Государственное регулирование рынка
Государственное регулирование рынка
целенаправленное воздействие власти на экономические процессы посредством отдельных косвенных методов
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Государственное регулирование рынка
меры воздействия на экономику со стороны государства посредством системы дотаций и преференций, налоговой политики, процентной политики, повышения заинтересованности в государственных заказах и т.п. мер.
Государственное регулирование рынка
Государственное регулирование рынка - вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
формы участия государства в рыночных механизмах; воздействие на экономические процессы в масштабах общества с помощью административных (законодательные акты и основанные на них действия исполнительной власти) и собственно экономических (денежно-кредитные, валютно-финансовые, бюджетно-налоговые и др.) методов и инструментов.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
государственное регулирование функционирования субъектов хозяйствования на рынке. Реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства всех форм собственности, решение социальных проблем, укрепление международного авторитета и внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование рынка
вмешательство государства в функционирование рынка, реализуемое через социально–экономическую, валютно–финансовую, структурно–инвестиционную и научно–техническую политику с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решение социальных проблем посредством различных рычагов (целевых программ с ресурсным обеспечением, налогов и таможенных тарифов, госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно–маркетингового обеспечения).
Источник: Словарь по экономической теории
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
воздействие государства на функционирующую экономическую систему, посредством соответствующей социально-экономической, валютно-финансовой, структурно-инвестиционной и научно-технической политики в целях развития общественного производства и решения социальных проблем. В качестве рычагов используются система норм и мер, которые либо прямо регламентируют поведение хозяйственных субъектов (например: госзаказ, субсидии, централизованные капиталовложения, установление твердых цен, целевые программы с ресурсным обеспечением), либо косвенно направляют их деятельность в желательном направлении (налоги, тарифы, льготы, различные лимиты и ограничения и т.п.).
Источник: Словарь предпринимателя 2016
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
вмешательство государственных органов в функционирование рынка посредством административных мер (законодательные акты и основанные на них действия исполнительных органов власти) и экономических (валютно – финансовые, денежно – кредитные, бюджетно-налоговые и др.) методов и рычагов, реализуемое через социально-экономическую, валютно – финансовую, структурно – инвестиционную и научно-техническую политику с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решение социальных проблем посредством целевых программ с ресурсным обеспечением, налогов и таможенных тарифов, госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно – маркетингового обеспечения. Используются следующие механизмы Г. р. р.: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пересечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Источник: Экономический словарь.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
состоит в деятельности государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: а) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; б) дополнение рыночного механизма в рамках максимально и минимально допустимых границ вмешательства в экономику в областях, где рыночные механизмы не работают.
Деятельность государственных органов в сфере рыночных отношений направлена прежде всего на: стабилизацию производства; финансирование научно-технического прогресса; дотирование социально значимых отраслей; выравнивание уровней экономического развития регионов; поддержку конкуренции; стабилизацию и оздоровление денежной системы; преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения.
К способам реализации регулирования относятся: налоговая и инвестиционная политики; политика научно-целевых программ; региональная экономическая политика; политика демонополизации; финансовая и антиинфляционная политики; политика доходов.
Наиболее общей функцией государства в процессе регулирования всех рынков является обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма ее циклического развития. Экономика на протяжении длительных периодов испытывает поочередно подъемы, спады, депрессию. В связи с этим государство вынуждено прибегать к мероприятиям, не допускающим «перегрева» экономики, смягчающим падение производства, выводящим ее из депрессивного состояния. Для этих целей используется инструментарий финансовой, инвестиционной, налоговой политик и др.
Безусловная монополия государства — организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство оказывает воздействие на условия функционирования специфических рынков. Например, увеличение предложения денег влечет за собой снижение процентных ставок по кредитам, что в свою очередь ведет к расширению производства, росту занятости и т.д. Однако в конце концов эти процессы приводят к развертыванию процесса инфляции, вызывая необходимость обратных антиинфляционных мер со стороны государства. Важная роль в данном вопросе отводится Центральному банку РФ, который располагает обширным набором инструментария (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.
В то же время государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Решение этих задач связано с перераспределением доходов, полученных в результате свободной рыночной конкуренции. Основной инструментарий этого процесса — налоговое законодательство, а государственные органы, его использующие, — это налоговая инспекция и налоговая полиция. Кроме того, государство для решения названных задач создает специальные органы, такие, как фонд социального страхования, комитет по социальной политике и др.
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для каждого члена общества. Существующая на рынке труда безработица ставит перед государством задачу регулирования этого рынка с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играют Трудовое законодательство и контролирующий его исполнение государственный орган.
Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования — национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация и т.д., а также поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.
Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капиталов и рабочей силы, осуществляет воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.
Для выполнения вышеперечисленных функций государство не должно, как правило, воздействовать на рыночные механизмы непосредственно (хотя в отдельных случаях требуется и это) и прибегать к использованию косвенных инструментов, либо стимулирующих, либо сдерживающих развитие экономики. К таким методам можно отнести инвестиционную, амортизационную, кредитную, налоговую политику. Так, например, для стимулирования расширения спектра выпускаемых товаров, совершенствования их потребительских свойств на основе конкурентной борьбы на товарном рынке государство осуществляет программу по поддержке малого бизнеса, применяя инструментарий льготного налогообложения, государственного кредитования, безвозмездных ссуд и т.д. Основным документом, отражающим принципы государственного регулирования экономики России, следует считать Гражданский кодекс РФ. На его основе формируются все остальные нормативные документы, определяющие характер взаимосвязей участников рыночных отношений.
Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд определенных требований. Первоочередное из них: недопустимы любые действия государства, деформирующие или разрывающие внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральному звену рыночного механизма — ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы. Государство должно постоянно контролировать положительные и отрицательные эффекты своей деятельности и своевременно вносить коррективы в механизм государственного регулирования. Необходимо учитывать также национальную специфику, внимательно относиться к традициям хозяйствования.
Государство для регулирования рынка использует как экономические, так и административные методы. Экономические методы оставляют за субъектами рынка право на принятие свободного решения (например, устанавливая ставку по своим долговым обязательствам, государство предлагает владельцам денежного дохода дополнительный вариант размещения сбережений). Административные же, наоборот, существенно ограничивают свободу выбора, сводя ее иногда к нулю. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Это — жесткий государственный контроль монопольных рынков, контроль вреда, наносимого окружающей среде, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).
Необходимо отметить тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка. Любой экономический регулятор (например, ставка межбанковского кредита) несет в себе элементы администрирования, так как контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе можно обнаружить нечто от экономических методов (например, прямой контроль государства над ценами отдельных видов товаров вынуждает производителей этих товаров пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования). Важнейшим фактором продуктивности, успешности и эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать разумное сочетание в интересах национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.
Деятельность государственных органов в сфере рыночных отношений направлена прежде всего на: стабилизацию производства; финансирование научно-технического прогресса; дотирование социально значимых отраслей; выравнивание уровней экономического развития регионов; поддержку конкуренции; стабилизацию и оздоровление денежной системы; преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения.
К способам реализации регулирования относятся: налоговая и инвестиционная политики; политика научно-целевых программ; региональная экономическая политика; политика демонополизации; финансовая и антиинфляционная политики; политика доходов.
Наиболее общей функцией государства в процессе регулирования всех рынков является обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма ее циклического развития. Экономика на протяжении длительных периодов испытывает поочередно подъемы, спады, депрессию. В связи с этим государство вынуждено прибегать к мероприятиям, не допускающим «перегрева» экономики, смягчающим падение производства, выводящим ее из депрессивного состояния. Для этих целей используется инструментарий финансовой, инвестиционной, налоговой политик и др.
Безусловная монополия государства — организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство оказывает воздействие на условия функционирования специфических рынков. Например, увеличение предложения денег влечет за собой снижение процентных ставок по кредитам, что в свою очередь ведет к расширению производства, росту занятости и т.д. Однако в конце концов эти процессы приводят к развертыванию процесса инфляции, вызывая необходимость обратных антиинфляционных мер со стороны государства. Важная роль в данном вопросе отводится Центральному банку РФ, который располагает обширным набором инструментария (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.
В то же время государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Решение этих задач связано с перераспределением доходов, полученных в результате свободной рыночной конкуренции. Основной инструментарий этого процесса — налоговое законодательство, а государственные органы, его использующие, — это налоговая инспекция и налоговая полиция. Кроме того, государство для решения названных задач создает специальные органы, такие, как фонд социального страхования, комитет по социальной политике и др.
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для каждого члена общества. Существующая на рынке труда безработица ставит перед государством задачу регулирования этого рынка с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играют Трудовое законодательство и контролирующий его исполнение государственный орган.
Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования — национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация и т.д., а также поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.
Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капиталов и рабочей силы, осуществляет воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.
Для выполнения вышеперечисленных функций государство не должно, как правило, воздействовать на рыночные механизмы непосредственно (хотя в отдельных случаях требуется и это) и прибегать к использованию косвенных инструментов, либо стимулирующих, либо сдерживающих развитие экономики. К таким методам можно отнести инвестиционную, амортизационную, кредитную, налоговую политику. Так, например, для стимулирования расширения спектра выпускаемых товаров, совершенствования их потребительских свойств на основе конкурентной борьбы на товарном рынке государство осуществляет программу по поддержке малого бизнеса, применяя инструментарий льготного налогообложения, государственного кредитования, безвозмездных ссуд и т.д. Основным документом, отражающим принципы государственного регулирования экономики России, следует считать Гражданский кодекс РФ. На его основе формируются все остальные нормативные документы, определяющие характер взаимосвязей участников рыночных отношений.
Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд определенных требований. Первоочередное из них: недопустимы любые действия государства, деформирующие или разрывающие внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральному звену рыночного механизма — ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы. Государство должно постоянно контролировать положительные и отрицательные эффекты своей деятельности и своевременно вносить коррективы в механизм государственного регулирования. Необходимо учитывать также национальную специфику, внимательно относиться к традициям хозяйствования.
Государство для регулирования рынка использует как экономические, так и административные методы. Экономические методы оставляют за субъектами рынка право на принятие свободного решения (например, устанавливая ставку по своим долговым обязательствам, государство предлагает владельцам денежного дохода дополнительный вариант размещения сбережений). Административные же, наоборот, существенно ограничивают свободу выбора, сводя ее иногда к нулю. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Это — жесткий государственный контроль монопольных рынков, контроль вреда, наносимого окружающей среде, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).
Необходимо отметить тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка. Любой экономический регулятор (например, ставка межбанковского кредита) несет в себе элементы администрирования, так как контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе можно обнаружить нечто от экономических методов (например, прямой контроль государства над ценами отдельных видов товаров вынуждает производителей этих товаров пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования). Важнейшим фактором продуктивности, успешности и эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать разумное сочетание в интересах национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.