Государственные займы

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Государственные займы
экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых заемщиком выступает государство.

Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

займы государственные
1) всякий заем средств, производимый государством;
  2) заем государством средств при помощи выпуска особых обязательств (облигаций государственного займа), приносящих держателям этих обязательств определенный процент дохода.

Источник: Справочный коммерческий словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
кредитные отношения, при которых заемщиком выступает государство. Различают внутренние и внешние Г. з., по срокам погашения — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, по видам доходности — процентные и выигрышные. Оформляются в форме выпуска облигаций, которые размещаются путем продажи на биржах, аукционах или по подписке.

Источник: Словарь эффективной экономики.

Государственный займ

Государственный займ - форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).
Государственные займ - способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга. Различают внутренние и внешние государственные займы.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ЗАЙМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
кредитные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, в результате которых государство получает обусловленную сумму денежных средств на определенный срок за установленную плату. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Различают внутренние и внешние займы, которые бывают кратко-, среднеи долгосрочными.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
привлечение государством денежных средств банков, предприятий, населения в разных формах с условием их последующего возмещения. Займы представляют важный способ получения государственных доходов, однако приводят к образованию государственного долга. Наряду с внутренними используются внешние государственные займы, получаемые из других стран, от международных банков, финансовых организаций.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
кредитные отношения в стране, в которых кредитором или заемщиком выступает государство. Это одна из форм привлечения дополнительных средств на покрытие государственных расходов. Как правило, они выступают в денежной форме и по месту размещения делятся на внутренние (в национальной валюте) и внешние. По срокам погашения различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) займы.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Государственный займ

По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.
Государственные займы являются добровольными.
Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (ст. 817 ГК РФ).

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
экономические, денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в роли заемщика, кредитора и гаранта. Разница между государственными расходами и доходами – покрывается за счет Г. з. Ежегодная величина займов правительства добавляется к государственному долгу – общей сумме задолженности государства. Г. з. подразделяются на: 1) краткосрочные займы – поступления от продажи казначейских векселей. Изначально этот финансовый инструмент использовался для покрытия кратковременных недостач бюджетных средств, вызванных несовпадением расходов и налоговых поступлений во времени. По мере развития денежных рынков (и вследствие дешевизны краткосрочных кредитов по сравнению с долгосрочными) казначейские векселя постепенно стали основным инструментом государственных займов. Несмотря на их надежность, с этими ценными бумагами связан риск инфляционного обесценения, что уменьшает их привлекательность для институциональных инвесторов; 2) среднеи долгосрочные займы оформляются как продажа государственных ценных бумаг на срок от пяти лет; 3) «нерыночные займы» включают в себя национальные сберегательные сертификаты, премиальные сберегательные облигации и т. д.

Источник: Экономический словарь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
форма привлечения на определенный срок средств в государственный бюджет. В зависимости от реализации — внутри страны или за границей — займы делятся на внутренние и внешние. Займы подразделяются на процентные (если установлен определенный процент, выплачиваемый держателям облигаций займов в установленные сроки) и выигрышные (если доходы по займам выплачиваются в виде выигрышей), а в зависимости от продолжительности срока, на который выпущен заем, — на долгосрочные и краткосрочные.
В капиталистических странах государственные займы являются главным источником покрытия дефицита государственных бюджетов. Государственные внутренние займы в капиталистических странах, являющиеся орудием перераспределения национального дохода, выгодны лишь крупной буржуазии, получающей по займам гарантированный доход, который покрывается за счет налогового бремени трудящихся. Основными держателями облигаций государственных займов в капиталистических странах являются банки, капиталистические компании, государственные организации и учреждения, имущие слои населения. Капиталистические государства используют предоставление государственных внешних займов в качестве орудия экономического и политического давления на другие страны, закабаления колониальных и зависимых стран. Ярким примером такого рода кабальных займов являются займы и кредиты по так называемым «плану Маршалла» (см.) и «доктрине Трумэна».
Коренную противоположность государственным займам капиталистических стран представляют собой государственные займы, выпускаемые в СССР и странах народной демократии. В СССР и странах народной демократии государственные займы являются подлинно народными займами, основным источником которых являются сбережения трудящихся, представляемые ими взаймы социалистическому государству. Государственные займы в СССР сыграли значительную роль в укреплении мощи Советского государства, в развитии народного хозяйства, подъеме материального и культурного уровня жизни трудящихся. С 1958 г. государственные займы, размещаемые по подписке, в СССР не выпускаются.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
при влечение государством заемных средств путем выпуска облигаций и других ценных бумаг или путем безоблигационных займов. С помощью Г.з. обычно покрываются дефициты государственных бюджетов. Задолженность по Г.з. в большинстве стран постоянно растет. Г.з. могут быть свободно обращающимися, размещаемыми по подписке и принудительными. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные - со сроком погашения до года (сейчас в РФ, например, ГКО), среднесрочные - до 5 лет и долгосрочные - свыше 5 лет. Для продления действия краткосрочных и среднесрочных займов часто прибегают к консолидации займов, т.е. их превращению в долгосрочные. Иногда проводят конверсию займов путем объединения ранее выпущенных займов в один новый. По формам доходности Г.з. делятся на процентные (владельцы облигаций регулярно получают доход по установленной ставке) и выигрышные (владельцы получают доход при проведении тиражей выигрышей или тиражей погашения). Г.з. могут быть внутренними (в национальной валюте, хотя в покупке соответствующих ценных бумаг, например ГКО, могут участвовать нерезиденты) и внешними, реализуемыми на иностранных фондовых рынках. В конце 1996 - начале 1997 г. Министерство финансов РФ, например, осуществило два выпуска еврооблигаций и разместило их на европейских рынках ценных бумаг (на сумму 2,2 млрд. долл.). К безоблигационным займам относятся займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы. Облигации Г.з. могут быть рыночными (свободно продаваться и покупаться на денежном рынке) и нерыночными (не подлежать свободной продаже, предъявляться для оплаты в любой момент до истечения срока займа, но проценты по ним будут ниже). Специальные выпуски Г.з. размещаются среди государственных учреждений (страховых, пенсионных и др.), и их облигации не подлежат продаже. Г.з. выпускаются как центральными правительствами, так и местными органами власти. В последнее время в РФ к выпуску ценных бумаг, в том числе для размещения на внешних денежных рынках, приступили некоторые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Обычно размещение Г.з., особенно в виде ценных бумаг, осуществляется с помощью банков, которые получают за свою посредническую деятельность комиссионное вознаграждение.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

ЗАЙМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
форма привлечения на определенный срок денежных средств в государственный бюджет на основе кредита. Займы бывают внутренние, размещаемые внутри страны, и внешние (международные) займы (см.), реализуемые за границей. В зависимости от формы доходов по займам последние подразделяются на процентные, когда держатели облигаций получают доход в виде определенного процента, выплачиваемого в установленный срок, и выигрышные, доход от которых выплачивается в виде выигрыша. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные. В буржуазных странах государственные займы являются главным источником покрытия дефицита государственных бюджетов. Основные держатели облигаций государственных внутренних займов в капиталистических странах - банки, капиталистические компании, государственные организации и учреждения, имущие слои населения - получают по займам гарантированный доход, который государство покрывает за счет налогового обложения трудящихся. Внешние займы используются империалистическими государствами в качестве орудия экономического и политического давления на другие страны, закабаления слаборазвитых стран, сохранения колониального господства в новых формах, создания агрессивных военных блоков и усиления мировой реакции. В социалистических странах государственные займы, представляя собой коренную противоположность займам капиталистических стран, становятся подлинно народными займами, источниками которых являются сбережения трудящихся. Государственные внутренние займы в СССР сыграли важную роль в социалистическом строительстве, в укреплении обороноспособности страны. С 1958 г. государственные займы, размещаемые по подписке, в СССР не выпускаются. В других социалистических странах государственные займы сыграли известную роль в мобилизации финансовых средств на нужды хозяйственного строительства. В настоящее время в связи с ростом социалистических накоплений надобность в государственных внутренних займах отпала, и европейские социалистические страны с 1956 г. отказались от их выпуска. Государственные внешние займы и кредиты социалистических стран, предоставляемые друг другу, а также молодым развивающимся государствам на льготных, взаимовыгодных условиях, не обременяются никакими военно-стратегическими или политическими обязательствами. Основная их цель - оказание бескорыстной помощи в развитии и укреплении национальной экономики и мировой социалистической системы хозяйства, в достижении экономической и политической независимости молодых суверенных национальных государств, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

Государственные займы
форма кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство; имеют денежную форму. В условиях обесценения денег выпускаются натуральные займы. С помощью займов достаточно быстро мобилизуются крупные финансовые ресурсы, что особенно важно в периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций. В странах с развитой рыночной экономикой государственные займы, как правило, обеспечивают финансирование государственных расходов при недостатке бюджетных средств. В современных условиях выпуск займов в значительной мере связан с потребностями регулирования денежного обращения, финансирования капиталовложений в национализированные и смешанные предприятия, необходимостью предоставления государственных кредитов нерентабельным с точки зрения частного предпринимательства отраслям и предприятиям. Государственные займы подразделяются на: выпускаемые центральным правительством и местными органами управления; по месту размещения — на внутренние и внешние; по видам доходности — на процентные и выигрышные (лотерейные); по срокам погашения — на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Государственные займы выпускаются для открытой продажи населению и кредитным учреждениям или путем обращения части вкладов в сберегательных банках в государственные займы. Размещение их осуществляется через кредитные учреждения, по подписке, путем купли-продажи на бирже или с аукционов. Внутренние займы обычно оформляются в виде ценных бумаг — облигаций, казначейских векселей, долговых обязательств. Займы правительства у сберегательных банков и внешние межправительственные займы, как правило, облигациями не оформляются. Отдельные виды облигаций (так называемые рыночные ценные бумаги) государ-ственного займа свободно продаются и покупаются на денежном рынке и предъявляются к погашению в установленные сроки. Основные держатели облигаций и других ценных бумаг внутренних государственных займов — кредитные учреждения, частные фирмы, специальные доверительные фонды, частные лица. Держатели облигаций получают фиксированный твердый доход в виде процента (процентные займы) или в виде выигрыша при выходе облигаций в тиражи погашения (лотерейные займы). Процент по государственному займу устанавливается исходя из уровня ссудного процента, зависит от срока предоставления государственного займа, потребностей казначейства, выплачивается два раза в год. Погашение государственного займа, а также выплата процентов производится за счет бюджетных средств, текущих расходов или путем выпуска новых займов (рефинансирование). Государство может изменять первоначальные условия займа, уменьшая размер процента, выплачиваемого по облигациям (конверсия), или удлиняя сроки его предоставления (консолидация). Займы, выпускаемые центральным правительством, служат основным источником доходов на покрытие дефицита государственного бюджета, связанного в большинстве случаев с непроизводительными расходами (военными, на содержание аппарата управления). Займы, выпускаемые местными органами, как правило, предоставляются на финансирование осуществляемых ими капитальных затрат в социальную и экономиче-скую инфраструктуру (для финансирования строительства школ, систем водоснабжения, дорог и других объектов общественного назначения). Выпуск местных займов контролируется центральным правительством, займовая санкция которого устанавливает верхний предел местного займа, а также предельный уровень местной задолженности (в виде «предельной» суммы местного долга на каждого жителя или в процентах к сумме доходов местных бюджетов). Выплата процентов держателям облигаций местных займов обеспечивается суммой налогов и доходов местных бюджетов, а возврат займа гарантируется как доходами местного бюджета, так и доходами с объекта, который построен за счет предоставленного займа. Несмотря на то, что облигации (другие ценные бумаги) государственных займов дают право на доход, на практике они представляют собой форму фиктивного, реально не существующего капитала. Выпуск государственного займа образует государ-ственный долг, погашение и процентные платежи по которому осуществляются в большинстве случаев за счет введения новых налогов. Внешние займы предоставляют одним государством или по поручению государ-ства частным банком (консорциумом банков) за определенное комиссионное вознаграждение другому государству в денежной или натуральной форме, в национальной или иностранной валюте. Выпуск внешних займов зачастую связан с платежным балансом страны и используется для покрытия его дефицита. Широко распространены целевые внешние займы, устанавливающие в соглашениях об их предоставлении условия использования займовых сумм.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
кредитные отношения, в к-рых заёмщиком или кредитором выступает гос-во или его местные органы. Обычно Г. з. имеют ден. форму, хотя иногда (в условиях обесценения денег) применяются и натуральные, погашаемые продуктами. По месту размещения различают внутренние (в нац. валюте) и внешние Г. з. По срокам погашения они делятся на краткосрочные (текущие, до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (св. 5 лет). По видам доходности различают процентные Г. з. (держатели к-рых получают твёрдый доход по фиксированным ставкам) и выигрышные (по к-рым доход выплачивается при выходе облигаций в тиражи погашения). Размещаются Г. з. преим. по подписке среди населения, через банки или сберегат. кассы, путём продажи на бирже и с аукциона. Социальное содержание Г. з., как одной из форм привлечения ден. средств на покрытие гос. расходов, определяется природой и функциями данного гос-ва.
В докапиталистич. формациях Г. з. впервые появились в рабовладельч. обществе и применялись гл. обр. при чрезвычайных обстоятельствах. При капитализме Г. з. - осн. форма функционирования государственного кредита. Бурж. гос-во за сравнительно короткий срок мобилизует с помощью Г. з. крупные ден. средства. Выпускают Г. з. центр. пр-во и органы местного самоуправления. Обычно Г. з. носят добровольный характер, т. к. бурж. гос-во предлагает капиталистам выгодное помещение капитала. Принудительные займы применялись, напр., фашистской Германией в период 2-й мировой войны 1939 - 45. Тяжесть Г. з. в капиталистич. странах падает на трудящихся (поскольку погашение займов и выплата процентов по ним осуществляются за счёт увеличения налогов), в то время как капиталисты получают значительную долю гарантированных доходов в виде процентов. При империализме Г. з. используются для финансирования расходов хронически дефицитных гос. бюджетов, связанных с милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн. За годы 1-й мировой войны 1914 - 18 США за счёт Г. з. покрыли 61%, Великобритания 68%, Франция 81%, Германия 84% всех гос. расходов, а за годы 2-й мировой войны: США 54%, Великобритания 50%, Германия 61%, Япония 58%. Прибегая к Г. з., бурж. гос-ва неизбежно увеличивают государственный долг. Через Г. з., как и через налоги, в капиталистич. странах происходит перераспределение нац. дохода в интересах эксплуататорских классов.
В СССР источником средств Г. з. служат трудовые сбережения широких слоёв населения, а осн. назначением - мобилизация временно свободных ден. ресурсов для хоз. и культурного строительства. Производительное назначение, массовый и добровольный характер, использование средств в интересах всего народа - характерные черты и особенности сов. Г. з. В первые годы Сов. власти Г. з. существовали в двух формах - ден. и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми ден. отношениями и необходимостью охраны интересов владельцев облигаций от обесценения ден. знаков). Первый сов. гос. заём был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи сроком на 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных Г. з. - хлебный и сахарный (беспроигрышный). Первый сов. ден. заём выпущен 31 окт. 1922 на 100 млн. руб. в золотом исчислении на 10 лет. За период с 1924 по 1928 были выпущены четыре (получивших наименование гарантийных) займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом. В эти же годы выпускались и крест. выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа - проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли сов. Г. з. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1 - 3-й выпуски), «пятилетка в 4 года», заём укрепления обороны, займы 3-й пятилетки (1 - 4-й) и др. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 сов. Г. з. сыграли важную роль как один из источников финансирования воен. расходов гос-ва (1 - 4-й выпуск военных займов), а затем в послевоен. годы - в восстановлении и развитии нар. х-ва (5 выпусков 1946 - 50). В 1951 - 57 успешно реализовался заём развития нар. х-ва СССР. Поступления в Гос. бюджет СССР от Г. з. в годы довоенных пятилеток составили ок. 50 млрд. руб., в годы Великой Отечеств, войны - 76 млрд. руб. и в период 1946 - 58 - 260 млрд. руб. (в ден. масштабе до 1961). Число подписчиков на займы возросло с 6 млн. в 1927 до 60 млн. к началу Великой Отечеств, войны и 70 млн. к 1946. Начиная с 1958 дальнейший выпуск Г. з., размещаемых по подписке среди населения, был прекращён. В целом удельный вес средств от займов в доходах гос. бюджета до Великой Отечеств, войны составлял примерно 5%, в годы войны - не более 10%, а в 1960, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 1,2%. К кон. 60-х гг. накопления социалистич. х-ва уже обеспечивали почти все потребности Сов. гос-ва в ден. средствах. Погашение облигаций Г. з. в соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1971) намечено начать досрочно с 1974 - 75 (вместо 1977).
В СССР выпускаются свободно обращающиеся займы, облигации к-рых продаются за наличный расчёт и свободно покупаются сберкассами. Таким займом, выпущенным на 20 лет, является Гос. 3%-ный внутр. выигрышный заём (1966). Облигации 3%-ного займа приносят их держателям доход, выплачиваемый в форме выигрышей. И. Д. Злобин. Москва,

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
724.17 кб

Государственные займы как альтернативный источник финансовых ресурсов субъектов Федерации: необходим

Пешина Э.В., Истомина Н.А., Лыхина С.Ю.
Одним из условий устойчивого развития субъектов Федерации и возможности выполнения функций регионального значения является использование различных способов аккумулирования финансовых ресурсов.

Похожие термины: