ГРОСС-ТЕРМЗ
ГРОСС-ТЕРМЗ
условие фрахтования, по которому все расходы на оплату погрузочно-разгрузочных работ, включая штивку и тальманские, учитываются во фрахтовой ставке и их несет судовладелец.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
ГРОСС-ТЕРМЗ
(gross terms) — условие фрахтования, по которому все расходы на оплату погрузочно-разгрузочных работ, включая штивку и тальманские, учитываются во фрахтовой ставке (см.) и их несет судовладелец. При этом, однако, обычно предусматривается, что фрахтователь (см.) обязан подавать груз к борту судна или отвозить груз от борта судна с такой скоростью, с какой судно может выдавать или принимать его (as fast as vessel can deliver; as fast as vessel can receive). Таким образом, по этому условию фрахтователь, не неся расходов на оплату грузовых работ, несет ответственность за их интенсивность. Одной из разновидностей условия гросс-термз, применяемой в трамповом судоходстве (см.), являются так называемые «линейные условия» (liner terms), которые при перевозке массовых грузов обычно трактуются как обязанность перевозчика обеспечить приемку и сдачу грузов на припортовом складе с оплатой их доставки со склада в трюмы судна и из трюмов судна на склад. Таким образом, основное отличие линейных условий от условий гросс-термз в трамповом судоходстве заключается в том, что фрахтователь освобождается не только от расходов по грузовым операциям, но и от ответственности за их продолжительность. Применительно непосредственно к линейному судоходству (см.) понятие «линейные условия» может иметь и другое содержание, которое определяется линией в зависимости от объема услуг грузовладельцам, оказание которых она на себя принимает. В большинстве случаев содержание этого понятия и вытекающие из него обязанности перевозчика определяются стандартными условиями коносаментов (см.), публикуемыми обычно на их оборотной стороне. Как правило, в соответствии с этими условиями груз принимается и сдается линейными перевозчиками у борта судна или на причальном складе перевозчика. Освобождение фрахтователя от расходов по грузовым операциям в принципе освобождает его и от ответственности за их продолжительность. При этом, однако, предполагается обязанность фрахтователя подавать груз к борту судна или отвозить от него с такой скоростью, с какой судно может принимать или выдавать его. Другой разновидностью условия гросс-термз является так называемое условие «су-палан» (sous palan), применяемое, однако, редко и главным образом при перевозках из (на) средиземноморских портов Италии и Франции. В соответствии с этим условием грузоотправитель обязан подать груз к борту судна в пределах досягаемости судовых грузовых средств. Дальнейшая забота о грузе, его погрузка и укладка в трюме или на палубе возлагаются на перевозчика. При выгрузке перевозчик обязан выгрузить груз из трюма или с палубы, переместить его через поручни и опустить вертикально над причалом или лихтером. После этого груз поступает в распоряжение получателя, который принимает на себя дальнейшую ответственность за груз, заканчивает процесс выгрузки и несет все связанные с этим расходы;