ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Найдено 44 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Государственный долг
накопленная задолженность государственных органов.

Источник: Экономическая теория: словарь основных терминов

Государственный долг
сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Источник: Словарь экономических терминов

Государственный долг
сумма задолженности государства внутренним и внешним физическим и юридическим лицам.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Государственный долг
общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

Государственный долг
общая сумма задолженности государства, включающая непогашенную сумму займов и невыплаченные по ним проценты.

Источник: Словарь терминов по экономике и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности предприятий АПК. 2007

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
сумма задолженности государства внутренним кредиторам (внутренний долг) и внешним кредиторам (внешний долг).

Источник: Словарь предпринимателя 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГИ
(public debts) Долги государственного сектора экономики, включая национальный долг (national debt).

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

Долг Государственный

внутренний или внешний долг страны по не погашенным государственным займом процентам, долги по внешним заимствованиям.

Источник: Бизнес-словарь

Государственный долг
вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Государственный долг
(national debt, 国家债务)-общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

Государственный долг
задолженность государства по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам. В соответствии со сферой размещения займов делится на внешний и внутренний.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

государственный долг
Государственные займы для финансирования расходов, не покрываемых текущими налоговыми поступлениями. См. также agency securities; municipal bond; treasuries.

Источник: Финансово-инвестиционный толковый словарь

Государственный долг
общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки)  

Источник: Учебно-методическое пособие по курсу "Государственное регулирование рыночной экономики"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты); в зависимости от рынка размещения, валюты, займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
сумма долговых обязательств государства внутренним и внешним кредиторам. В этой связи различают внутренний и внешний государственный долг. Первый включает задолженность юридическим и физическим лицам внутри страны, второй - финансовые обязательства перед иностранными кредиторами.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Государственный долг
(National debt или Public debt) - сумма задолженностей государства по размещенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик государственный долг бывает внутренним и внешним (см. Внутренний долг. Внешний долг).

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

Государственный долг
неоплаченная сумма официально признанных обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, образуемая в результате их операций в прошлом, которая должна быть погашена посредством операций органов государственного управления в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

Источник: Экономико-статистический словарь-справочник

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, кредитно-денежной политики Центрального банка, темпов инфляции, масштабов дефицита государственного бюджета и других факторов.

Источник: Термины рыночной экономики

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
общая сумма обязательств государства, возникших в результате: дефицитного исполнения госбюджета; неисполнения законодательно закрепленных бюджетных и внебюджетных функций (неплатежи); принятия долгов третьих лиц, стран; использования материальных ресурсов иных собственников; предоставления финансовых гарантий. В России Г.д. в национальной валюте признается внутренним, в иностранной — внешним.

Источник: Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций

Государственный долг

Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные профициты.
В РФ - обязательства, возникающие из:
- государственных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ;
- гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц;
- другие обязательства;
- обязательства третьих лиц, принятые на себя РФ, субъектом РФ.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Проценты по Д.г. зависят от общего уровня процентных ставок в стране, кредитно-денежной политики центрального банка, темпов инфляции, масштабов бюджетного дефицита, состояния экономической конъюнктуры и других факторов. Выпуск займов служит вторым после налогов важнейшим источником покрытия правительственных расходов в условиях дефицита бюджета.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
(governmental debt) - временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска правительственных займов. Увеличение государственной задолженности служит важнейшим (вторым после налогов) источником финансирования правительственных расходов. Все более широкое использование государственного долга обусловлено хронической дефицитностью государственных финансов. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы и др., Г. д. может быть внутренним и внешним; в зависимости от срока погашения – капитальным и текущим. Г. д. возникает вследствие выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета. Погашение Г. д. и процентов по нему осуществляется путем выкупа государством ценных бумаг за счет средств бюджета.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
долговые обязательства государства, образовавшиеся в результате кредитного финансирования бюджетных расходов. Использование заемных средств государством для финансирования различного рода расходов является обычной практикой многих государств мира. Предельные объемы заимствований в разных странах регулируются по - разному. В России они определяются Государственной Думой РФ.
В зависимости от происхождения кредитных средств государственный долг делится на внутренний и внешний. Увеличение государственного долга, особенно внешнего, без учета возможностей его обслуживания превращает государство в банкрота, создает угрозу экономической безопасности, ведет к утрате государственного суверенитета.

Источник: Экономический словарь

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Мобилизация средств государством посредством выпуска государственных ценных бумаг и правительственных займов. Проценты по государственному долгу в виде ценных бумаг устанавливаются на базе уровня процентных ставок государственных и коммерческих банков. Проценты по государственным займам согласуются с кредиторами внутренними и зарубежными. Заем в виде ценных бумаг чаще всего имеет вид облигаций государственного банка, которые бывают рыночными и нерыночными, т.е. не продающиеся свободно на рынке ссудного капитала, а непосредственно предъявляемые к оплате. Правительственные облигации бывают краткосрочными (срок погашения до 1 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет). Внешний долг страны также бывает краткосрочным и долгосрочным.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Государственный долг
характеристика задолженности государства перед коммерческими кредитными учреждениями, предприятиями, населением страны (внутренний), другими государствами (внешний). Государственный внутренний долг – совокупность долговых обязательств Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства выступают, в основном, в форме кредитов и государственных займов и могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Обслуживание ГВД производится Центральным банком РФ посредством осуществления операций по размещению и погашению долговых обязательств, выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Г.д. регламентируется Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" от 13 ноября 1992 г .

Источник: Словарь по экономической теории

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
задолженность государства по кредитным операциям. В основе Г. д. лежит накопленный дефицит бюджета. На каждый данный момент Г. д. определяется как сумма задолженности, включая невыплаченные проценты. Превращение дефицита бюджета в Г. д. происходит путем взятия кредита государством у национальных банков, получения кредита от иностранных государств, выпуска государственных ценных бумаг. Г. д. может быть внутренним и внешним, но его общая величина не должна превышать ВВП более чем в 2,5 раза: в противном случае экономика страны будет работать только на погашение долговых обязательств. При недостатке средств для выплаты долга возможны: отказ от долга или части его, использование новых заимствований для оплаты старых долгов, пролонгирование долга, его конверсия, продажа безнадежных долгов.

Источник: Словарь эффективной экономики.

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
общая сумма задолженности государства по непогашенным займам, невыплаченным по ним процентам, а также гарантий (поручительства) по обязательствам третьих лиц, принятых на себя государством. С учетом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают государственный долг капитальный, срок платежа по которому не наступил (задолженность капитальная), и текущий, срок платежа по которому наступает в данном или ближайшем бюджетном году (задолженность текущая). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный или муниципальный долг — это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

государственный долг
Это понятие обычно относится к общему объему непогашенных долговых обязательств центрального правительства. Государственный долг подразделяется, в частности, на рыночный долг, т.е. ценные бумаги (securities), продаваемые и покупаемые на таких рынках, как фондовая биржа (stock exchange) или учетный рынок (discount market), и нерыночный долг, например, государственные сберегательные сертификаты. Это понятие может также означать долг государственного сектора экономики, который включает долговые обязательства других государственных органов, например, местных администраций и национализированных отраслей. Во многихслучаях, например, при рассмотрении проблем, связанных с управлением долгом (debt management), последнее расширенное значение является более важным, так как ценные бумаги других государственных органов являются близкими субститутами золотообрезных (gilt-edged) бумаг для большинства держателей инвестиционных портфелей (portfolio). Однако, в каком бы значении этот термин не рассматривался, важным является разделение на валовой и чистый государственный долг, поскольку значительная часть долга центрального правительства и других государственных органов размещена в государственном секторе экономики.

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
задолженность государства (его правительства) отечественным (внутренним) и иностранным (внешним) кредиторам по кредитным операциям и другим обязательствам, невыплаченным процентам. Возникают в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (дефицита бюджета). Может быть и следствием единичного события, например стихийного бедствия, ведения войны и т.п. или отражать результат экономической деятельности государства, его финансовой, налоговой и иной политики. Внутренний Д. г. - это долг государства предприятиям и населению, образовавшийся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, с выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и др. ценных бумаг, наличием вкладов населения в банках, различных гарантий, выданных государством кредиторам, и др. К внутреннему долгу относят и несвоевременные (задержанные) обязательные платежи работникам государственной сферы, социальные и др. выплаты. Долг внешний образуется по взятым государством внешним кредитам, его гарантиям под взятые займы отечественными предприятиями и т.д. Одна из характерных особенностей нынешней мировой экономики - глобальная задолженность. В мире практически нет государств, которые могли бы обходиться без долгов внутренних и внешних. К первым, как правило, прибегают индустриально развитые страны; ко вторым - развивающиеся. По предложению Всемирного банка потолок по обслуживанию долга не должен превышать четверти поступлений от экспорта, а размер собственного долга - более чем в два раза. См. Внешняя задолженность, Долг международный.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
(national debt or government debt) задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (БЮДЖЕТНЫЙ Дефицит). Этот разрыв может возникать как следствие единичного события (например, финансирование ведения войны) или же отражать осуществление правительством стимулирующей (экспансионистской) ФИСКАЛЬНОЙ политики.

Государственный долг в Великобритании оформляется в виде следующих финансовых инструментов: прежде всего краткосрочных КАЗНАЧЕЙСКИХ ВЕКСЕЛЕЙ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЛИГАЦИЙ а также национальных сберегательных сертификатов. Процент по государственному долгу выплачивается из текущих бюджетных поступлений.
Иногда размеру государственного долга придаётся слишком большое значение. Например, в 1991 г. государственный долг Великобритании составил 163 000 млн ф. ст. тогда как текущий ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ продукт составлял 574 000 млн ф. ст. Однако причин для тревоги нет, поскольку большую часть государственного долга составляет задолженность отечественным резидентам и институтам. С точки зрения модели кругооборота национального дохода выплаты процентов по государственному долгу отечественным кредиторам представляют собой трансфертные платежи и не являются чистым уменьшением реальных ресурсов экономики, т. е. не снижают её возможности по производству товаров и услуг. В 1991 г. 94% государственного долга Великобритании оставалось внутри страны, а выплаты на его обслуживание составляли всего 7% от общей суммы ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ.
См. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ, ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
(government debt) Долг органов государственной власти любого уровня. Государственный долг необходимо очистить от всех взаимных долгов между органами государственной власти различных уровней, например от долговых обязательств центрального правительства, удерживаемых местными органами власти в качестве финансовых резервов. Государственный долг может измеряться в валовом или чистом виде, когда некоторые фирмы или частные лица являются должниками государства, например по ипотекам местных органов власти. Статус долговых обязательств, гарантированных государством (правительством), но выпущенных другими организациями, например национализированными предприятиями, является достаточно неопределенным; подобные долги могут включаться или не включаться в оценку общего государственного долга. В тех случаях, когда рыночные цены государственных ценных бумаг подвержены колебаниям, государственный долг обычно рассчитывается по номинальной стоимости долговых обязательств. (national debt) Долг правительства страны. Оно может быть должником резидентов или иностранных кредиторов. В некоторых странах чистый государственный долг меньше видимого совокупного долга, поскольку некоторые государственные ценные бумаги принадлежат другим государственным органам, например пенсионным фондам государственных служащих. В других случаях истинный государственный долг выше по сравнению с видимыми цифрами вследствие государственных гарантий по долгам других организаций, например местных правительств и государственных предприятий. Если государственные долговые обязательства принадлежат иностранцам, то все проценты и выплаты основной суммы являются требованиями к национальным ресурсам. Там, где долговые обязательства принадлежат резидентам, реальное бремя долга является лишь чистой потерей из-за налогов, необходимых для его обслуживания.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
задолженность государства по внутренним и внешним займам, остающаяся за вычетом погашенной части. Он возникает в результате кредитных (заемных) внутренних и внешних операций государства, направленных на получение денежных сумм, идущих на покрытие бюджетных расходов. Государственные долги подразделяются-на: 1) краткосрочные и долгосрочные; 2) внутренние и внешние. В зависимости от сроков погашения долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг — это сумма всей задолженности по займам, по которым срок платежа еще не наступил. Текущий государственный долг — это суммы, по которым наступил срок платежа. При капитализме, в особенности на его империалистической стадии, государственные долги достигают огромных размеров вследствие хронической дефицитности бюджетов, обусловленной экономическими кризисами, войнами и приготовлениями к ним. Во многих странах государственный долг превышает размер ежегодного национального дохода. Погашение государственных долгов и выплата процентов по ним осуществляются за счет налогового ограбления трудящихся метрополий и колоний. Наибольшая часть процентов по государственному долгу уплачивается государством крупным капиталистам, которые являются основными держателями государственных займов.
Принципиально иной характер носят государственные долги в СССР и в странах народной демократии. В этих странах государственные долги обусловлены кредитными операциями государства, проводимыми в целях ускорения темпов социалистического расширенного воспроизводства и подъема уровня материального благосостояния и культуры трудящихся. Погашение государственных долгов осуществляется за счет накоплений социалистических предприятий. Государственные займы размещаются среди населения и среди социалистических предприятий. В соответствии с этим существует государственный долг населению и государственный долг организациям социалистического хозяйства.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
задолженность государства по выпущенным и непогашенным займам (в том числе начисленным по ним процентам). Включает в себя задолженность центрального правительства - большая часть долга (в английской официальной статистике задолженность центрального правительства называется национальным долгом), местных органов власти, государственных предприятий. Г.д. может образоваться за счет невыплаты кредитов частными заемщиками, гарантированных государством. В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других показателей Г.д. делится на внутренний и внешний. В общей сумме Г.д. в большинстве стран внешняя задолженность относительно невелика. Рост внутреннего долга в промышленно развитых странах связан с хроническим дефицитом государственного бюджета и представляет собой форму привлечения средств для финансирования государственных расходов, которые быстро увеличивались в связи с повышением роли государства в экономике, в том числе его расходов на развитие хозяйства, социальные нужды, а также (во многих странах) в связи с огромными военными расходами. Задолженность местных органов власти растет в связи с расходами на строительство муниципального жилья, расходами на здравоохранение, образование и др. Значительных масштабов достигает Г.д. в развивающихся странах, что связано с дефицитным финансированием государственных капиталовложений, направляемых на становление национальной экономики. Г.д. в развивающихся странах составляет 10-20% ВВП. Относительно большую часть в общей сумме Г.д. развивающихся стран составляет внешняя задолженность, так как вследствие крайне низкого жизненного уровня основной массы населения ресурсы для размещения внутренних государственных займов в этих странах ограничены. В ряде случаев развивающиеся страны прибегают к принудительному размещению внутренних государственных займов. За последнее время, ввиду дефицита государственного бюджета, существенно возрос Г.д. РФ. Основной формой внутреннего заимствования стало размещение государственных краткосрочных обязательств (ГКО), которые стали доступны и для внешних кредиторов. Погашение Г.д. производится за счет расходной части государственного бюджета. В государственных бюджетах большинства стран погашение Г.д. - значительная статья расходов (10-12% общей суммы расходов). Для погашения долга производится также выпуск новых государственных займов. Г.д. погашается путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведения тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, т.е. ежегодной выплаты не только процентов, но и части капитальной суммы долга.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Государственный долг
сумма выпущенных и погашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Наиболее полно отражает его величину так называемый общегосударственный долг, включающий задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг образуется в результате заимствования средств внутри страны у населения, предприятий и учреждений. Внутренние заим-ствования государства в развитых странах значительно превосходят внешнюю задолженность. Внешний государственный долг представляет собой сумму заемных средств, полученных от иностранных государств, предприятий, учреждений и граждан. Различают прямой и косвенный (скрытый) государственный долг. Последний образуется вследствие выдачи правительством гарантий по кредитам частным и государственным предприятиям, местным органам власти, а также за счет страхования кредитов. Косвенным или скрытым он называется потому, что проявляется только в случае неплатежеспособности заемщика. Система государственного долга позволяет государству получать денежные сред-ства на покрытие бюджетного дефицита. В то же время государственный долг выполняет роль важного инструмента макроэкономического регулирования. Управляя своей задолженностью, государство влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее — на экономику в целом. Под управлением государственным долгом понимаются определение условий выпуска новых займов (размер, срок, курс облигаций, ставки процента), обслуживание ранее выпущенных и их преобразование (конверсия и консолидация), погашение займов, срок которых истек. Перечисленные функции выполняются специальными подразделениями министерства финансов при участии банков. Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общего размера задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов. Важное значение имеет сравнение величины государственного долга с объемом валового (национального, внутреннего) продукта, расчет задолженности на душу населения. При анализе внешней задолженности определяют степень «вовлеченности во внешний долг» (отношение объема внешнего долга к валовому продукту), а также рассчитывают еще два показателя, характеризующие платежеспособность государства. Первый из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете на год), второй — соотносит годовой размер выплат по долгу с объемом валютных поступлений за год (критическим значением этого показателя считается 25%).

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Государственный долг
сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. Обычно подразделяется на внутренний и внешний. Г. д. России на конец 1999 г. составил 105 % от ВВП. В 2003 г. Г. д. России составил 39,5 % ВВП (против 45 % в 2002 г.). Необходимо помнить, что помимо проблемы погашения Г. д. существует необходимость обслуживания этого долга, которое выражается в процентах к основной сумме и которое государство обязано выплачивать ежегодно. Г. д. внешний — это задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. По официальным данным, размер внешнего Г. д. России на 1 января 2004 г. составил 105,6 млрд долл., что ниже данного показателя за 1999 г., в котором внешний Г. д. был равен 153 млрд долл., или 93 % от ВВП. По договоренностям с международными организациями, в частности с Парижским и Лондонским клубами, ежегодные суммы выплат России до 2010 г. должны варьироваться в пределах от 10 до 20 млрд долл., причем в отдельные годы Россия должна выплачивать порядка 18—19 млрд долл. ежегодно, что является нереальным для российской экономики, в которой потенциально возможные пределы обслуживания долга оцениваются не более 10—12 млрд долл. в год. Поэтому для решения проблемы внешнего Г д. необходимо достижение договоренности о списании части долгов бывшего СССР перед международными организациями и реструктуризации существующего внешнего Г. д. России. Сегодня у России есть возможность досрочно погасить долги перед МВФ и Парижским клубом, что позволит сократить расходы по обслуживанию долга. По состоянию на 18 ноября 2004 г. долг перед МВФ составляет 5 млрд долл. (который будет погашен в 2006 г., а не в 2008 г. как предусмотрено договоренностями). Долг перед Парижским клубом равен 47 млрд долл. Г. д. внутренний — это долг, возникающий в результате дефицита бюджета (см. Бюджет государственный) и выпуска облигаций государственного займа Для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации. Внутренний Г. д. измеряется только в национальной валюте. Среди основных составляющих внутреннего Г. д.: выплаты по государственным краткосрочным облигациям, долги по облигациям федерального займа, государственные гарантии, задолженность предприятий топливно-энергетического комплекса и др. Внутренний Г. д. в 2003 г, составил 24,2 млрд руб.

Источник: Экономика. Словарь по обществознанию

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
(англ. public debt) – временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска правительственных займов. Увеличение государственной задолженности служит важным (вторым после налогов) источником финансирования правительственных расходов. Все более широкое использование Г. д. обусловлено хронической дефицитностью государственных финансов. С учетом сферы размещения займов Г. д. подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают Г. д. капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в данном или ближайшем бюджетном году). В США в общей сумме государственного, или национального, долга преобладают займы центрального правительства. Однако в последние годы опережающими темпами растут займы местных органов власти, что связано с расширением их хозяйственной самостоятельности. Займы капиталистических государств делятся на облигационные и безоблигационные. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска облигаций на всю сумму. К безоблигационному относятся займы правительства у сберегательного банка или внешние межправительственные займы. Правительственные облигации делятся на рыночные (свободно обращающиеся на рынке ссудного капитала) и нерыночные (не подлежащие купле-продаже). Нерыночные облигации могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, но в этом случае процент по облигациям уменьшается. На рыночные облигации приходится от 2/3 до 4/5 всей суммы Г. д. ведущих капиталистических стран. Основными держателями рыночных правительственных облигаций являются правительственные учреждения и фонды (в первую очередь фонды социального страхования), центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. Правительственные облигации подразделяются на краткосрочные (со сроком погашения до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Внешний государственный долг нашей страны образуется как на межправительственной основе, так и на основе кредитов частных банков, их консорциумов. По своему характеру различаются долгосрочный и краткосрочный внешний Г. д. В последнее время наша страна стала использовать и практику внешних займов на облигационной основе. Внутренний Г. д. в нашей стране выступает в облига-ционной (облигации государственного трехпроцентного займа, облигации государственного пятипроцентного займа 1990 г. и др.) и в других формах. К фактическому внутреннему Г. д. относятся и не обеспеченные товарами и услугами денежные сбережения населения и часть средств на счетах различных банков, предприятий. Официально соответствующие суммы проходят как заимствования из общегосударственного ссудного фонда, к которому фактически относятся, например, денежные средства Сбербанка страны.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения, валюты, в к-рой выпущены и размещены займы, и др. Г. д. может быть внутренним и внешним; в зависимости от срока погашения - капитальным и текущим.
В капиталистических странах Г. д. возникает вследствие систематич. выпуска гос. займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия дефицита гос. бюджета. Он так же объективно необходим для содержания бурж. гос-ва, как и налоги. Особенно значительных размеров Г. д. достигает в эпоху империализма, причём его рост намного опережает прирост ресурсов бюджета. Г. д. США в 1930 составлял 30,6 млрд. долл., в 1965 увеличился до 266,4 млрд. долл. За 1966 - 70 он возрос на 61 млрд. долл.
Такое значит. увеличение Г. д. США связано в первую очередь с огромными воен. расходами, к-рые поглощают большую долю гос. бюджета и вызывают хронич. дефицит как гос. бюджета, так и платёжного баланса. В 1971/72 фин. г. дефицит гос. бюджета США приближался к 30 млрд. долл. В 1969 по срокам погашения Г. д. США распределялся след. образом: до 1 года - 46,0%, от 1 до 5 лет - 27,8%, св. 5 лет - 26,2%. Г. д. Франции увеличился с 1954 по 1968 с 56,5 млрд. фр. до 97,3 млрд. фр., Великобритании - с 26,9 млрд. ф. ст. до 34,2 млрд. ф. ст. Велик Г. д. и в др. капиталистич. странах. Так, в 1968 Г. д. ФРГ составил 86,6 млрд. марок. Во мы. бурж. странах сумма Г. д. зачастую превышает размер ежегодного нац. дохода (в Великобритании в 1967 отношение Г. д. к нац. доходу составляло 125%). Погашение Г. д. и процентов по нему осуществляется путём выкупа гос. ценных бумаг за счёт средств бюджета. В капиталистич. странах осн. часть бюджетных ресурсов формируется преим. за счёт прямых и косвенных налогов с трудящихся масс. Поэтому, в конечном счёте, на плечи трудящихся перекладывается и тяжесть Г. д. Так, в США в 1969 ок. 13% расходов гос. бюджета было направлено на выплату Г. д. и процентов по нему.
В развивающихся странах Г. д. состоит преим. из внешних займов. Общая сумма задолженности развивающихся стран составляла в 1962 25,1 млрд. долл., а в 1968 - 52,5 млрд. долл.
В социалистич. странах Г. д. вызван использованием займов (см. Государственные займы) для привлечения ден. ресурсов населения в целях обеспечения расширенного воспроиз-ва и повышения нар. благосостояния. В СССР существование Г. д. непосредственно связано с гос. кредитом. В состав Г. д. СССР включается задолженность гос-ва как населению, так и отд. гос. и кооперативным предприятиям и орг-циям, средства к-рых привлечены в гос. бюджет в форме займов. Размер Г. д. СССР намного меньше, чем в капиталистич. странах. На 1 апр. 1957 Г. д. СССР по всем займам, размещённым по подписке среди населения, составлял ок. 26 млрд. руб. (в масштабе 1961). С 1958 в связи с быстрым ростом произ-ва и нац. дохода страны пр-во отказалось от дальнейшего выпуска займов, размещаемых среди населения. С 1974 в соответствии с решениями 24-го съезда КПСС начнётся досрочное погашение облигаций гос. займов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Государственный долг
неизбежный атрибут товарного производства, имеющего в своем составе как производственный, так и финансовый секторы экономики. Но при этом природа этого долга определяется одним из двух несовместимых факторов.
Первый фактор присущ как рыночной, так и плановой моделям экономики и связан с развитием человеческой цивилизации по спирали. Жизнедеятельность и развитие человеческого общества обеспечивается материальной продукцией, производимой в научно-производственном секторе экономики, т.е. производство продукции должно опережать ее сбыт. Кроме того, необходимо постоянно повышать объем, потребительские и эксплуатационные качества производимой продукции, что в свою очередь требует опережающих научных разработок и подготовки производства, разработки новых технологических процессов, создания нового сложнейшего оборудования.
Реализация ранее изготовленной продукции первого поколения может не покрывать инвестиций и производственных расходов на изготовление продукции последующего поколения. Поэтому производство материальных ценностей на каждом новом этапе вынуждено влезать в долг перед следующим этапом, а человеческое общество – в долг перед будущими поколениями.
Инвестирование и авансирование новых этапов производства проводится не материальными средствами, которые к этому времени еще не произведены, а их денежным эквивалентом. Оно ведется за счет сбыта ранее выпущенной продукции, за счет денежной эмиссии или за счет внешних заимствований. Этим достигается то, что неизбежно возникающий долг общества перед будущими поколениями образуется и нарастает не в виде материальной, а в виде виртуальной продукции. На очередном этапе научно-технического прогресса появляется возможность «обнуления» этого виртуального долга путем выпуска более дешевой, но обладающей более высокими характеристиками продукции.
Второй фактор роста государственного долга типичен исключительно для рыночной модели экономики. Суть его в том, что государство берет на себя бремя долга не ради нового витка производства более высокого технологического уровня, а ради получения сверхприбыли в финансовом секторе экономики. Этот долг, как говорит исторический опыт 20 века, никогда не сокращается и не обнуляется.
Если этого обнуления не происходит, или если указанный долг не представляет собой некую константу, то экономическая система теряет свою устойчивость. Если долг растет за счет эмиссии национальной валюты, это ведет к неуправляемой инфляции. Если он растет за счет внешних заимствований – к потере государственной независимости. В любом случае рост долга ведет к росту цен и падению жизненного уровня населения.
Механизмы обнуления государственного долга те же, что и механизмы устранения инфляции. Разница состоит лишь в том, что обнуление государственного долга тем эффективнее, чем меньше средств «проедается», в том числе и под предлогом повышения жизненного уровня населения, и чем в более высокотехнологичное производство вкладываются инвестиции и осуществляется его авансирование.
Долг ради технического прогресса в СССР был в 20 веке успешно и полностью обнулен дважды: во время индустриализации народного хозяйства в 1930-е годы и в период восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны.
Примеров обнуления долга второго рода история не знает. Более того, этот долг постоянно растет. Так долг США перед будущими поколениями своих сограждан и перед другими странами долларовой зоны растет ежегодно и на 2012 год достиг величины в 40 – 60 раз большей, чем возможности страны его погасить. Более того, США уже не в состоянии не только расплачиваться, но и выплачивать проценты по долгу.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
PUBLIC DEBT
Долг, ассоциируемый с НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОЛГОМ в связи с офиц. упоминанием о долге федерального правительства как о `Г.д. Соединенных Штатов`. Хотя этот термин на практике ограничен лишь пределами федерального долга, в более широком смысле он применим ко всем долгам субъектов управления - федеральному правительству, штатам и их административным подразделениям, муниципалитетамСм. ДОЛГ ВНУТРЕННИЙ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.Долг федерального правительства включает прямые обязательства и гарантии правительства США и его ведомств. Казначейские обязательства выпускаются в соответствии с Законом о втором выпуске облигаций Свободы, одобренным 24 сентября 1917 г. с внесенными поправками. Пункт 21 (31. U.S.C. 757b) с поправками содержит ограничения по долговым обязательствам, выпущенным в соответствии с этим законом, в отношении их номинала, а также по обязательствам, гарантированным Соединенными Штатами как по сумме основного долга, так и по процентам. Прилагаемая таблица отражает состояние Г.д., на к-рый начисляются проценты, по его разновидностям и держателям по состоянию на декабрь 1991 г.Разнообразие выпусков по видам и срокам отражает стремление Казначейства охватить все секторы рынка для обеспечения максимально возможного размещения. Как при выпуске обязательств для привлечения нового капитала, так и при их эмиссии для рефинансирования и управления Г.д. Казначейство ориентируется на следующие основные цели: во-первых, обеспечить максимальное поступление средств от реально накопивших их лиц, а не от коммерческих банков для снижения инфляционного влияния фин. активности Казначейства в период экон. подъема; во-вторых, обеспечить поступление средств по самым разумным ставкам, согласующимся с главной задачей - способствовать нормальному экон. росту; в-третьих, сократить частоту проведения операций и строить свою деятельность так, чтобы создавать как можно меньше помех ФРС при проведении ден.-кредитной политики.Для дополнительной информации по видам эмиссионной и фин. деятельности правительства США см. БЮРО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА; ДОЛГ НАЦИОНАЛЬНЫЙ; ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США; ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.Источник: Federal Reserve Bulletin (July 1992), A28. Долг, ассоциируемый с НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОЛГОМ в связи с офиц. упоминанием о долге федерального правительства как о `Г.д. Соединенных Штатов`. Хотя этот термин на практике ограничен лишь пределами федерального долга, в более широком смысле он применим ко всем долгам субъектов управления - федеральному правительству, штатам и их административным подразделениям, муниципалитетамСм. ДОЛГ ВНУТРЕННИЙ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.Долг федерального правительства включает прямые обязательства и гарантии правительства США и его ведомств. Казначейские обязательства выпускаются в соответствии с Законом о втором выпуске облигаций Свободы, одобренным 24 сентября 1917 г. с внесенными поправками. Пункт 21 (31. U.S.C. 757b) с поправками содержит ограничения по долговым обязательствам, выпущенным в соответствии с этим законом, в отношении их номинала, а также по обязательствам, гарантированным Соединенными Штатами как по сумме основного долга, так и по процентам. Прилагаемая таблица отражает состояние Г.д., на к-рый начисляются проценты, по его разновидностям и держателям по состоянию на декабрь 1991 г.Разнообразие выпусков по видам и срокам отражает стремление Казначейства охватить все секторы рынка для обеспечения максимально возможного размещения. Как при выпуске обязательств для привлечения нового капитала, так и при их эмиссии для рефинансирования и управления Г.д. Казначейство ориентируется на следующие основные цели: во-первых, обеспечить максимальное поступление средств от реально накопивших их лиц, а не от коммерческих банков для снижения инфляционного влияния фин. активности Казначейства в период экон. подъема; во-вторых, обеспечить поступление средств по самым разумным ставкам, согласующимся с главной задачей - способствовать нормальному экон. росту; в-третьих, сократить частоту проведения операций и строить свою деятельность так, чтобы создавать как можно меньше помех ФРС при проведении ден.-кредитной политики.Для дополнительной информации по видам эмиссионной и фин. деятельности правительства США см. БЮРО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА; ДОЛГ НАЦИОНАЛЬНЫЙ; ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США; ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.Государственный долг, по которому начисляются проценты по видам и держателямДекабрь 1991 г. Сумма, млрд дол.По видам:Обращающиеся на рынке 2471,6Казначейские векселя 590,4Казначейские среднесрочные обязательства 1430,8Казначейские облигации 435,5Не обращающиеся на рынке 1327,2По держателям:Правительственные ведомства США и трастовые фонды 968,7Федеральные резервные банки 288,4Частные инвесторы: 2563,2коммерческие банки 222,0фонды денежного рынка 80,0страховые компании 168,0прочие компании 150,8администрации штатов и муниципалитетов 490,0физические лица 263,9зарубежные и международные держатели 457,7прочие 730,8Источник: Federal Reserve Bulletin (July 1992), A28.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Проценты по Г. д. зависят от общего уровня процентных ставок в стране, кредитно-денежной политики Центрального банка, темпов инфляции, масштабов бюджетного дефицита, состояния экономической конъюнктуры и других факторов. Выпуск займов служит вторым после налогов важнейшим источником покрытия правительственных расходов в условиях дефицита бюджета. В развитых странах займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления, доля которых в общей сумме задолженности растет, что обусловлено расширением их хозяйственной самостоятельности. На величину займовцентрального правительства в большинстве развитых стран в законодательном порядке устанавливается лимит, который ставит определенные ограничения на пути бесконтрольного роста долга. Вместе с тем министерство финансов может размещать свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, на которые указанные ограничения не распространяются. Перед лицом растущих бюджетных дефицитов правительства и парламенты развитых стран вынуждены по нескольку раз в год пересматривать «потолок» государственной задолженности. Займы делятся на облигационные и безоблигационные. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска облигаций на всю сумму. К безоблигационным относятся займы правительства у сберкасс и межправительственные займы. Правительственные облигации бывают рыночными, т. е. свободно обращающимися на рынке ссудного капитала, и нерыночными, т. е. не подлежащими купле-продаже. Нерыночные облигации могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент по истечении срока займа, но в этом случае процент по облигациям уменьшается. На рыночные облигации приходится от 2/з до 4js всей суммы Г. д. ведущих стран. Основными держателями рыночных облигаций являются правительственные учреждения и фонды (в первую очередь фонды социального страхования), центральные и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. В последние годы в результате роста взаимозависимости экономик развитых стран, различий в темпах их экономического развития, колебаний уровней процентных ставок возросла роль иностранных вкладчиков среди держателей правительственной задолженности, которые отдают предпочтение тем странам, где обеспечивается наиболее высокий доход. Несмотря на то что размещение правительственной задолженности в кредитных учреждениях (центральном и коммерческих банках) является одним из факторов инфляции, независимость центрального банка от правительства ставит определенные пределы на пути неограниченной монетизации долга. Кроме того, увеличение в последние годы доли населения и некредитныхучреждений среди держателей Г. д. способствует существенному снижению инфляционного потенциала правительственной задолженности. Правительственные облигации подразделяются на краткосрочные (со сроком погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В 70—80-е годы в результате проводившейся в ряде стран Запада целенаправленной политики на консолидацию Г. д. (т. е. удлинение сроков займа) существенно сократилась доля краткосрочных обязательств в общей сумме задолженности, хотя они по-прежнему преобладают по сравнению со среднесрочными и долгосрочными. В развитых странах увеличение Г. д. само по себе не является угрозой здоровью экономической системы, если хозяйственный рост создает условия для сокращения бюджетного дефицита. Влияние Г. д. на экономику зависит не столько от его абсолютных и относительных масштабов, сколько от того, насколько эффективно и производительно используются государственные займы. Гипертрофированное увеличение расходов на оборонный комплекс или на производственные инвестиции может отрицательно сказаться на здоровье экономики, в то же время рост ассигнований на здравоохранение, образование и переподготовку кадров, науку, экологию является гарантией долгосрочного экономического роста, социальной стабильности. Например, сильный удар по экономике СССР во второй половине 80-х гг. нанесли так называемая политика «ускорения», выражавшаяся в резком увеличении объемов капиталовложений в тяжелую промышленность при одновременном уменьшении доли товаров народного потребления и услуг в производстве и импорте, а также попытки провести в жизнь крупные социальные программы при заведомой необеспеченности товарами выплачиваемых денег. В итоге это обернулось громадным увеличением Г. д. Чем богаче страна, тем легче она выдерживает бремя Г. д. В США, например, государственный внутренний долг достигает 55% валового национального продукта, однако он не ведет к банкротству правительства, проводящего гибкую финансовую политику по рефинансированию долга (продажановых государственных облигаций для погашения долгов по старым), налогообложению, денежной эмиссии. В развитых странах государственные ценные бумаги раскупаются активно, государство ни при каких обстоятельствах не перестает платить по своему долгу. В условиях централизованной экономики, характерной для бывшего СССР, у правительства не было необходимости выпускать ценные бумаги для покрытия своих расходов, т. к. их в конечном счете скупили бы те же государственные организации — банки или предприятия. В стране сложилась практика прямого заимствования ресурсов Госбанка СССР на покрытие внутреннего Г. д., причем это делалось Министерством финансов по распоряжению высшего партийного руководства. Вначале Минфин брал средства под 3% годовых, но без указания срока возврата, а с 1987 г. займы предоставлялись без начисления процентов, но с указанием срока возврата (обычно 5 лет). Однако деньги фактически так и не возвращались. Не имея достаточных собственных средств, Госбанк кредитовал государство за счет привлеченных ресурсов, основную долю которых составляли вклады населения в Сбербанке. Впервые обнародованная цифра Г. д. равнялась 400 млрд руб. В 1991 г. его величина составила 940 млрд руб. и фактически равнялась вкладам населения и сумме наличных денег в обращении. Проблема Г. д. на современном этапе распадается на несколько самостоятельных проблем. Прежде всего остро стоит вопрос о методах финансирования. Использование безоблигационных займов у сбербанков (процент по которым повышен до 15) не может служить средством упорядочения Г. д. В то же время государственные ценные бумаги с низкой доходностью популярностью у населения не пользуются. Кроме того, существует проблема раздела внутреннего долга между государствами — республиками бывшего СССР и урегулирования взаимных обязательств по нему. Сохраняется проблема преемственности долгов бывшего Союза. Правя гельство России намеревается погасить ту часть внутреннего долга СССР, которая в виде государственных обязательств размещена среди россиян, в частности казначейские обязательства, целевые расчетные чеки (на приобретение автомобилей), целевой беспроцентный заем (под товары народного потребления). В Законе Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. определены понятие, формы и состав Г.д. России, принципы управления им и контроля за его состоянием, порядок обслуживания правительственных долговых обязательств. Закон устанавливает необходимость публикации Правительством РФ не позднее мая текущего года данных о состоянии Г.д. за предыдущий финансовый год.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
англ. national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц. В зависимости от рынка размещения и валюты займа Д.г. подразделяется на внешний и внутренний. В зависимости от срока погашения государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). В РФ состав, принципы управления, контроль за состоянием и порядок обслуживания Д.г. определяются Бюджетным кодексом РФ и др. правовыми актами (см. Бюджетное законодательство). В состав Д.г. РФ включаются (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ): кредитные соглашения и договоры, заключ. от имени РФ с кредитными орг-циями, иностр. госвами и междунар. финанс. орг-циями в пользу перечисленных кредиторов; государственные ценные бумаги, выпуск. от имени РФ; договоры о предоставлении гос. гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформления долговых обязательств третьих лиц в гос. долг РФ на основе принятых федер. законов; соглашения и договоры (в т.ч. междунар.), заключ. от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. В ситуации несбалансированности гос. бюджета увеличение Д.г. является одним из методов покрытия дефицита бюджета. Наиболее интенсивно Д.г. возрастает в период подготовки и ведения войн и конфликтов. В 40 гос-вах за годы 1-й мировой войны (1914–18) он увеличился с 32,2 млрд до 127,8 млрд долл. США (в т.ч. в Великобритании – в 9,4 раза, США – в 21,3, Германии – в 30, Франции – в 4,6 раза); за годы 2-й мировой войны (1939–45) – со 150,6 млрд до 489,4 млрд долл. (в т.ч. в США – в 4,5 раза, Великобритании – в 2,8, Германии – почти в 10 раз). В СССР на ликвидацию разрухи как последствия 2-й мировой войны было привлечено по внутренним займам на восстановление народного хоз-ва более 25,8 млрд р. С нач. 90-х гг. в РФ наблюдалась тенденция стремит. роста Д.г., что связано с кризисом в экономич. и финанс. сферах. Для предотвращения неоправданного разбухания Д.г. в российском законодательстве 90-х гг. было введено лимитирование Д.г. определенными пределами. Так, верхний предел внутреннего Д.г. России в федер. бюджете на 1993 был установлен на уровне 10 трлн р., в бюджете 1998 – 785,9 млрд р. (деноминированных), а на 1 янв. 2001 – 623,2 млрд р.; верхний предел внешнего Д.г. законом о федеральном бюджете на 1998 был ограничен 140,8 млрд долл. Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем гос. внешних заимствований не может превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению гос. внешнего долга РФ. Д.г. погашается за счет доходов гос. бюджета, что приводит к необходимости повышения ставок налоговых сборов. В России в составе Д.г. наряду с федер. долгом выделяют долг субъектов РФ, представл. совокупностью их долговых обязательств. Последние существуют в форме: кредитных соглашений и договоров, заключ. от имени субъекта РФ с физич. и юридич. лицами, кредитными орг-циями, иностр. гос-вами, междунар. финанс. орг-циями, в пользу указанных кредиторов; гос. займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров о предоставлении гос. гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформления долговых обязательств третьих лиц в гос. долг субъекта РФ на основе принятых им законов; соглашений и договоров (в т.ч. междунар.), заключ. от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет. Сроки погашения долговых обязательств субъектами РФ в соответствии с условиями субфедеральных заимствований не могут превышать 30 лет. Погашение гос. долга субъектами РФ полностью и без всяких условий обеспечивается всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим казну субъекта РФ (см. Управление государственным долгом). Россия с 2000 стала определять величину консолидированного внешнего долга, в составе к-рого учитываются и долги субъектов РФ зарубежным кредиторам. Это позволяет отслеживать все движение финанс. капитала: его приток в страну и отток, ибо нерегулируемые потоки финанс. средств (как свидетельствует мировая практика) не раз становились причиной финанс. кризисов. Чтобы не усугублять тяжесть внешнего долга страны, законодатели России в апреле 2000 приняли поправку к ст. 103 Бюджетного кодекса РФ о запрете субъектам Федерации производить внешние заимствования. Д.г. РФ полностью и без каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федер. собственности имуществом, составляющим гос. казну. Аналогичный порядок действует по отношению к Д.г. субъектов РФ. Органы гос. власти РФ и субъектов РФ обязаны использовать свои полномочия по формированию доходов соотв. бюджетов, чтобы РФ и ее субъекты имели возможность своевременно и полностью погашать и обслуживать свои долги. Управление Д.г. на уровне Федерации осуществляется Правительством РФ, на уровне субъекта РФ – органом исполнит. власти субъекта РФ. При этом РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муницип. образований, а субъекты РФ – по долговым обязательствам России и муницип. образований. Управляя Д.г., Правительство РФ и органы исполнит. власти субъектов РФ вправе провести реструктуризацию задолженности, к-рая может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы осн. долга. Федеральное Собрание РФ, утверждая закон о федер. бюджете на очередной финанс. год, определяет предельные объемы внутреннего и внешнего Д.г. с разбивкой его по формам обеспечения обязательств. Аналогично поступает и законодат. орган субъекта РФ, определяя предельную величину своего внутр. долга при утверждении регионального бюджета на очередной финанс. год; предельный объем Д.г. субъекта РФ не должен превышать объем доходов регион. бюджета без учета финанс. помощи из федерального бюджета. Затраты по размещению долговых обязательств РФ и долговых обязательств субъектов РФ, выплате доходов по ним и их погашению осуществляются за счет средств федер. бюджета. Все расходы на обслуживание долговых обязательств России и субъектов РФ, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в федер. и регион. бюджетах как расходы на обслуживание Д.г. В эти расходы закладывается и резерв на исполнение обязательств по гос. гарантиям при наступлении гарантийного случая. Погашение долга РФ учитывается в федер. бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федер. бюджета и отражается: по внутр. заимствованиям – в Программе государственных внутренних заимствований РФ, по внешним – в Программе государственных внешних заимствований РФ. Погашение Д.г. субъекта РФ учитывается в расходной части регион. бюджета как расходы на погашение Д.г. Если при исполнении регион. бюджета обнаружится, что субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств (причем расходы на обслуживание долга превышают 15% объема расходов регион. бюджета, а величина заемных средств превышает установл. для нее уровень – 15% объема расходов регион. бюджета), то уполномоченный орган гос. власти РФ может принять след. меры: назначить ревизию бюджета субъекта РФ; передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина России; использовать иные меры, предусмотр. бюдж. законодательством РФ. Гос. внутр. долг РФ обслуживается Банком России и его учр-ниями (если иное не предусмотрено Правительством РФ); обслуживание производится с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним (или в иной форме). Эти операции Банк России осуществляет на основе спец. соглашений, заключаемых с федер. органом исполнит. власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять свои функции эмитента гос. ценных бумаг. Свои функции в качестве генерального агента (агента) по обслуживанию гос. внутр. долга Банк России выполняет безвозмездно. Услуги агентов по размещению и обслуживанию Д.г. оплачиваются в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за счет средств федер. бюджета, выдел. на такое обслуживание. Д.г. субъекта РФ обслуживается в соответствии с федер. законами и законами субъектов РФ. Минфин России ведет гос. книги внутр. и внешнего долга РФ, объедин. в Государственную долговую книгу РФ. В нее в соответствии с установл. порядком вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муницип. образований по эмитиров. ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, о полном или частичном исполнении принятых долговых обязательств и др. информация, состав к-рой устанавливает лицо, осуществляющее ведение Государственной долговой книги РФ

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
25.08 мб

Управление государственным долгом

Т.В. Грицюк
Читать PDF
117.72 кб

Государственный долг России и сша

Алехин Борис Иванович
В статье излагается стандартная методология анализа устойчивости долга и приводятся результаты оценки устойчивости долга правительств России, США и (для большего контраста) Греции в 2013 г.
Читать PDF
396.00 кб

Монетизация государственного долга

Смирнов Александр Дмитриевич
Модель динамики «внешних» финансовых активов представлена стохастическими дифференциальными уравнениями, решения которых используются для характеристики различных режимов монетизации долга.
Читать PDF
331.21 кб

Государственный внешний долг России

Филиппова Ирина Александровна
Рассмотрены некоторые вопросы управления внешним долгом России
Читать PDF
716.47 кб

Пенсии, инфляция и государственный долг

Алехин Б.И.
Тема статьи финансовые репрессии в современной России на примере пенсионных накоплений, которые в основном вкладываются в номинальные государственные облигации и управляются государственной управляющей компанией (ГУК) «Внешэкономб
Читать PDF
221.60 кб

Методы управления государственным долгом

Бабич И. В.
Использование такого инструмента покрытия бюджетных расходов, как государственный долг, требует от органов государственной власти эффективного управления, предусматривающего воздействие субъекта на объект, которое выражается в сов
Читать PDF
122.20 кб

Модели управления государственным долгом

Чернышева Т.Ю.
В статье рассматриваются теоретические модели управления долгом, приведены принципы управления долгом, которые используются в российской практике.
Читать PDF
302.87 кб

Из истории государственного долга России

Хоминич И.П.
Статья посвящена некоторым фрагментам истории управления суверенным долгом российского государства на протяжении почти двух с половиной веков (с 1769 г. по настоящее время).
Читать PDF
313.13 кб

Управление государственным долгом России

Бобков Денис Викторович
Читать PDF
1.74 мб

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В. Ю. Чаленко, Д. Р. Меркитан, И. М. Блохина
В статье рассмотрено понятие бюджета субъектов России, определены причины возникновения государственного долга и в каком виде он может существовать.
Читать PDF
230.02 кб

Способы управления государственным долгом

Савчук Анна Викторовна
В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного долга. Проведён анализ внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, а так же источники его погашения.
Читать PDF
358.66 кб

Государственный долг: рассуждения в защиту

Ульянецкий М.М.
В статье рассматриваются теоретические аспекты влияния государственного долга на экономику государства.
Читать PDF
152.43 кб

География государственного долга стран мира

Нисимов Г. П.
Geography of public debt is an important dimension of the world economy. Governments act as borrowers both at the inner and international financial markets. They are also important сreditors.
Читать PDF
598.22 кб

Анализ структуры государственного долга США

Поданева Алена Вячеславовна
В статье анализируется структура государственного долга Соединенных Штатов Америки. Автор рассматривает теоретическое значение государственного долга и применимость его на практике.
Читать PDF
205.74 кб

Принципы государственного внутреннего долга

Соколов Е. А.

Похожие термины: