ГЕРЦЕН Александр Иванович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГЕРЦЕН Александр Иванович
(1812—1870)—выдающийся русский революционер-демократ, идеолог крестьянской революции, публицист, философ-материалист, экономист. Герцен выступал против самодержавия и крепостничества, создав особый вариант утопического социализма (см.) - «крестьянский социализм», в основу которого положил идею прогресса русского общества через крестьянскую революцию. В условиях, когда в России почти отсутствовал пролетариат, он был убежден, что через крестьянскую общину возможно перейти от крепостничества, минуя капитализм, непосредственно к социалистическому строю. Но, идеализируя русское крестьянство, Герцен не сумел понять исторической роли пролетариата как наиболее последовательного борца и вождя трудящихся в борьбе против капитализма, как организатора и руководителя социалистического общества. Идея Терпена об общинном социализме не имела ничего общего с научным социализмом. Герцен был одним из первых русских критиков капитализма и буржуазной политической экономии, которую рассматривал как орудие защиты капитализма и обезземеливания крестьянства. Особенно беспощадно Герцен критиковал буржуазную вульгарную политическую экономию (см.) в лице Сэя и Мальтуса, вскрывая научную несостоятельность их трудов, противоречия, глубокие ошибки и извращения. При этом он стремился показать хищническое, антинародное лицо буржуазии. Хотя Герцен стоял на позициях утопического социализма, отражая в своих взглядах борьбу крестьян против помещиков, он вошел в историю как революционер-демократ, активно боровшийся против самодержавия и крепостничества, как один из тех, кто воодушевлял и поднимал народные массы на осуществление революции в России. Герцен, писал В. И. Ленин, «боролся за победу народа над царизмом... Он поднял знамя революции».

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ГЕРЦЕН Александр Иванович
(1812—1870) — великий русский революционный демократ, крупнейший деятель русского революционного движения, идеолог крестьянской революции, выдающийся философ-материалист, публицист, экономист. Создал ряд крупных произведений, в которых развивал теорию крестьянского социализма» (см.). А. И. Герцен внес огромный вклад в развитие русской философской, политической и экономической мысли. В историю русской экономической мысли А. И. Герцен вошел как критик крепостничества и создатель особого варианта утопического социализма — «крестьянского социализма», как один из первых критиков капитализма и буржуазной политической экономии. Вскрывая хищническое, антинародное лицо буржуазии, Герцен подверг острой критике буржуазную политическую экономию, рассматривая ее как орудие защиты капитализма и обезземеливания крестьянства. Особенно беспощадно критикует А. И. Герцен вульгарную буржуазную политэкономию XIX в. в лице ее крупнейших представителей — Сэя и Мальтуса, вскрывая научную несостоятельность, противоречия и грубые ошибки в их трудах. А. И. Герцен был врагом самодержавия и крепостничества и считал, что только крестьянская революция может обеспечить прогресс в развитии русского общества. Герцен не сумел понять исторической роли пролетариата как творца социалистического общества. Он идеализировал русское крестьянство и был убежден в том, что Россия располагает в лице крестьянской общины условием для перехода после победы крестьянской революции непосредственно от крепостничества, минуя капитализм, к социализму. Социализм Герцена был утопическим, в нем не было ничего подлинно социалистического, он отражал слабость экономического развития России и почти полное отсутствие в России 40—50-х годов XIX в. пролетариата. Однако взгляды Герцена отражали борьбу крестьян против помещиков, имели революционно-демократическое содержание и воодушевляли на борьбу против самодержавия и крепостничества.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ГЕРЦЕН (псевд. – ИСКАНДЕР) Александр Иванович

(1812–70) – российский революционер-демократ, предшественник русской социал-демократии. Родился в семье богатого помещика. На формирование его мировоззрения большое влияние оказало восстание декабристов в 1825. В 1829–33 учился на физико-математическом отделении Московского университета. В университете вокруг Г. и его друга Н.П. Огарева сложился кружок революционного направления. За революционную агитацию неоднократно высылался из Москвы: в Пермь, Вятку, Владимир, Новгород. В 1847 уехал за границу, где совместно с Огаревым основал антикрепостнический журнал «Колокол», нелегально ввозившийся в Россию. Объявленный царским правительством государственным преступником, Г. был вынужден до конца жизни жить за границей.
Г. и Огарев оставили обширное литературное наследие. Центральное место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Г., «ошейником рабства» на шее народа, позором русского быта. Он с особым негодованием писал о торговле людьми, поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей, «купленных как товар, проданных как стадо». Критикуя крепостническую систему, Г. и Огарев выдвинули и обосновали требование ее уничтожения и разработали аграрную программу, которая постепенно подвергалась существенным изменениям. Обнародованный в середине 1850-х гг. на страницах «Полярной звезды» ее первоначальный вариант исходил из уничтожения крепостного права и наделения крестьян землей. Однако он не включал требований об уничтожении помещичьей собственности на землю и передачи всей земли крестьянам. Предполагалась передача только общинных земель. В дальнейшем, особенно после реформы 1861, аграрная программа Г. и Огарева включила требования полной ликвидации помещичьей собственности на землю и передачи всей земли в собственность крестьян. Г. и Огарев выступили с резкой критикой «Положения 19 февраля 1861 г.».
Г. выступил как основоположник теории «русского крестьянского социализма». Ее разделял и Огарев. Они исходили из ошибочного представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдет по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску. Зародыш социализма Г. видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции в Западной Европе после поражения революции 1848, он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 в статье «Русский народ и социализм» Г. утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его мнению, Россия с ее крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы.
Под социализмом Г. имел в виду: 1) право крестьян на землю; 2) общинное землевладение; 3) мирское самоуправление. Он считал, что основой такого общества станет крестьянская община. В действительности Г. создал и развивал одну из утопических теорий.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ГЕРЦЕН Александр Иванович
(25.3.1812 - 9.1.1870), русский революционер-демократ, предшественник рус. социал-демократии. Выдающийся философ-материалист и диалектик, писатель, воспроизведший в своих произведениях, в особенности в «Былом и думах», целую историч. эпоху, показавший совр. ему экономич. строй России и стран Запада. Род. в семье богатого помещика. На формирование его мировоззрения большое влияние оказало восстание декабристов. В 1829 - 33 учился на физико-математич. отделении Моск. ун-та. В ун-те вокруг Г. и его друга Н. П. Огарёва сложился кружок революц. направления. В июле 1834 Г. и нек-рые участники кружка были арестованы. В апр. 1835 Г. был выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где он служил в губ. канцелярии. В кон. 1837 ему было разрешено переехать во Владимир, а в 1840 - в Москву. В том же году поступил на службу в канцелярию Мин-ва внутр. дел в Петербурге, но в июле 1841 был снова выслан в Новгород, где служил в губ. правлении. В 1842 вернулся в Москву и сразу же оказался в центре обществ. борьбы, в частности между западниками и славянофилами. В нач. 1847 Г. уехал за границу. В 1853 основал в Лондоне «Вольную русскую типографию». В 1855 приступил к изданию журн. «Полярная звезда». С июля 1857 в течение 10 лет издавал совместно с Н. П. Огарёвым антикрепостнич. орган «Колокол», нелегально ввозившийся в Россию. Объявленный царским пр-вом гос. преступником, Г. был вынужден до конца жизни жить за границей.
Экономич. взгляды Г. были неотъемлемой составной частью его революц. мировоззрения. Круг экономич. вопросов, рассматриваемых Г., обусловлен прежде всего запросами экономич. развития России. Критика крепостного строя, вопрос о движущих силах, способе и экономич. условиях его ликвидации находились в центре внимания Г. В «Дневнике» (1843), работах 50-х гг. «Юрьев день! Юрьев день!», «Русское крепостничество», «Крещёная собственность» и др., а позднее в «Былом и думах» и произведениях, помещённых в «Колоколе», Г. резко выступал против собственности помещика на личность крестьянина, анализировал сущность и формы эксплуатации. Крепостное право, по его мнению, было гл. причиной экономич. отсталости России. Доказывая, что крепостнич. х-во переживает глубокий кризис, Г. выступал за освобождение крестьян от крепостной зависимости, полную расчистку общественных отношений России от крепостничества. В антикрепостнич. концепции Г. одно из центр. мест занимал агр. вопрос. Он понимал, что обезземеливание крестьян сохранит помещичью кабалу. Вначале Г. требовал передать за выкуп крестьянам только ту землю, к-рая находилась в их пользовании. В. И. Ленин отметил его колебания в этот период от демократизма к либерализму. Но под влиянием развернувшегося в стране крест. движения агр. программа Г. становилась всё более радикальной и революционной. Г. понял и заклеймил крепостнич. характер реформы 1861. Герценовский «Колокол» потребовал перехода всей земли крестьянам без всякого выкупа, полной ликвидации помещичьего землевладения. Заявив, что такая программа может осуществиться только революц. путём, Г. выступил как идеолог крест., антикрепостнич. революции.
Г. дал яркую критику капиталистич. строя в работах и статьях: «Письма из Франции и Италии», «С того берега», «Былое и думы», «Письма к путешественнику», «Русские немцы и немецкие русские» и др., завершил эту критику в письмах «К старому товарищу». Он отмечал острейшие противоречия между головокружительным богатством капиталистов и ужасающей нищетой масс, между «пауперизмом и наглым господством денег», между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Выход из капиталистич. противоречий видел в революц. замене капитализма социализмом. Критику капитализма он сочетал с критикой бурж. политич. экономич. указывая, что она пытается увековечить капиталистич. строй. Г. подошёл к пониманию эволюции бурж. политич. экономии и разграничению двух её направлений: классич. и вульгарного. Появление вульгарной политич. экономии Г. считал ответом буржуазии на выступление пролетариата. Г. называл её «пошлой посредственностью».
Не отрицая прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, Г. в то же время не сумел определить его преходящий характер в историч. процессе, места и роли пролетариата. Лишь в конце жизни в письмах «К старому товарищу» (1869) Г., оценивая значение 1-го Интернационала, сделал шаг к пониманию классовой борьбы пролетариата.
Г. создал теорию некапиталистич. развития России. Он был одним из первых русских социалистов-утопистов, причём пытался обосновать социализм экономически, что отличало его от зап. социалистов-утопистов. Зародышем социализма он ошибочно считал рус. крест. общину, сделав неправильный вывод, что «человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции работник» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326). Эти ошибки Г. коренятся в неразвитости капиталистич. отношений в России. Но во взглядах Г. социалистич. идеи сливались воедино с демократическими, были формой, в к-рой выступала его прогрессивная антикрепостнич. программа. Пытаясь её осуществить, Г. стал одним из руководителей подпольной организации «Земля и воля». В. И. Ленин подчёркивал, что Г. сыграл «...великую роль в подготовке русской революции» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 255).
Соч.: Собр. соч. т. 1 - 30, М. - Л., 1954 - 66.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.