управления с Х.-о. с. с. п. и объединений. Границы самостоятельности экономич. систем достаточно подвижны, т. к. они определяются уровнем развития производит. сил и целесообразным объёмом применения в управлении экономич. рычагов и стимулов.
В СССР действует тенденция расширения самостоятельности и повышения ответственности экономич. систем. Весьма важной вехой на этом пути являются принятые 12 июля 1979 постановления ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных организаций» и ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Реализация предусмотренных этими постановлениями мероприятий создаёт дополнит. предпосылки повышения Х.-о. с. с. п. и объединений.
В области планирования предприятиям и объединениям предоставлены возможности научно обоснованной разработки пятилетннх и годовых планов. С 1965 в централизованном порядке устанавливается некоторый минимум важнейших показателей. Вся деятельность предприятий и объединений, включая и разработку большинства плановых показателей, осуществляется в рамках централизованных гос. заданий, позволяющих обеспечивать достаточно эффективный контроль за производств. деятельностью этих систем. Последние самостоятельно решают вопросы планирования объёма произ-ва, детализированной номенклатуры и ассортимента продукции на основе плановых заданий, а также заказов, принимаемых в порядке прямых связей с потребителями или сбытовыми и торгующими орг-циями; планирования производительности труда, численности работников и средней заработной платы; совершенствования системы управления предприятием (объединением) сообразно изменяющимся нуждам произ-ва; развития произ-ва за счёт нецентрализованных капитальных вложений; долговременных прямых связей с потребителями своей продукции и поставщиками сырья и полуфабрикатов; определяют условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений и др.
Выполнение этих задач облегчается тем, что предприятия и объединения будут постоянно иметь научно обоснованную перспективу для составления пятилетнего плана в виде осн. направлений экономич. и социального развития по достаточно широкому кругу показателей развития отраслей и республик. Научно обоснованные и сбалансированные пятилетние планы на деле становятся гл. формой гос. директивного планирования, рабочей программой деятельности каждого предприятия и объединения. Вместе с тем в нек-рой степени преобразуется и роль годовых планов, призванных детализировать задания пятилетнего плана, а при необходимости уточнять их с учётом научно-технич. достижений и изменений потребностей.
Предприятия и объединения имеют реальные возможности активно участвовать в согласованной корректировке планов, в усилении роли перспективного планирования, что обеспечивает стабильность их работы.
Значительные права предоставлены объединениям и предприятиям в области совершенствования техники и технологии произ-ва за счёт средств фонда развития произ-ва. Предприятиям разрешается утверждать технология. процессы произ-ва, если они не регламентированы вышестоящим компетентным органом; предприятия могут изменять и регламентированные, если тем самым обеспечивается повышение качества продукции или получение иного эффекта. Предприятия и объединения заключают с н.-и., проектными, конструкторскими орг-циями и высшими уч. заведениями договоры на разработку новой техники и технологии произ-ва, проектов реконструкции системы и др. Стимулирование произ-ва новой продукции осуществляется с помощью фонда освоения новой техники, а продукции повышенного качества — путём установления надбавок к оптовым ценам на аттестованную продукцию и повышенных норм отчислений от прибыли, полученной в результате её реализации, в фонд материального поощрения. При этом внедрение новой техники теснее увязывается с улучшением качества продукции.
Х.-о. с. с. п. во многом зависит от объёма их прав в отношении материально-технич. обеспечения произ-ва. Необходимые для производств. хоз. деятельности оборудование, сырьё, материалы, топливо и др. материальные ценности они получают по договорам поставки, заключаемым на основании плановых актов распределения продукции — нарядов, фондовых извещений и пр. Но предметы материально-технич. обеспечения могут приобретаться и по договорам на продукцию, реализуемую без нарядов, а также путём закупок в мелкооптовых, специализиров. базах и в розничных магазинах в установленном порядке. Продукция, распределяемая вышестоящим органом или сбытовой орг-цией, реализуется на основе составляемых в соответствии с их распорядит. актами договоров поставки. Договора на продукцию, не распределяемую в указанном порядке, заключаются поставщиками самостоятельно по соглашению с организацией-покупателем. При этом с согласия покупателя могут быть изменены предусмотренные в договорах ассортимент, сроки и условия поставок.
Существенны права объединений и предприятий в области труда. Они сами разрабатывают структуру и штаты аппарата управления применительно к типовым их видам, утверждённым вышестоящим органом, в пределах плана по труду решают вопрос о численности инженерно-технич. работников и служащих в отд. подразделениях этого аппарата, о применении систем и форм оплаты труда рабочих в пределах выделенного фонда заработной платы. Право применять ставки сдельщиков для оплаты труда повременщиков облегчает своевременное изменение форм оплаты труда по мере роста технич. уровня произ-ва и улучшения организации труда, ускоряет внедрение прогрессивной повременно-премиальной оплаты при нормированных заданиях. С целью более правильной оценки труда специалистов, что важно для их стимулирования и закрепления на произ-ве, директорам предоставлена возможность устанавливать этой категории работников надбавки к заработной плате в размере до 30% их должностного оклада при общей сумме надбавок до 0,3% фонда заработной платы объединения или предприятия. Директор имеет также полномочия использовать экономию по фонду заработной платы, пересчитанному на процент выполнения плана, для выплаты заработной платы и премий в течение всего календарного года.
Значительны полномочия предприятий и объединений в деле формирования и регулирования оборотных средств. В этом отношении характерно сосуществование хозрасчётного самофинансирования и прямого бюджетного финансирования. По собств. оборотным средствам вышестоящий орган устанавливает только общий норматив, который по укрупнённым группам нормируемых объектов распределяется самим объединением или предприятием. Запрещается изъятие у них оборотных средств в пределах норматива. Излишки собств. оборотных средств, образующиеся в результате изменения в плановом году объёма произ-ва, безвозмездного поступления материальных ценностей и но др. причинам, могут изыматься вышестоящим органом только в порядке перераспределения по годовому отчёту или при корректировке плана произ-ва. Тем самым не допускается изъятие оборотных средств без изменения плана, и предприятие (объединение) до конца хоз. года может по своему усмотрению распоряжаться дополнит. ресурсами, полученными благодаря её эффективной деятельности.
Стабилизации финанс. положения способствует право продавать неиспользуемые сырьё, материалы и топливо, а также излишние осн. фонды др. объединениям (предприятиям) при условии, что вышестоящий орган отказался от перераспределения этих излишков. Выручка от реализации остаётся в распоряжении предприятия (объединения) в качестве оборотных средств.
Х.-о. с. с. п. предполагает соразмерную ответственность за результаты деятельности, за правильное использование предоставленных им осн. и оборотных средств, возмещение к-рых должно производиться на основе повышения рентабельности произ-ва, а в случае необходимости — и за счёт временного (до 2 лет) снижения отчислений от прибыли в фонды стимулирования до 30%. Обеспечению должной ответственности способствует также сравнительно высокий размер пени, взыскиваемой за несоблюдение установленных сроков оплаты получаемой продукции. Причём пени и штрафы вычитаются непосредственно из прибыли, что может отрицательно сказаться на формировании фондов стимулирования. В случае отсутствия средств на расчётном счёте потребителя оплата продукции производится за счёт банковской ссуды, к-рая будет возмещена потребителем вместе с довольно высокими процентами на полученный кредит.
Характерная для сов. экономики тенденция к расширению оперативно-хоз. самостоятельности предприятий и объединений обусловлена объективной необходимостью более широкого применения экономич. методов управления. В условиях интенсивного развития процессов специализации и концентрации, а также повышения технич. уровня произ-ва, роста динамизма производств. и хоз. деятельности усиливаются требования к оперативности и качеству управленч. решений. Но решения не могут в полной мере удовлетворять этим требованиям, если они принимаются вне данной системы и тем более без её участия. Поэтому расширение оперативно-хоз. самостоятельности низовых звеньев экономики в области применения экономич. методов управления способствует более рациональному использованию наличных ресурсов, а тем самым и повышению эффективности произ-ва.
Предприятия и объединения ориентируются прежде всего на улучшение конечных нар.-хоз. результатов, иначе говоря,— на высокую эффективность обществ. произ-ва, отличное качество продукции, более полное удовлетворение обществ. и личных потребностей. В этой связи возрастает роль показателя произ-ва продукции в натуральном выражении, который по существу выдвигается на первое место среди утверждаемых показателей. Расширяется номенклатура планируемых изделий. Усиливается роль договора. Оценка работы предприятий и объединений начинает производиться по поставкам продукции потребителям в соответствии с установленной номенклатурой (ассортиментом). Ведущим стоимостным показателем становится нормативная чистая продукция (условно-чистая, или стоимость обработки). Суть осуществляемых мероприятий заключается в том, чтобы обеспечивая строгий контроль за выполнением предприятиями и объединениями осн. показателей гос. плана, в то же время создать условия для проявления оперативной самостоятельности коллективов в изыскании внутр. резервов, разумного маневрирования материальными и финанс. ресурсами, хозяйского отношения к капитальным затратам.
В этих же целях ограничивается сфера применения безвозвратного бюджетного финансирования капиталовложений на действующих объединениях и предприятиях. Реконструкция и расширение действующих произ-в по централизованному плану капиталовложений будут производиться, как правило, за счёт части плановой прибыли и амортизационных отчислений самого предприятия или объединения, а также за счёт кредита Стройбанка СССР. Кредит также предоставляется сверх лимита гос. капиталовложений на проведение высокоэффективных мероприятий но выпуску новой продукции и повышению качества изготовляемых изделий. Порядок этот распространяется и на произ-во товаров нар. потребления.
Умелое сочетание собств. источников финансирования и кредитных ресурсов повышает заинтересованность объединений и предприятий в наиболее разумном использовании средств и скорейшем вводе в эксплуатацию новых производств. мощностей, с тем чтобы за счёт получаемой прибыли своевременно погасить банковские кредиты.
Хозяйственно-оперативная самостоятельность, а вместе с тем и ответственность предприятий и объединений за выполнение гос. заданий заметно возрастают также с переходом на нормативный метод распределения прибыли. Устанавливается стабильный норматив отчислений от прибылей, поступающих в распоряжение объединений (предприятий), дифференцированный по годам пятилетки. Большая часть этих средств используется на финансирование капиталовложений, прирост оборотных средств, образование фондов экономии. стимулирования и иные плановые затраты, а остающаяся часть прибыли направляется в бюджет. Причём последняя величина отражается в плане не в процентах от отчисленной прибыли, а в абс. сумме. В случае невыполнения экономич. системой плана по прибыли её обязательства перед бюджетом остаются неизменными: они должны быть выполнены при всех условиях, хотя бы и путём уменьшения суммы прибыли, оставляемой на собственные нужды объединения (предприятия).
Результаты деятельности хоз. звеньев будут наилучшими в том случае, если для каждого из них найдены оптим. границы самостоят. действий. Для успешного решения этой задачи создаются соответствующие предпосылки, важнейшими из к-рых являются: сведение централизованно планируемых показателей до известного минимума и расширение возможностей саморегулирования хоз. звеньев, предоставление последним реальных гарантий использования расширяющихся прав, всемерное укрепление их финанс. базы воспроиз-ва, стабилизация плановых нормативов и науч. обоснование их количеств, параметров.
В значительной своей части права, предоставляемые объединениям и предприятиям, реализуются непосредственно через их руководителей: права, связанные с производств.-хоз. деятельностью, осуществляются директором и др. должностными лицами, а в специально предусмотренных законодательством случаях — совместно, по согласованию или с участием профсоюзной организации.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.