ГВИНЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Найдено 1 определение
ГВИНЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Экономическая политика. Экономическая мысль. Характер экономич. мысли Г. Р. в значит. степени определяется спецификой социально-экономич. развития этой страны, б. франц. колонии, добившейся политич. независимости в окт. 1958. Экономич. мысль Г. Р. ещё не оформилась в самостоят. течение. Пока это гл. обр. обобщение Демократии, партией Гвинеи (ДПГ) опыта в разработке экономич. проблем, стоящих перед страной, к-рая одной из первых в тропич. Африке провозгласила некапиталистич. путь развития. С самого возникновения гвинейская экономич. мысль приняла революц.-демократич. характер. До завоевания независимости руководители ДПГ, выступая за свержение колониального режима, наметили ряд важных экономич. преобразований, осуществление к-рых должно было ликвидировать племенную структуру общества, неравноправие женщин, улучшить материальное положение населения. Особенно важным являлось понимание ДПГ необходимости ликвидации института кантональных вождей, назначавшихся франц. колониальной администрацией. Проведённые пр-вом Г. Р. мероприятия, направленные на ликвидацию пережитков колониализма, на освобождение гвинейских крестьян от наиболее тяжких форм феод. эксплуатации, способствовали укреплению политич. и достижению экономич. независимости страны. В 1958 ликвидирован институт вождей и введена выборность местных органов власти. В 1959 введены оплачиваемые отпуска, пенсии нек-рым категориям трудящихся. Запрещены (1959) земельные сделки между африканцами без санкции гос-ва. Право пользования землёй получили те, кто лично её обрабатывает. 5-й съезд ДПГ (1959) принял решение о развитии сети с.-х. производственных кооперативов.
После достижения независимости Г. Р. перед экономич. мыслью открылись более широкие возможности развития. экономич. тема находит отражение в публицистич. произведениях, в книгах науч. и уч. характера; однако их число ещё очень невелико. На совр. этапе в Г. Р. разрабатываются концепция социализма, проблемы экономич. независимости, межафриканского экономич. сотрудничества и кооперации. Высказывания о выборе ДПГ некапиталистич. пути развития относятся к 1958. Однако официально об этом было заявлено на 6-м съезде ДПГ в дек. 1962.
Проблема экономич. независимости в совр. период лежит в основе развития экономич. мысли Г. Р. экономич. освобождение рассматривается руководителями страны как необходимое условие подлинной независимости. Осн. средствами борьбы за экономич. независимость они считают развитие гос. сектора, кооперирование, применение плановых начал в экономич. политике. Создание гос. сектора выдвигается как один из важнейших методов ликвидации экономич. отсталости. На конференции ДПГ в апр. 1960, посвящённой принятию первого плана развития Г. Р. на 1960, было заявлено, что обеспечить экономич. развитие страны и оздоровить экономич. базу могут только два вида произ-ва - коллективное и государственное, осуществляемое в нац. масштабе. 7-летний план развития Г. Р. на 1964 - 70 предусматривал дальнейшее повышение роли гос-ва в обеспечении эффективного контроля и правильной ориентации экономич. развития.
В соответствии с экономич. политикой пр-ва в х-ве страны наряду с гос. сектором допускается существование смешанного и частного секторов. Гос. сектор постепенно должен будет охватить развитие инфраструктуры (дорожной и ж.-д. сети, портов, морских, речных и воздушных перевозок), эксплуатацию энергетич. ресурсов во всех формах. К гос. сектору относятся также все виды экономич. деятельности, контроль за к-рыми необходим в интересах внутр. или внеш. безопасности страны; на гос. сектор возлагается обязанность контролировать крупную пром-сть. Кроме того, к компетенции гос. сектора отнесены эмиссия денег, все банковские и валютные операции, а также внеш. торговля. В смешанном секторе намечается использование гос. ассигнований и частных капиталовложений в совместных предприятиях. Создание предприятий смешанного характера предполагается в тех случаях, когда требуются значит. объёмы капиталовложений и большое количество высококвалифицированных специалистов. Частные капиталовложения могут осуществляться как иностранными, так и нац. предпринимателями. Масштабы их определяются такими факторами, как объём необходимых капиталовложений, форма управления предприятиями и преим. доля гос-ва (минимальная доля гоо. средств в общих капиталовложениях предусматривается в размере 50%). Предполагается существование таких предприятий в течение более или менее длит. времени; постепенно они будут преобразовываться в гос. компании. Продолжительность этого периода ставится в зависимость гл. обр. от возможности выкупа гос-вом доли частных предпринимателей на основе договорённости, рентабельности капиталовложений, размеров амортизационных отчислений, сроков, необходимых для подготовки нац. кадров, к-рые смогут обеспечить эффективное руководство данным предприятием, и от условий рынка, потребляющего продукцию производственного предприятия смешанного сектора.
Гвинейское пр-во проводит политику ограничения иностр. капитала. В довольно широких масштабах осуществляется национализация иностр. собственности. Одним из средств гос. регулирования деятельности иностр. монополий в Г. Р. является её ограничение в законодательном порядке и установление правительственного и рабочего контроля. Иностр. компаниям вменяется в обязанность подготовка квалифицированных рабочих и специалистов из числа гвинейских граждан.
Одно из важных мест в экономич. политике пр-ва и ДПГ занимают проблемы кооперации. Применение кооперативных начал считается главным методом реконструкции и подъёма с. х-ва - основной отрасли гвинейской экономики, средством улучшения жизни крестьян и ликвидации эксплуатации в деревне. По мнению руководителей страны, кооперативное движение - важный путь развития новых социально-экономич, отношений не только в с. х-ве. Развитие кооперации предусмотрено и во многих др. областях экономики: торговле, сфере обслуживания, мелком кустарном произ-ве, промыслах. После достижения независимости в целях развития кооперативного движения правительством были осуществлены следующие меры: ликвидирована часть кооперативов, созданных в колониальный период и не отвечавших задачам нац. развития, организованы новые кооперативы на демократич. принципах и преобразована часть прежних кооперативов. Переход от мелкого индивидуального к крупному коллективному х-ву осуществляется в Г. Р. постепенно. Наибольшее распространение в стране получили сбытовые кооперативы, к-рые выполняют в деревне и ряд производственных функций. В целях развития с.-х. кооперации гвинейское пр-во выдвинуло программу формирования нового поколения, владеющего агротехнич. знаниями, воспитанного в духе сознательного отношения к труду. Эта программа решается путём создания с.-х. колледжей, заменённых с марта 1968 т. н. центрами революц. обучения (ЦРО) - средними уч. заведениями, где учащиеся наряду с общеобразоват. дисциплинами приобретают практич. навыки. Выпускники этих ЦРО направляются на работу в кооперативы.
В Г. Р. выработан ряд принципов планового ведения х-ва, к-рые имеют ограниченное применение в силу многоукладности экономики страны и потому представляют собой скорее теоретич. установки для будущих планов; это - директивность планов, науч. обоснованность, координация планирования на разных уровнях (общенац., районный и т. д.). Большое внимание уделяется вопросам планирования использования рабочей силы, мобилизации трудовых ресурсов страны, подготовки кадров. Проводится линия борьбы с паразитич. элементами и вовлечения их в общественно полезный труд.
Всё большее отражение в лит-ре находят вопросы, связанные с улучшением организации произ-ва, - повышение производительности труда, вовлечение трудящихся в управление произ-вом, организация трудового соревнования и т. д. Важное значение для решения отмеченных выше задач имеет проводимая в стране с кон. 1960-х гг. культурная революция, результатом к-рой является повышение общего образоват. уровня всего населения Г. Р.
Значит. место в разработке экономич. вопросов занимает проблема индустриализации. Создание отечественной пром-сти рассматривается как решающий фактор ликвидации экономич. отсталости. В первые годы после достижения независимости задача непосредственного осуществления индустриализации страны не выдвигалась; ставился лишь вопрос о её материальных предпосылках. Низкий общий уровень экономич. развития, доминирующая роль с. х-ва, почти полное отсутствие пром-сти заставили пр-во Г. Р. решать в первую очередь вопросы ломки колониальной структуры экономики и прежде всего вопросы подъёма и преобразования деревни, о чём свидетельствует первый 4-летний план развития страны (1960 - 63). Рост с.-х. произ-ва рассматривался как возможность накопления средств для создания в будущем пром-сти. Второй 7-летний план развития (1964 - 70) в целях обеспечения предпосылок экономич. независимости предусматривал в области пром-сти осуществление более важной задачи - гл. обр. создание предприятий лёгкой пром-сти, увеличение добычи и переработки минерального сырья. Удельный вес предприятий тяжёлой пром-сти будет возрастать по мере роста накоплений, расширения внутр. рынка и сотрудничества афр. стран.
Большое внимание руководители Г. Р. уделяют вопросам экономич. сотрудничества афр. стран, к-рое рассматривается как важное средство достижения экономич. независимости; подчёркивается необходимость создания общего афр. рынка, к-рое, по их мнению, представляет собой один из этапов осуществления афр. единства. Предпринимаются практич. шаги в целях расширения сотрудничества афр. стран.
В Г. Р. нет спец. научных и уч. заведений экономич. профиля. В единственном науч. центре страны - Нац. ин-те исследований и документации (НИИД), организованном в 1959, имеется секция общественных наук с отделом этнографии-социологии, где ведутся экономич. исследования. НИИД поддерживает связи с науч. центрами мн. стран мира, в т. ч. социалистич. стран. Уч. заведение, готовящее экономистов (гл. обр. специалистов для нар. х-ва республики), - Высшая адм. школа при Политехнич. ин-те в Конакри.
Материалы по экономич. тематике публикуются печатным органом ДПГ еженедельником «Horoya Hebdo» (с 1969), правительственным органом «Journal officiel de la République de Guinée» (c 1958), в издании НИИД «Recherches Africaines» (c 1962). B 1959 - 64 были опубликованы труды президента Г. Р. А. Секу Туре (16 томов), среди к-рых имеются работы и по экономич. вопросам. Из гвинейских экономистов-исследователей наиболее известны - Капе де Бан, доцент Политехнич. ин-та, доктор экономич. наук (уч. степень присуждена в СССР), Диалло Усман (умер в 1960), занимавшийся социально-экономич. исследованиями по Гвинее. Проблемами гвинейской экономики занимается и ряд франц. экономистов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
522.73 кб

Экологические проблемы в Гвинейской Республике

Воробьев Александр Егорович, Янкевский Алексей Владимирович, Кулибали Мусса, Кулибали Юлия Викторовна, Жалика Коррейа Гомеш
Работа посвящена анализу влияние развития добычи полезных ископаемых на экологическую ситуацию в Республике Гвинея.