Государственное регулирование АПК
Государственное регулирование АПК
процесс экономического воздействия на производство, переработку и реализацию с.-х. продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.
Государственное регулирование АПК
целенаправленное воздействие органов государственной власти на агропромышленное производство в рамках экономической политики в соответствии с законодательством. Его целью в сфере агропромышленного производства является создание правовых, экономических, организационных и иных условий, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства, стабильность аграрного рынка, продовольственную безопасность, поддержку и защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси. Основные методы государственного регулирования: административно-правовые, экономические и информационные. Административно-правовые методы реализуются посредством принятия законов, указов, постановлений правительства, рекомендаций, соглашений, лицензий, которые регламентируют условия сбыта продукции, структуру производства, хозяйственные связи субъектов. Экономические методы включают такие инструменты как цены, налоги, платежи, дотации, субвенции, компенсации, льготы, кредиты и прочие. Информационные методы предполагают сбор, обработку и выдачу товаропроизводителям и потребителям необходимой рыночной информации, сведений о платежеспособности заемщиков, издание информационных бюллетеней и т. п. Важным показателем уровня государственного регулирования аграрного сектора является эквивалент субсидий производителя, который рассчитывается по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и является агрегатным измерителем трансферта доходов к товаропроизводителям в результате государ-ственной политики, включая как прямое расходование государственных средств на осуществление различных сельскохозяйственных программ, так и косвенное перераспределение дохода. Всемирной торговой организацией (ВТО) используется показатель агрегатного измерения поддержки. Принципиальная разница между показателями состоит в том, что при расчете последнего не учитываются меры государ-ственной помощи, не оказывающие влияния на торговлю, так называемые меры «зеленой» корзины. Государство осуществляет вмешательство в рыночные процессы как активный субъект рынка. Экономические рычаги должны стать главным регулятором взаимоотношений государства и товаропроизводителей, сила их воздействия зависит от возможности выделения ресурсов на эти цели. Стратегия достижения продовольственной безопасности предусматривает расширение задач государственного регулирования: доступность сельскохозяйственной продукции для различных категорий потребителей (в том числе низкооплачиваемого населения исходя из медицинских норм потребления); рост качества сельскохозяй-ственного сырья и биологической ценности продовольствия на основе интенсификации и экологизации аграрного производства; достаточность стратегических запасов продовольствия, их своевременное пополнение и обновление; внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и систем ведения сельского хозяйства, обеспечивающих решение продовольственных вопросов в ближайшей и отдаленной перспективе; систематическая оценка состояния продовольственной безопасности и мониторинг рынка продовольствия с целью недопущения резких перепадов спроса и предложения и связанного с этим колебания уровня жизни людей. Теоретические положения и практика государственного регулирования экономики позволяют сделать следующие выводы: 1. Государственное регулирование экономики, включая аграрную сферу, на современном этапе развития представляет собой форму централизованного управления, основанную на косвенных для аграрной сферы методах воздействия, влияющих на ценообразование и политику цен, налоги, финансы и кредит, структуру производ-ства, межотраслевые и внешнеторговые связи, стабильность аграрного рыка, доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей и на социальную сферу. 2. Необходимость регулирующего воздействия со стороны государства вызвана в основном неустойчивостью сельскохозяйственного производства, связанной с колебанием природных факторов; низким уровнем и неэластичностью спроса на продовольственные товары, структурной деформацией агропромышленного комплекса переходного периода; низкой монополизацией сельского хозяйства в сравнении со сферами материально-технического снабжения, переработки и сервисного обслуживания. 3. В условиях переходной экономики основными принципами государственного регулирования являются: аграрный протекционизм; сочетание экономических и социальных целей; сочетание индикативности и директивности; программное регулирование. Централизованное регулирование осуществляется административно-правовыми, экономическими и информационными методами. Наиболее гибкие условия эффективного функционирования экономики создает смешанный тип государственного вмешательства, который характерен для большинства стран с рыночной экономикой. Он основан на сочетании рыночных и административно-правовых методов регулирования. В целях динамичного, сбалансированного и эффективного развития аграрной сферы государство корректирует и перераспределяет доходы в пользу сельского хозяйства, содействует развитию его организационно-экономических форм, обеспечивающих устойчивость аграрного рынка. 4. В связи с неблагоприятной финансовой ситуацией выделяемые ресурсы должны использоваться на регулирование функций, имеющих долгосрочное перспективное значение: регулирование спроса и предложения, цен, поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение нужд государства в продоволь-ствии, стимулирование внешней торговли.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник