География религий

Найдено 1 определение
География религий
направление в социальной географии, изучающее распространение религиозных воззрений по территории Земли, как элемента исторической и культурной географии, пространственного поведения человека. При этом религия понимается как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное, существование единого Бога (монотеизм, единобожие) или богов (политеизм, многобожие). Исторические формы развития религии: племенные, национальногосударственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). В отличие от этнологов и религиоведов, географы чаще рассматривают религию как идентифицирующую культурную особенность общности людей, проживающих на определенной конкретной территории. Г. р. дает количественную характеристику распространения религиозных групп (численность последователей), анализ территориальных закономерностей развития религиозной инфраструктуры, изучает сакральные объекты и феномен паломничества. Г. р. предполагает необходимость изучения местных особенностей религиозных взглядов, связи религий в определенных регионах с экономическими и социальными условиями, этнической структурой и традиционными укладами населения. Анализ религиозных воззрений дает географам дополнительную информацию для понимания территориальных различий и общности культуры, происхождения и степени устойчивости культурных традиций, различий в укладе жизни, и его связи с традиционными формами хозяйства, демографическим поведением. Ф. Энгельс отмечал, что «боги, созданные у каждого отдельного народа, были национальными богами, и их власть не переходила за границы охраняемой ими национальной области». В последующие эпохи религиозная принадлежность все более теряла свою связь с принадлежностью этнической. Сейчас лишь в единичных случаях (условно) можно говорить о национальных религиях (армяно-грегорианская церковь – у большинства армян, синтоизм – у основной части японцев, сикхизм – у части пенджабцев и др.). Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и поныне этническое самосознание нередко подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется статистикой, главным образом по религиозному признаку, а в число национальных меньшинств включаются группы, не исповедующие ислам – господствующую в этих странах религию [в Иране национальными меньшинствами признаются не только армяне, евреи, ассирийцы, но и гебры (зороастрийцы), хотя они являются частью персидского народа]. Как и для этнических общностей, для религиозных общностей характерна иерархичность и «полифония». Любая из религий состоит из различных направление, течений, церквей, сект. Если, с определенной долей условности, можно говорить о мусульманских, христианских, буддийских народах или странах, то на более низком таксономическом уровне эта однородность исчезает. В каждой мусульманской стране имеются последователи разных направлений; еще бóльшие различия характерны для некоторых христианских стран (в США ок. 260 зарегистрированных церквей, св. 80 из них насчитывают по 50 тыс. последователей). Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким церквям приводит к возникновению внутри него культурнобытовых различий и к образованию т.н. этнорелигиозных групп (например, старообрядцы в составе русского народа; копты среди египтян). При наличии других сопутствующих обстоятельств религиозные различия могут служить важным этнодифференцирующим фактором (напри мер, размежевание западных бенгальцев-индуистов и восточных бенгальцев-мусульман постепенно приводит к образованию двух самостоятельных наций – западно-бенгальской и бангладешской). В ряде стран мира применяют детерминистский подход к изучению распространения религий, который предполагает существенную роль географической среды в становлении, характере и эволюции различных религиозных течений. К географии конфессий (вероисповеданий) обычно относят часть Г. р., изучающую особенности распространения групп верующих и воззрений в пределах одного религиозного учения (одной формы религии). См. также ст. Сакральная география. А.И. Даньшин

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.