ГЕРЦЕН Александр Иванович
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
(1812–70) – российский революционер-демократ, предшественник русской социал-демократии. Родился в семье богатого помещика. На формирование его мировоззрения большое влияние оказало восстание декабристов в 1825. В 1829–33 учился на физико-математическом отделении Московского университета. В университете вокруг Г. и его друга Н.П. Огарева сложился кружок революционного направления. За революционную агитацию неоднократно высылался из Москвы: в Пермь, Вятку, Владимир, Новгород. В 1847 уехал за границу, где совместно с Огаревым основал антикрепостнический журнал «Колокол», нелегально ввозившийся в Россию. Объявленный царским правительством государственным преступником, Г. был вынужден до конца жизни жить за границей.
Г. и Огарев оставили обширное литературное наследие. Центральное место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Г., «ошейником рабства» на шее народа, позором русского быта. Он с особым негодованием писал о торговле людьми, поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей, «купленных как товар, проданных как стадо». Критикуя крепостническую систему, Г. и Огарев выдвинули и обосновали требование ее уничтожения и разработали аграрную программу, которая постепенно подвергалась существенным изменениям. Обнародованный в середине 1850-х гг. на страницах «Полярной звезды» ее первоначальный вариант исходил из уничтожения крепостного права и наделения крестьян землей. Однако он не включал требований об уничтожении помещичьей собственности на землю и передачи всей земли крестьянам. Предполагалась передача только общинных земель. В дальнейшем, особенно после реформы 1861, аграрная программа Г. и Огарева включила требования полной ликвидации помещичьей собственности на землю и передачи всей земли в собственность крестьян. Г. и Огарев выступили с резкой критикой «Положения 19 февраля 1861 г.».
Г. выступил как основоположник теории «русского крестьянского социализма». Ее разделял и Огарев. Они исходили из ошибочного представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдет по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску. Зародыш социализма Г. видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции в Западной Европе после поражения революции 1848, он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 в статье «Русский народ и социализм» Г. утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его мнению, Россия с ее крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы.
Под социализмом Г. имел в виду: 1) право крестьян на землю; 2) общинное землевладение; 3) мирское самоуправление. Он считал, что основой такого общества станет крестьянская община. В действительности Г. создал и развивал одну из утопических теорий.
Экономич. взгляды Г. были неотъемлемой составной частью его революц. мировоззрения. Круг экономич. вопросов, рассматриваемых Г., обусловлен прежде всего запросами экономич. развития России. Критика крепостного строя, вопрос о движущих силах, способе и экономич. условиях его ликвидации находились в центре внимания Г. В «Дневнике» (1843), работах 50-х гг. «Юрьев день! Юрьев день!», «Русское крепостничество», «Крещёная собственность» и др., а позднее в «Былом и думах» и произведениях, помещённых в «Колоколе», Г. резко выступал против собственности помещика на личность крестьянина, анализировал сущность и формы эксплуатации. Крепостное право, по его мнению, было гл. причиной экономич. отсталости России. Доказывая, что крепостнич. х-во переживает глубокий кризис, Г. выступал за освобождение крестьян от крепостной зависимости, полную расчистку общественных отношений России от крепостничества. В антикрепостнич. концепции Г. одно из центр. мест занимал агр. вопрос. Он понимал, что обезземеливание крестьян сохранит помещичью кабалу. Вначале Г. требовал передать за выкуп крестьянам только ту землю, к-рая находилась в их пользовании. В. И. Ленин отметил его колебания в этот период от демократизма к либерализму. Но под влиянием развернувшегося в стране крест. движения агр. программа Г. становилась всё более радикальной и революционной. Г. понял и заклеймил крепостнич. характер реформы 1861. Герценовский «Колокол» потребовал перехода всей земли крестьянам без всякого выкупа, полной ликвидации помещичьего землевладения. Заявив, что такая программа может осуществиться только революц. путём, Г. выступил как идеолог крест., антикрепостнич. революции.
Г. дал яркую критику капиталистич. строя в работах и статьях: «Письма из Франции и Италии», «С того берега», «Былое и думы», «Письма к путешественнику», «Русские немцы и немецкие русские» и др., завершил эту критику в письмах «К старому товарищу». Он отмечал острейшие противоречия между головокружительным богатством капиталистов и ужасающей нищетой масс, между «пауперизмом и наглым господством денег», между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Выход из капиталистич. противоречий видел в революц. замене капитализма социализмом. Критику капитализма он сочетал с критикой бурж. политич. экономич. указывая, что она пытается увековечить капиталистич. строй. Г. подошёл к пониманию эволюции бурж. политич. экономии и разграничению двух её направлений: классич. и вульгарного. Появление вульгарной политич. экономии Г. считал ответом буржуазии на выступление пролетариата. Г. называл её «пошлой посредственностью».
Не отрицая прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, Г. в то же время не сумел определить его преходящий характер в историч. процессе, места и роли пролетариата. Лишь в конце жизни в письмах «К старому товарищу» (1869) Г., оценивая значение 1-го Интернационала, сделал шаг к пониманию классовой борьбы пролетариата.
Г. создал теорию некапиталистич. развития России. Он был одним из первых русских социалистов-утопистов, причём пытался обосновать социализм экономически, что отличало его от зап. социалистов-утопистов. Зародышем социализма он ошибочно считал рус. крест. общину, сделав неправильный вывод, что «человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции работник» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326). Эти ошибки Г. коренятся в неразвитости капиталистич. отношений в России. Но во взглядах Г. социалистич. идеи сливались воедино с демократическими, были формой, в к-рой выступала его прогрессивная антикрепостнич. программа. Пытаясь её осуществить, Г. стал одним из руководителей подпольной организации «Земля и воля». В. И. Ленин подчёркивал, что Г. сыграл «...великую роль в подготовке русской революции» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 255).
Соч.: Собр. соч. т. 1 - 30, М. - Л., 1954 - 66.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.