ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО в трудовые ОТНОШЕНИЯ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО в трудовые ОТНОШЕНИЯ
регулирование бурж. гос-вом отношений между трудом и капиталом путём определения условий труда, заработной платы, порядка проведения ограничения или запрещения прав рабочих на стачки и т. п. Г. в. в т. о. - характерная черта совр. капиталистич. организации труда. Будучи одним из методов подавления классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, Г. в. в т. о. в то же время в определ. части является результатом завоеваний рабочего класса, вынуждающего бурж. гос-во идти на известные уступки. Г. в. в т. о. вызвано обострением классовой борьбы и потребностями развития крупного произ-ва и отражает одну из ведущих тенденций государственно-монополистического капитализма. Оно отражает кризис бурж. концепции «свободы договора», к-рая будто бы лежит в основе трудовых отношений при капитализме и позволяет капиталисту и рабочему устанавливать условия труда по взаимному соглашению.
История вмешательства в трудовые отношения имеет несколько этапов. В эпоху т. н. первоначального накопления капитала гос-во широко использовалось буржуазией для прямого насилия над трудящимися, чтобы заставить их идти работать на фабрики на условиях, продиктованных хозяевами. Гос-во издавало законы об экспроприации зем. собственности у сел. Населения, о принудительном направлении «свободной» рабочей силы на капиталистич. предприятия, о запрещении всех форм работах союзов, о принудительном увеличении рабочего времени и об установлении нищенского максимума заработной платы. К. Маркс характеризовал это законодательство как «чудовищно террористическое», с помощью к-рого бывших деревенских жителей «... старались приучить... к дисциплине наемного труда...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 747).
В эпоху домонополистич. капитализма жестокая регламентация трудовых отношений уступила место экономич. принуждению. Господствующий характер приобрели идеи манчестерской школы, провозгласившей лозунги свободы конкуренции и невмешательства гос-ва в отношения труда и капитала. Однако концепция и политика «невмешательства» носили чисто классовый характер. Гос-во, защищая интересы капитала, продолжало вмешиваться в трудовые отношения, запрещая или ограничивая создание профсоюзов, подавляя забастовки и др. формы экономич. борьбы трудящихся. Обострение классовой борьбы заставило бурж. гос-во расширить вмешательство в трудовые отношения, что проявилось в принятии фабричного законодательства. Маркс, анализируя первые законы о рабочем времени, отмечал, что они «...отнюдь не были продуктом парламентских измышлений. Они постепенно развивались из данных отношений как естественные законы современного способа производства. Формулировка их, официальное признание и провозглашение государством явились результатом длительной классовой борьбы» (там же, с. 292). Расширение гос. вмешательства подталкивалось также стремлением крупного капитала к уравнению условий конкуренции.
Требования рабочего класса о введении трудового законодательства натолкнулись сначала на организованное сопротивление гос-ва и капиталистов. Однако со временем под давлением классовой борьбы бурж. гос-во было вынуждено встать на путь частичных уступок рабочему классу, стремясь таким способом внести раскол в его ряды, совлечь с революц. пути, породить реформистские иллюзии. Оно издаёт отд. законы об охране труда, в к-рых предусматриваются нек-рые ограничения свободы хозяев на эксплуатацию детского и женского труда, запрещается оплата труда товарами, устанавливаются минимальные санитарные правила и т. д. Наблюдение за исполнением этих законов возлагается на фабричную инспекцию. В 19 в. сначала в Великобритании, а затем и в др. капиталистич. странах были изданы законы об ограничении продолжительности рабочего дня, об ограничении штрафов, о введении ответственности нанимателя за несчастные случаи на произ-ве, об осуществлении нек-рых весьма ограниченных мероприятий в области социального страхования. Эти законы, несмотря на их явную недостаточность, постоянно нарушались. К тому же оставался в неприкосновенности принцип хозяйской власти, предпринимательской свободы трудового договора. В законах ничего не говорилось о регулировании важнейших условий труда и, в частности, размера заработной платы, о правах рабочих коллективов предприятий. За капиталистом было сохранено единоличное право на установление правил внутр. трудового распорядка и т. д.
Подлинная сущность Г. в. в т. о. раскрыта В. И. Лениным. В работах «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах», «Новый фабричный закон», «О промышленных судах», «Эра реформ», «Объяснительная записка к проекту главных оснований закона о 8-часовом рабочем дне», «Об отпусках для рабочих», «Система Тейлора - порабощение человека машиной» и др. Ленин показал ограниченность гос. охраны труда в условиях капитализма, её классовый, бурж. характер. В то же время Ленин подчёркивал необходимость усиления борьбы рабочего класса за подлинные социальные реформы, указывал пути и перспективы этой борьбы.
Г. в. в т. о. особенно усилилось в обстановке дальнейшего углубления общего кризиса капитализма. Большую роль в этом отношении сыграл мировой экономич. кризис 1929 - 33, вызвавший резкое обострение классовых противоречий. Во Франции благодаря политике единства рабочих масс и созданию пр-ва Народного фронта (1936) были изданы законы о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах и рабочих делегатах на предприятиях. В США пр-во Рузвельта в целях ослабления натиска трудящихся на капитал и укрепления системы гос.-монополистич. капитализма издало законы о трудовых отношениях (1935), о социальном обеспечении (1935), о «справедливых условиях труда» (1938). В Германии и Италии после установления фашистской диктатуры Г. в. в т. о. проявилось в антирабочем законодательстве, установившем иаихудшие формы принудительного труда и ликвидировавшем социальные завоевания трудящихся.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 в условиях резкого обострения классовой борьбы происходит дальнейшее усиление роли гос-ва в регулировании трудовых отношений. Под давлением классовой борьбы трудящихся и влиянием мировой социалистич. системы увеличивается сфера гос. регулирования трудовых отношений, закрепляются прогрессивные принципы в бурж. конституциях (Франция, Италия, Япония и др.). В то же время в целях давления на развитие рабочего движения расширяется антирабочее законодательство (законы Тафта - Хартли в США, о производственных советах в ФРГ и т. д.). Реакционная роль бурж. гос-ва в регулировании трудовых отношений проявляется всё отчётливее. В США в 1959 был принят закон Лэндрама - Гриффина, ещё более ограничивавший права профсоюзов; широко применяется вмешательство в забастовочную борьбу с целью её подавления. Во Франции в 50 - 60-х гг. правящие круги предприняли ряд попыток внедрить в трудовые отношения идеи «классового сотрудничества» («ассоциации труда и капитала», «заинтересованность» трудящихся в предприятии и т.д.); в Великобритании правительственная политика «цен и доходов» была положена в основу борьбы монополий против трудящихся.
На совр. этапе происходит усиление реакционных сторон Г. в. в т. о. В США в 1971 было введено «замораживание» заработной платы, т. е. запрет рабочим бороться за улучшение своего положения. В Великобритании в 1971 пр-во провело реакционный закон об «индустриальных отношениях», требующий от профсоюзов регистрации и фактически запрещающий забастовки. Аналогичные реакционные законы против профсоюзов и трудящихся были приняты в Австралии, Испании, Ирландии. В ФРГ закон о «статусе предприятия» (1971) фактически отверг требование трудящихся об участии в управлении произ-вом.
Г. в. в т. о. происходит в двух осн. формах - путём издания законов о труде и с помощью адм. и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Законодательством охватываются далеко не все стороны трудовых отношений; особенно развито регулирование коллективных форм борьбы трудящихся. Конкретные условия труда (заработная плата, рабочее время) гос-ва регламентируют лишь в общих чертах (минимум или максимум), предоставляя самим сторонам вводить точные нормы в коллективных договорах. Последние рассматриваются как гл. метод регулирования трудовых отношений в США, Канаде, Великобритании.
В капиталистич. странах созданы мин-ва труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, ведения трудовой статистики. Существуют также органы для урегулирования трудовых конфликтов (в США - Нац. управление по трудовым отношениям и Федеральная служба посредничества и примирения). В странах, где существует система принудительного арбитража (Австралия, Новая Зеландия), спец. адм. органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ, Великобритании, Франции, Бразилии и др. созданы трудовые суды, призванные разрешать трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок широко применяется судебный и карательный аппарат.
Г. в. в т. о. характеризуется апологетами капитализма как якобы доказательство возможности «классового мира» и движения к социализму, без изменения эксплуататорской природы бурж. гос-ва, как будто начавшийся процесс перерождения капиталистич. общества в общество «всеобщего благоденствия». Г. в. в т. о. обычно лживо истолковывается бурж. идеологами как проявление «нейтральной» позиции гос-ва к труду и капиталу, как выражение некой «индустриальной демократии». Эти надуманные концепции направлены на то, чтобы обмануть рабочие массы, посеять иллюзии возможности мирного врастания капитализма в социализм, подорвать доверие к партиям рабочего класса и свернуть их с пути революц. борьбы.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.