Государственные расходы
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов.
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Экономический словарь
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Экономический словарь.
Государственные расходы - важный компонент совокупного спроса в кругообороте доходов (расходов). Они используются в качестве инструмента фискальной политики при регулировании уровня расходов в экономике. В то же время, изменение государственных расходов в коротком периоде нелегко осуществить из-за административных и политических трудностей, особенно в тех случаях, когда сокращение расходов направлено на уменьшение совокупного спроса.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Государственные расходы финансируются путём налогообложения и заимствований (см. потребность государственного СЕКТОРА В ЗАЙМАХ).
Государственные расходы — важный компонент СОВОКУПНОГО спроса в кругообороте доходов (расходов). Они используются в качестве инструмента фискальной политики при регулировании уровня расходов в экономике. Однако изменение государственных расходов в коротком периоде нелегко осуществить из-за административных и политических трудностей, особенно в тех случаях, когда сокращение расходов направлено на уменьшение совокупного спроса. Например, в коротком периоде трудно добиться сокращения расходов на здравоохранение, образование и т. д. (из-за высокой трудоемкости этих видов деятельности при низкой доходности), не подрывая системы общественных услуг; в то же время сокращение трансфертов беднейшим членам общества политически непопулярно. Кроме того, если главный удар перемен падает на государственные инвестиционные расходы, это может серьёзно подорвать долгосрочные инвестиционные проекты, в то же время сокращение расходов приводит к разрушению социальной инфраструктуры. Вдобавок к этому, если государственные расходы включают закупку товаров и услуг у предпринимательского сектора, изменения могут оказать сильнейшее воздействие на положение частного сектора.
См. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ БЛАГА, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
При капитализме Г. р. призваны способствовать политич. господству буржуазии как класса, в условиях империализма в решающей части используются на милитаризацию экономики и ведение войн и, следовательно, не только не увеличивают нац. доход, но представляют прямой вычет из него. Прямые и косвенные военные расходы империалистич. гос-в составляют 30 - 40% их бюджетов. На 24-м съезде КПСС отмечалось, что наиболее опасный характер приобрела милитаризация в США, где за 5 лет (1966 - 70) истрачено на военные цели ок. 400 млрд. долл. В совр. условиях гос.-монополистич. капитализма Г. р. используются также как средство регулирования экономики и перераспределения нац. дохода в интересах монополий и всего господствующего класса в целом. За счёт гос-ва осуществляются крупные вложения в новые отрасли пром-сти (атомную, химическую, электронику и др.), в стр-во дорог, электростанций, мостов, каналов, аэродромов, в научно-технич. исследования. Г. р. предназначаются для финансирования наименее прибыльных сфер экономики, развития новых произ-в, требующих крупных капитальных вложений, к-рые не приносят непосредственно прибыли и окупаются в течение длит. периода (за пределами сроков вложений). Гос. финансирование науч. исследований становится важным фактором технич. прогресса и повышения конкурентоспособности монополий на мировом рынке. За счёт Г. р. обеспечивается в США ок. 1/з в ФРГ примерно 40% ив Великобритании более половины инвестиций (1970). Г. р., используемые на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения и на др. социально-культурные мероприятия, подчинены узкоклассовым интересам буржуазии, к-рая таким путём перелагает на гос-во часть затрат по воспроиз-ву квалифицированной рабочей силы. Увеличение этих расходов происходит под влиянием научно-технич. прогресса, классовой борьбы, экономич. и научно-технич. соревнования двух систем - капитализма и социализма. По своему составу Г. р. при капитализме подразделяются на 5 осн. групп: 1) военные расходы - на подготовку и ведение войн, на ликвидацию последствий войны (погашение гос. долга и выплата военных пенсий и пособий ветеранам войны и семьям погибших); 2) расходы, связанные с вмешательством бурж. гос-ва в процесс капиталистич. воспроиз-ва, - финансирование гос. предприятий и прямые гос. инвестиции, субсидии частным капиталистам и монополистам; 3) расходы на внешнеэкономич. экспансию - т. н. экономич. и военная помощь освободившимся странам (в виде субсидий и займов) с целью осуществления политики неоколониализма; 4) расходы на социально-культурные мероприятия; 5) расходы на содержание гос. аппарата. Бурж. экономисты пытаются доказать, что Г. р. расширяют «эффективный спрос», что с их помощью возможно обеспечить постоянно высокий уровень хоз.конъюнктуры, перераспределение общественного богатства и выравнивание доходов членов общества.
В действительности, быстрый рост Г. р. выражает усиление эксплуатации наёмного труда капиталом (см. Дифференциация доходов населения).
В развивающихся странах Г. р. предназначаются гл. обр. для создания и развития гос. сектора х-ва, что ведёт к упрочению суверенитета этих гос-в, преодолению их экономич. отсталости, обеспечению независимой нац. экономики, включая собственную пром-сть.
В социалистич. обществе Г. р. получают принципиально новое социально-экономич. содержание, отличное от одноимённых расходов при капитализме. Поскольку социалистич. гос-во является собственником решающей массы средств произ-ва, то Г. р. охватывают не только расходы, осуществляемые централизованно посредством гос. бюджета, но и расходы гос. предприятий и орг-ций на расширение их деятельности и формирование фондов общественного потребления. В 1970 на пром. предприятиях СССР, работающих по новой системе планирования и экономич. стимулирования, одна треть всей полученной прибыли израсходована непосредственно самими предприятиями на образование фондов экономич. стимулирования, финансирование капитальных вложений и др. цели. Однако и в новых условиях сохраняется ведущая роль гос. бюджета в финансировании Г. р., на долю к-рого приходится 70 - 75% всех Г. р.
По экономич. содержанию и роли в создании нац. дохода и всего совокупного общественного продукта Г. р. подразделяются на расходы в производственной сфере, обусловленные расширением произ-ва и образованием гос. резервов, и расходы в непроизводственной сфере (расходы на социально-культурные мероприятия, управление и оборону). Разграничение Г. р. между производственной и непроизводственной сферами определяется пропорциями, предусмотренными нар.-хоз. планом. Между ними имеется тесная взаимозависимость: рост материального произ-ва и повышение его эффективности происходят при активном воздействии непроизводственной сферы. Г. р. группируются также по отраслевому признаку, по экономич. р-нам, областям и республикам, а также по целевому назначению (капитальные вложения, увеличение оборотных средств, операционные расходы, заработная плата в бюджетных учреждениях и др.). По источникам финансирования Г. р. делятся на централизованные (гос. бюджет) и децентрализованные (ресурсы предприятий и хоз. орг-ций), а по методам финансирования - на собственные, бюджетные и кредитные. В условиях экономич. реформы возрастает значение собственных источников финансирования Г. р. и прежде всего - прибыли, а также банковского кредита.
Характерная особенность Г. р. при социализме - высокий удельный вес и быстрый рост затрат на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий.
Это видно из след. данных:
Г. р. используются на первоочередное финансирование ключевых отраслей экономики, к-рые на базе новейших достижений науки и техники в интересах неуклонного подъёма жизненного уровня народа обеспечивают высокие и устойчивые темпы развития общественного произ-ва. За годы Сов. власти получили развитие сформулированные в первых ленинских декретах принципы финансирования Г. р.: плановость, безвозвратность выдачи средств, целевой характер, финансирование в меру выполнения плана, контроль за соблюдением режима экономии и обеспечением высокой эффективности используемых средств.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
В рабовладельческом обществе за счет государственных расходов вели войны, строили ирригационные сооружения, прокладывали дороги, содержали государственный аппарат. При феодализме государственные расходы использовали на строительство городов, обеспечение денежного обращения, содержание некоторых аристократических родов, приобретение предметов роскоши для правителей государства.
При капитализме (на его низшей стадии, в XVI-XIX вв.) государственные расходы направлялись преимущественно на военные цели, содержание государственного аппарата, строительство железных дорог. В некоторых странах (в частности в Германии) во второй половине XIX в. часть государственных расходов была направлена на социальные цели. В целом в этот период объем государственных расходов был незначительный. Так, в США в 1848 г. они составили 48 млн. долл. В 1890 г. их удельный вес в валовом внутреннем продукте (ВНП) составлял в США 7%, в Великобритании – 9,2%, во Франции – 12%, в Германии – 13,2%.
На высшей стадии развития капитализма, особенно со времени перерастания производительными силами границ корпоративной (коллективной капиталистической собственности), развертывания НТР, действия закона огосударствления экономики, масштабы и темпы государственных расходов значительно возрастают. Их удельный вес в национальном доходе США составляет сейчас до 40%, в Италии, Германии, Франции – 55-60%, что означает достижение оптимальной величины, после чего может происходить как их незначительное сокращение, так и определенное увеличение.
Характерной особенностью функционирования государственных расходов является то, что с усилением экономического могущества государства их удельный вес в ВНП или национальном доходе уменьшается. Действие этой тенденции модифицируется в зависимости от специфики исторических и социально экономических условий страны. Структура государственных расходов определяется ролью и значимостью выполняемых государством функций. Если в середине XIX в. основная доля государственных расходов направлялась на содержание государственного аппарата и военные цели, а не на социальные расходы, то в середине 90-х гг. XX в. на первое место вышли расходы на социальные цели (развитие образования, здравоохранения, выплаты безработным, пенсионерам и др.). Это обусловлено качественно новой ролью личного фактора в современном производстве (значение образования, квалификации, развития творческих, организаторских способностей работников и т.п.), усилением общечеловеческих ценностей в комплексе ценностных ориентиров общества, ростом армии безработных. Поэтому на социальные расходы в развитых странах Запада направляется до 35% государственных расходов. Так, если в США в 1960 г. они составляли 20% Федерального бюджета, то в 1995 г. – почти 47%, с учетом бюджетов штатов и местных органов власти такие расходы в конце 90-х гг. достигали почти 1,5 трлн. долл.
Второе место в структуре государственных расходов занимают расходы на экономические цели – жилищное строительство и реконструкцию, разработку природных ресурсов и охрану окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, науку, связь, государственное регулирование и прогнозирования экономики и т.д. В развитых странах мира эти расходы составляли в середине 90-х гг. до 25-27% государственных расходов. Их высокий удельный вес обусловлен тем, что именно государство является главным организатором обеспечения нормального воспроизведения экономической системы, ее существования. При этом государственное регулирование становится ядром хозяйственного механизма.
На третьем месте в структуре государственных расходов – расходы на военные цели. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы – это прямые расходы из государственного бюджета на оборону. Косвенные расходы – это часть расходов на космические исследования, военную помощь другим странам, выплаты ветеранам войны и др. В США к ним относят расходы Министерства энергетики на ядерное вооружение, долю расходов на исследования космоса. В конце 80-х гг. они составляли свыше 30% федерального бюджета. В некоторых развитых странах мира (США, Германии, Франции) на косвенные расходы приходится 2-2,5%, в Японии – до 10% совокупных государственных расходов.
На четвертом месте в структуре государственных расходов – расходы на обслуживание государственного долга. В США в середине 90-х гг. государственный долг составлял почти 60% ВНП. В Японии такие расходы достигают 20% государственных расходов (второе место в структуре государственных расходов, в США – четвертое). Ежегодно на обслуживание государственного долга США тратят более 230 млрд. долл.
Рост государственного долга и сумм выплат по нему вызван огромными военными расходами, которые приводят к хроническому дефициту государственного бюджета и платежного баланса. Выплата государственного долга и процентов по нему осуществляется посредством выкупа государственных ценных бумаг за средства государственного бюджета.
Часть средств из бюджета тратится на содержание государственного аппарата власти, посольств, консульств, уплату взносов в международные организации.
Современное государство выполняет функции предпринимателя, покупателя, потребителя, кредитора, должника, организатора. В соответствии с такой классификацией характеризуют и государственные расходы. Как предприниматель государство выделяет на инвестиции от 3 до 30% государственных расходов, как покупатель и потребитель через систему государственных контрактов обеспечивает реализацию до 10% ВВП, на что тратится почти 20% государственных расходов. Из государственного бюджета через социальные выплаты населению финансируется от 10 до 20% частного потребления.
В наиболее обобщенном виде государственные расходы группируются вокруг двух статей:
закупка товаров и услуг;
трансферты.
Так, в США с 1959 г. по 1995 г. государственные расходы выросли с 116,6 млрд. до почти 2,4 трлн. долл., в т.ч. на закупку товаров и услуг – с 82,7 млрд. до 1,14 трлн. долл., а на трансфертные выплаты – с 27,5 млрд. до более 1 трлн. долл.
В общей сумме государственных расходов расходы штатов и местных органов власти за этот период увеличились с 116,6 к 907,6 млрд. долл. На первом месте среди расходов федерального бюджета в 1995 г. были расходы на социальное страхование (335,8 млрд. долл. против 0,8 млрд. долл. в 1950 г.), на втором – военные расходы (272,2 млрд. долл. против 1,7 млрд. долл. в 1940 г.), на третьем – выплата процентов по государственному долгу (232,2 млрд. долл. против 0,9 млрд. в 1940 г.), на четвертом – поддержание доходов (220,2 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в 1940 г.), на пятом – расходы на медицинское страхование (159,9 млрд. долл. против 6,2 млрд. долл. в 1970 г.), на шестом – расходы на охрану здоровья (114,8 млрд. долл. против 0,1 млрд. долл. в 1940 г.). Среди расходов штатов и местных органов власти на первом месте были расходы на развитие образования (свыше 327 млрд. долл. в 1992 г. против 9,2 млрд. в 1940 г.), на втором – выплата пособия (более 158 млрд. долл. в 1992 г. против 1,2 млрд. долл. в 1940 г.), на третьем – строительство дорог (почти 67 млрд. долл. в 1992 г. и 1,6 млрд. долл. в 1940 г.). Государственные расходы всех уровней составили в США 28% ВНП в 1960 г., а в 1995 г. – 34%.
Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru