ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
многостороннее международное соглашение о взаимном предоставлении тарифных льгот.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(General Agreement on Tariffs and Trade)-международное соглашение, направленное на стимулирование торговли; которое предусматривает снижение тарифов и квот на иностранные товары и услуги.

Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016

Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ) - предшественник ВТО (1947-1995 гг.), многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны.

Источник: Экономический глоссарий. Проект www.ido.rudn.ru

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
международное соглашение, подписанное в 1947 г., которое использовалось в качестве основы международной организацией, устанавливающей торговые правила, до его замены ВТО. Пересмотренные Генеральные соглашения настоящее время представляют собой соглашение о ВТО, регулирующее торговлю товарами (ГАТТ-1994). 3 статьи ГАТТ взяты за основу для переговоров по упрощению торговли в переговорном процессе ВТО: ст. V (свободный транзит); ст. VIII (оплата и формальности); и ст. X (публикация всех торговых правил).  

Источник: Упрощение процедур торговли: англо-русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание). Нью-йорк Женева Москва.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)
(The General Agreement on Tariffs and Trade GATT) принятое в 1948 г. многостороннее соглашение между многими странами мира, содержащее правила заключения межстрановых торговых контрактов и ведения международных торговых операций. Участники соглашения предоставляют друг другу благоприятные условия взаимной торговли (режим наибольшего благоприятствования в торговле). Соглашение призвано устранять излишние ограничения и дискриминацию во внешней торговле. В 1995 г. преобразовано во Всемирную торговую организацию (см. Всемирная торговая организация (ВТО).

Источник: Экономический словарь.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
(General Agreement on Tariffs and Trade (GATT)) - международный договор, подписанный в 1948 г. в целях поддержки международной торговли. К 1995 г. к соглашению присоединилось более 100 стран, включая наиболее развитые в экономическом отношении. Организация, созданная на основе этого договора, успешно провела несколько раундов многосторонних переговоров, направленных на снижение международных тарифов, но не смогла добиться предотвращения использования некоторыми странами нетарифных барьеров. Последний раунд проводимых ГАТТ переговоров - уругвайский раунд - состоялся в 1994 г. Одной из договоренностей, достигнутых в ходе этих переговоров, стала замена ГАТТ новой постоянно действующей структурой - Всемирной торговой организацией (ВТО).

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
(ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT) Организация ООН со штаб-квартирой в Женеве, созданная в 1948 г. в целях развития международной торговли. К 1995 г. в ГАТТ входили свыше 100 стран, включая большинство ведущих торговых стран мира. В рамках ГАТТ успешно завершилось несколько раундов многосторонних переговоров, посвященных снижению тарифов, однако организация оказалась не в состоянии предотвратить распространение в мире нетарифных торговых барьеров (non-tariff barriers to trade), например таких, как добровольное ограничение экспорта. Последний раунд переговоров в рамках ГАТТ, так называемый Уругвайский раунд (Uruguay Round), завершился в 1994 г. На этом раунде обсуждались меры, касающиеся торговли сельскохозяйственными продуктами, услугами и правами на интеллектуальную собственность, которые не рассматривались на предыдущих раундах. Кроме того, одним из итогов раунда стало создание Всемирной торговой организацией (ВТО) (World Trade Organization (WTO) вместо ГАТТ.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade) – соглашение подписано на Женевской конференции 1947 и введено в действие 1 января 1948. Соглашение представляло собой многосторонний договор, устанавливающий правила международных торговых отношений и переговоров с целью решения проблем международной торговли и постепенного снятия тарифов и других торговых барьеров. Соглашение основывалось на принципах недискриминации и взаимности для обеспечения либерализации мировой торговли. За исключением таможенных союзов и зон свободной торговли, все договаривающиеся страны были охвачены статьей о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Протекционализм в отношении национальной промышленности допускался только в виде таможенных тарифов, запрещались импортные квоты и другие торговые ограничения. Соглашение установило также пределы тарифов между странами-участницами и ввело систему рассмотрения жалоб тех стран, которые утверждают, что их права нарушаются или ставятся под угрозу другими членами ГАТТ. Под эгидой ГАТТ прошло несколько раундов важных торговых переговоров, в результате которых был значительно снижен уровень таможенных тарифов.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)
англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT) - крупнейший многосторонний международный торговый договор, на базе которого сложился механизм регулирования внешнеэкономических отношений (с 1994 года - Всемирная торговая организация). Соглашение заключено на Женевской конференции 1947 года (вступило в силу в 1948 году) с целью предоставления его участникам режима наибольшего благоприятствования. Основные задачи, провозглашенные в ГАТТ, - либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. Центральное место в ГАТТ занимают постановления о применении режима наибольшего благоприятствования. Основная форма деятельности ГАТТ - проведение тарифных конференций и консультаций по снижению таможенных тарифов и других препятствий в торговле. В итоге работы VI Конференции (Кеннеди-раунд, 1964 - 1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35%. Во время Токио-раунда (1973 - 1979 гг.) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33%. Итогом Уругвайского раунда (1986 - 1993 гг.) стало создание новой многосторонней системы международной торговли - ВТО.

Источник: Таможенное дело. Толковый словарь

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
созданная в 1947 г. под эгидой ООН международная организация, призванная достичь взаимного снижения таможенных тарифов и устранить прочие препятствия на пути развития международной торговли. Содействует сокращению ставок таможенных пошлин, унификации методов таможенной оценки, устранению конфликтов и разногласий в сфере внешней торговли и т.д. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) является многосторонним договором; действует с 1948 г. и определяет права и обязательства участвующих в нем сторон в области внешней торговли. Главной концепцией ГАТТ является развитие свободной мировой торговли в соответствии с экономическими соображениями при минимальном вмешательстве правительств странучастниц в этот процесс. ГАТТ предполагает в принципе полную экономическую самостоятельность хозяйственных единиц (предприятие и фирм) во внутриэкономической жизни данной страны, в области экспорта и импорта. В целях защиты общегосударственных интересов ГАТТ сформулированы основные правила и принципы вмешательства правительства во внешнеэкономическую деятельность отдельных предприятий и фирм. Регулирование внешней торговли с помощью таможенных тарифов – один из ведущих принципов соглашения. Суть его в том, что таможенный тариф, а не количественные ограничения (квоты, контингенты) признается основным инструментом внешнеторговой политики, защиты национальных рынков и промышленности. В соглашении зафиксировано намерение участвующих стран вести переговоры о постепенном снижении таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. При присоединении к ГАТТ на соответствующую страну распространяются все существующие тарифные льготы.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
(general agreement on tariffs and trade (GATT)) — международная организация, созданная в 1947 г. для содействия развитию международной торговли путём устранения ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН и других ограничений во внешней торговле. Соглашение действует в двух основных направлениях:
(а) стремится обеспечить снижение зарубежных тарифов в ответ на снижение собственных тарифов;
(б) требует, чтобы данная страна применяла самый низкий тариф на определённый продукт ко всем его поставщикам (правило «наиболее благоприятствующей нации»).
В рамках Соглашения проведено 11 крупных многосторонних раундов переговоров о тарифах, включая «Раунд Кеннеди» (1962-1967), в результате которого тарифы были снижены в среднем на 35%, и «Токийский раунд» (1973-1979), который обеспечил дальнейшее значительное сокращение тарифов. В основном снижение тарифов применялось только к промышленным товарам. Проходящий с 1988 г. и по настоящее время «Уругвайский раунд» также связан с тарифами на промышленные товары, но акцент смещён на возможности больших сокращений тарифов на сельскохозяйственную продукцию, а также либерализацию международной торговли услугами.
Инициативы Соглашения, деятельность международного валютного фонда, организация зон свободной торговли (в частности, ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА И ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ свободной торговли), а также высокие темпы роста в индустриальных странах были причинами рекордного расширения мировой торговли, имевшего место до 1970-х гг. Однако повышение цен на нефть со стороны ОПЕК в 1973 г. и последовавшая за этим рецессия в мировой экономике сократили влияние Соглашения и привели к возрождению протекционизма, основывающегося на узконациональных интересах. «Неопротекционизм» базируется не на тарифах, а на различиях в ценах, которые менее очевидны, и оттого их труднее контролировать на единой основе. Эти мероприятия включают соглашения ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ЭКСПОРТА, ПРАВИЛА ПРОИСХОЖДЕНИЯ, COглашения на лицензирование импорта, субсидии отечественной промышленности и т. д.
См. ДЕМПИНГ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(General Agreement on Tarifs and Trade) – многостороннее торговое соглашение, содержащее правовые нормы и положения по развитию принципов международной торговли; было заключено в конце 1947 г. Его основная идея – обеспечение регулирования торговых отношений между странами-участницами на многосторонней основе с использованием экономических, а не административных инструментов. Действие ГАТТ продлилось до 1994 г. со всеми поправками, дополнениями и положениями, принятыми странами-участницами за весь период. Оно стало основой для ГАТТ-94, принятого в результате Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994) и ставшего частью ВТО. Часть статей ГАТТ-47 были переведены в разряд самостоятельных по форме соглашений (Соглашение о таможенной стоимости, Соглашение о применении антидемпинговых мер, Соглашение о применении субсидий и компенсационных пошлин и др.). В состав ГАТТ-94 также вошли многосторонние соглашения, интерпретирующие отдельные статьи ГАТТ или распространяющие его действие на новые области: об импортном лицензировании, о таможенной оценке товаров, по техническим барьерам в торговле и др. Основное содержание статей соглашения сводится к предоставлению гарантий действия режима наибольшего благоприятствования его участникам, неприменения дискриминационной торговой политики в отношении импорта и недопущения замены тарифных мер регулирования другими. Положения ГАТТ в целом направлены на унификацию национальных механизмов и законодательства по государственному регулированию внешнеторговой деятельности, а также правил и принципов международной торговли. ГАТТ-94 также содержит ряд толкований некоторых его статей, в том числе касающихся процедур оформления и расширения таможенных союзов и зон свободной торговли в пределах их таможенной территории. В целом само название ГАТТ указывает на то, что центральным вопросом торговых переговоров между странами остается тарифное регулирование и снижение уровня пошлин, основными принципами достижения которых являются согласованность и взаимность, обязательность выполнения и постепенный процесс достижения.

Источник: Что есть что в мировой экономике?

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)
Многосторонний межгосударственный договор, устанавливающий общие правила торговых отношений, принятые 123 государствами. ГАТТ основная составная часть правового фундамента Всемирной торговой организации (см. ВТО) ГАТТ, войдя в ВТО, во многом сохраняет свою автономность. Цели ГАТТ: обеспечение условий для развития международной торговли, либерализация торговых барьеров и урегулирование торговых споров. Сложившееся на основе Соглашения международное учреждение в течение 47 лет (с 1947 по 1994 г.) выполняло функции международной организации по вопросам торговли. Страны-члены вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы международной торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торгово-экономических отношений. Функции ГАТТ: 1. осуществление согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств в международной торговле, обеспечивая правила поведения в торговле; 2. выполнение роли форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости посредством открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил; 3. выполнение роли международного суда, позволяющего участникам ГАТТ (путем создания специального механизма) разрешать мирохозяйственные споры и конфликтные ситуации, касающиеся вопросов неправомерного применения торговых мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, защиты против обвинений в использовании демпинговых цен при экспорте товаров и пр. Основные направления деятельности ГАТТ: а) международные многосторонние торговые переговоры (МТП); б) урегулирование торговых споров (касаются главным образом экономических вопросов и технических проблем из области таможенного права); в) наблюдение за национальной торговой политикой; г) работа с развивающимися странами. К направлениям деятельности относятся также координация работы с МВФ и Всемирным банком ОЭСР; координация и гармонизация национальной экономической политики разных стран на основе имеющихся международных экономических организаций или специально созданных институтов. Процедура урегулирования споров включает 6 стадий: уведомление; консультации; арбитраж; совещания экспертов и рабочие группы; доклад; выполнение рекомендаций и постановлений. Наблюдение за национальной политикой осуществляется путем проведения на регулярной основе обзоров торговой политики Европейского Союза, США, Японии и Канады (раз в 2 года) и остальных договаривающихся сторон (раз в 4-6 лет). Страны-члены ГАТТ должны представлять в соответствующие комитеты уведомления в отношении: новых антидемпинговых или компенсационных законов; новых технических стандартов, затрагивающих торговлю; новых импортных лицензионных соглашений или результатов открытия международных тендеров на контракты по государственным закупкам.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) - многосторонний документ, образующий наряду с другими соглашениями правовой фундамент всемирной торговой системы (см.). Принято считать датой учреждения ГАТТ 30 октября 1947 года, когда был одобрен Заключительный акт о временном соглашении, регулирующем вопросы торговых отношений ГАТТ вступило в силу с 1948 года и в силу ряда причин с само  го начала своего существования носило двойственный характер: правового документа и межправительственной организации, контролирующей его соблюдение. С течением лет текст Соглашения подвергался корректировке, в него вносились поправки и дополнения. Наиболее существенная модернизация ГАТТ была произведена в конце 70-х и в первой половине 90-х годов прошлого века. Различаются ГАТТ в редакциях 1947 (ГАТТ-1947) и 1994 годов (ГАТТ-1994). Современное ГАТТ - это совокупность многосторонних договоренностей, включающая в себя собственно текст Соглашения, а также ряд отдельных соглашений, развивающих и интерпретирующих его положения (статьи). Кроме того, ГАТТ-1994 содержит разного рода оговорки и разъяснения, толкующие статьи ГАТТ. В правовом плане ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994 - разные многосторонние соглашения, причем последнее играет роль торгового договора для стран, участвующих в нем. Наконец, ГАТТ-1994 входит в сферу действия ВТО (см.) и во многом определяет роль и место ВТО в международной торговле. Основной текст ГАТТ состоит из 38 статей, разделенных на четыре части, из которых первые две касаются торгово-политического режима, третья — процедуры, а четвертая - условий участия развивающихся стран в ГАТТ. В литературе, посвященной анализу ГАТТ, в качестве одного из основополагающих принципов Соглашения называется положение о режиме наибольшего благоприятствования (см.). Кроме того, ГАТТ провозглашает право защиты внутреннего рынка (точнее, промышленности) исключительно с помощью тарифных мер; линию на последовательное и постоянное снижение ставок таможенных тарифов; применение национального режима, как инструмента, дополняющего режим наибольшего благоприятствования. Наконец, в современном ГАТТ содержатся особые положения для торговли некоторыми сельскохозяйственными товарами (зерно, мясо, молочные продукты, продукция развивающихся стран), включая принцип «тарификации» (см.), и изделиями текстильной промышленности, а также формулируются принципы взаимности (см.) и гласности (см.). Неотъемлемой частью ГАТТ являются соглашения, расширяющие редакцию 1947 года. Характерной чертой ГАТТ является оформление процедуры разрешения торговых споров между странами-участницами Соглашения. Вплоть до 1994 года ГАТТ была присуща переговорная функция, благодаря которой проводились туры многосторонних торговых переговоров (см.), приведших в итоге к образованию ВТО. С 1 января 1995 года эта функция перешла к ВТО, в результате чего двойственный характер ГАТТ (правовой документ и межправительственная организация) был устранен.

Источник: Перечень терминов, принятых в рамках ВТО

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
ГАТТ
(GENERAL AGREEMENT ON TARIFFS AND TRADE - GATT). Международная организация, связанная с ООН, ставящая своей целью снижение тарифов и устранение др. барьеров, препятствующих развитию международной торговли. В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров: Женева, 1947 г.; Аннеси (Франция), 1949 г.; Торквей (Великобритания), 1951 г.; Женева, 1956 г.; Женева (раунд Диллона), 1960-1961 гг.; Женева (раунд Кеннеди), 1964-1967 гг.; Токио/Женева (токийский раунд), 1973-1979 гг.; Пунта дель-Эсте (уругвайский раунд; последние заседания проведены в Монреале), начался в 1987 г. Последние раунды запланированы как переговоры в рамках четырехгодичного цикла. Штаб-квартира ГАТТ расположена в Женеве. В 1992 г. насчитывалось 103 страны - участницы Соглашения и 29 стран, применяющих правила ГАТТСессия стран-членов является главным органом, вырабатывающим политику ГАТТ, и проводится ежегодно. Каждое государство - член организации имеет один голос. В ГАТТ решения принимаются большинством голосов, за исключением случаев, когда необходимо санкционировать некоторые отклонения от определенных обязательств, проистекающих из условий ГАТТ; в таких случаях требуется поддержка 2/3 голосов. Для разрешения торговых споров созданы согласительные группы (комиссии).Переговоры о создании ГАТТ проходили в 1947 г., соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. Время от времени в Соглашение вносились изменения и поправки. Соглашение представляет собой многосторонний торговый договор, заключающий в себя четыре фундаментальных принципа: 1) недискриминационный подход к мировой торговле (страны-участницы связаны оговоркой о наиболее благоприятствуемой нации, требующей недискриминационного подхода к любому импорту, вне зависимости от его происхождения); 2) защита нац. производства исключительно при помощи таможенных тарифов, а не др. мер, таких, как введение квот на импорт; 3) упор на проведение консультаций, с тем чтобы не нанести ущерб коммерческим интересам стран-участниц; 4) создание системы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устранения др. барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юр. документа.Изначально ГАТТ планировалось в качестве временного международного, многостороннего соглашения по торговле и тарифам до ратификации странами Гаванской хартии МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ (МОТ), к-рая должна была стать постоянной основой регулирования торговых отношений. Однако после того как Сенат США не ратифицировал хартию МОТ в 1950 г., дальнейшая работа по ее ратификации была свернута, а вместо нее ГАТТ стало действовать в качестве международного свода правил по торговле и тарифам. США подписали первое ГАТТ в качестве исполнительного соглашения (не требующего ратификации); 21 марта 1955 г. США также подписаА также подписали пересмотренное соглашение на такой же основе, а не в качестве договора, требующего ратификации Сенатом США.ГАТТ 1955 г. предусматривало возобновление деятельности предложенной ранее постоянной организации, Организации торгового сотрудничества (ОТС), к-рая осуществляла бы руководство реализацией положений ГАТТ; протокол ОТС 21 марта 1955 г. был подписан представителями Госдепартамента США при условии, что такое решение будет утверждено Конгрессом США. Протокол ОТС 14 апреля 1955 г. был направлен президентом США в Конгресс для утверждения, хотя юристы не рассматривали этот документ в качестве договора, требующего утверждения Конгрессом. Предполагалось, что ОТС будет состоять из секретариата и исполнительного комитета в составе 17 членов, а также созывать ассамблею с участием всех стран, подписавших ГАТТ. Указанный постоянный административный орган обладал бы полномочиями заниматься урегулированием торговых споров или рассмотрением жалоб на нарушения соглашения, обладая как исполнительной, так и юр. властью. Протокол ОТС не был ратифицирован Конгрессом США.С самого начала процесса подготовки ГАТТ финансирование участия США производилось, скорее, не за счет специальных ассигнований, а из резервных фондов для непредвиденных расходов.Функции. `Раунд Кеннеди` по уменьшению тарифов - шестой раунд многосторонних торговых переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ, - начался в мае 1964 г. и завершился 30 июня 1967 г. Эти всеобъемлющие переговоры были названы именем президента США Дж. Кеннеди, к-рый содействовал принятию в 1962 г. Закона о расширении торговли, позволившего США впервые участвовать в процессе полномасштабного снижения тарифов. Переговоры привели к соглашению о тарифных уступках в мировой торговле, общий объем к-рых составлял примерно 40 млрд дол., включая уступки США по импорту в размере 8,5 млрд дол. и уступки др. участвующих в переговорах стран по экспорту США на ту же сумму. Принцип снижения тарифов на 50% был применен ко многим готовым изделиям, в отношении многих др. товаров тарифы также были значительно снижены, хотя и в меньшем размере. Средневзвешенное значение снижения тарифов на готовые изделия для четырех крупнейших участников - США, членов Европейского экон. сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. Снижение тарифов со стороны США должно было происходить пятью равными ежегодными долями, причем первое снижение должно было произойти 1 января 1968 г. Совет экон. консультантов (при президенте США) в своем докладе за 1968 г. следующим образом сформулировал преимущества достигнутого в ходе раунда Кеннеди снижения тарифов:1. Объем существующей торговли, охваченной тарифными сокращениями, не отражал потенциальных возможностей расширения торговли, что рассматривалось как `один из ключевых положительных итогов` снижения тарифов.2. Для США могут быть созданы новые экспортные возможности.3. Амер. производители смогут иметь более низкие издержки производства в результате снижения тарифов на многие ввозимые материалы.4. В результате снижения цен на местные и импортные товары сможет увеличиться благосостояние амер. потребителей.С др. стороны, Совет экон. консультантов допускал, что может иметь место и обратный эффект: увеличение импорта в результате снижения тарифов со стороны США может создать для определенных отраслей производства трудности, связанные с приспособлением к новым условиям.Однако когда срок действия Закона о расширении торговли 1962г. истек в июне 1967 г., президент США уже не мог воспользоваться положениями этого закона, к-рый, в общем, предоставлял ему право снизить любой тариф, но не более чем на 50% тарифа, действовавшего на 1 июля 1962 г., и отменить тарифы на любые товары при условии взимания пошлины в размере 5% или менее. В дополнение к указанным общим полномочиям по снижению тарифов закон предоставлял президенту США специальное право вести переговоры ЕЭС по снижению до нулевого уровня тарифов на любой товар, проходящий по любой совокупной статистической категории, по к-рой США и ЕЭС вместе поставляют по меньшей мере 80% общего экспорта стран свободного мира в любой репрезентативный период времени, а также по снижению или отмене тарифов и др. ограничений на импорт тропических культур и продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, не производимых в США в значительных количествах, а также по снижению или отмене тарифа на любой вид с.-х. продукции, если президент придет к выводу, что такое снижение тарифа или его отмена приведут к расширению экспорта с.-х. продукции США. Закон также предусматривал правительственное содействие тем фирмам или работникам, к-рым был нанесен ущерб в результате роста импорта, с тем чтобы помочь им приспособиться к новым условиям и выбрать для себя или др. вид производимой ими продукции, или сменить сферу деятельности.Проект Закона о торговле 1969 г., внесенный президентом США на рассмотрение Конгресса США в ноябре 1969 г., был нацелен на продолжение движения к более свободной системе торговли; законопроект также однозначно признавал важность обеспечения амер. производителям должного доступа на ин. рынки. Особенно стоило отметить, что принятие закона восстановило бы полномочия президента по осуществлению ограниченного снижения тарифов. Законопроект предусматривал также отмену системы амер. продажной цены (ASP - American Selling Price), в рамках к-рой определенные ключевые пошлины скорее ориентируются на уровень местной продажной цены конкурирующей амер. продукции, чем на уровень фактической экспортной цены. Принятие закона расширило бы возможности действий против тех стран, к-рые принимают неоправданные протекционистские меры против импорта амер. товаров, а также против тех стран, к-рые предоставили экспортные субсидии, приводящие к нечестной конкуренции с амер. экспортом на рынках третьих стран. В то же самое время законопроект существенно бы улучшил систему получения гос. поддержки как представителями деловых кругов, так и непосредственно работниками тех сфер производства, к-рые пострадали из-за снятия или ослабления ограничений на импорт.Впоследствии др. исполнительные моменты были внесены в президентский законопроект 1969 г., некоторые из к-рых, включая поправку, предусматривающую образование НАЦИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, к-рая предоставляла бы налоговые отсрочки амер. фирмам-экспортерам, а также дополнение к положениям о квотах на текстильную продукцию, ориентированное на содействие процессу заключения международных соглашений по текстилю, были поддержаны администрацией. Однако др. поправки, многие из к-рых были неприемлемы для администрации, в конечном итоге были включены в тот вариант закона, к-рый и был принят палатой представителей Конгресса США. Протекционистский подход особенно явно проявился в положении, требующем введения более жестких ограничений на импорт тех товаров, к-рые подпадают под те количественные критерии, соответствие к-рым, по мнению Комиссии по тарифам (переименованной в Комиссию по международной торговле), наносит ущерб местным производителям. По мнению СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ (при президенте США), `эта и некоторые др. поправки поставили бы под угрозу прогресс, достигнутый в деле либерализации нашей торговой политики, и развязали бы руки для принятия др. странами ответных мер, направленных против амер. экспорта, а также привели бы к ослаблению борьбы с инфляцией в США` (`Economic Report`, February, 1971).Вполне очевидно, делает заключение совет, что политика США в области торговли достигла своей критической точки в 1970 г., и хотя Конгресс не принял закон о торговле, носящий протекционистский характер, тем не менее давление в поддержку усиления ограничений на импорт оставалось в начале 1971 г. весьма сильным.Указанные выше поправки были предназначены для ослабления значительно усилившихся протекционистских настроений в Конгрессе США, что отражается в содержании многих законопроектов, предлагающих введение количественных ограничений на импорт.Тарифные преференции для развивающихся стран. В 1968 г. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предложила, чтобы более развитые страны представили тарифные преференции для товаров, экспортируемых из развивающихся стран. Организация экон. сотрудничества и развития (ОЭСР) образовала рабочую группу для разработки плана общих тарифных преференций, предложение на этот счет было внесено США. Данный отход от принципа наибольшего благоприятствования ГАТТ был, по мнению администрации США (Совет экон. консультантов, Доклад 1970 г.), оправдан тем, что содействовал существенному развитию производственного потенциала развивающихся стран, а также ожиданием того, что либеральная система общих преференций, заменяющая собой региональные преференции, могла бы содействовать развитию мировой торговли и уменьшить те перекосы, к-рые имеются в структуре мировой торговли.Седьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. Седьмой раунд переговоров, завершившийся в апреле 1979 г., имел своим итогом подписание соглашений, достигнутых в ходе этих, названных им Токийским раундом, многосторонних торговых переговоров. Договоренности, достигнутые в ходе Токийского раунда, предусматривали значительное снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле; посредством целого ряда сводов правил были установлены процедуры, предназначенные для ограничения нетарифных перекосов (искажений) в мировой торговле. Совет экон. консультантов в январе 1980 г. отмечал в своем докладе, что США и его торговые партнеры осуществили взаимное сокращение тарифов. США снизили тарифы в среднем на 30%, Япония - на 22%, а страны ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА - на 27%. В ходе Токийского раунда было согласовано 5 основных документов: 1) свод правил осуществления поставок по заказам правительства, к-рый значительно повысил возможности поставщиков на равноправной основе конкурировать за получение заказов от правительства; 2) соглашение по стандартам, ускоряющим процесс сертификации ин. продукции; 3) соглашение по субсидиям и по компенсационным пошлинам; 4) соглашение об антидемпинговых действиях, ограничивающее применение субсидий и разъясняющее, при каких обстоятельствах могут вводиться компенсационные и антидемпинговые пошлины; 5) соглашение о таможенной оценке, к-рое обеспечило большую последовательность в процессе определения таможенной ценности ввозимых товаров и привело благодаря изменению правил оценки к сокращению масштабов предоставления компенсационных тарифных льгот.Совет экон. консультантов пришел к заключению, что эти договоренности сами по себе не гарантируют успех при решении сложных вопросов, связанных с нетарифными ограничениями, и что только в ходе их применения в конкретных обстоятельствах процедуры, предусмотренные в указанных документах, могут продемонстрировать свою применимость. Такой прагматичный подход полностью был оправдан ходом последующих событий; Совет в своем докладе за 1981 г. отметил три особые проблемы, угрожающие свободной торговле: растущее давление в пользу того, чтобы использовать торговые барьеры для сохранения рабочих мест; растущее использование прямых и косвенных субсидий для поощрения экспорта; возникающая тенденция смягчить процесс приспособления к новым экон. условиям при помощи раздела рынков.Восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. Повестка дня Уругвайского раунда 1987 г. включала проведение переговоров по обеспечению более свободного режима торговли в сфере услуг (т. е. в сфере лицензирования и инвестирования); по снижению тарифов и ослаблению протекционистских ограничений на доступ тропических культур из стран `третьего мира`; по установлению более эффективной процедуры разрешения споров; по применению более жесткой системы наблюдения за торговой политикой стран. Др. темами, включенными в повестку дня раунда, являлись с. х., интеллектуальная собственность, текстильные товары и система гарантий (т. е. правил, регулирующих принятие чрезвычайных мер против импорта).Преимущественное воздействие работы восьмого раунда шло по линии развития более совершенной системы мировой торговли.В 1992 г. экон. сотрудничество было поставлено под угрозу в результате острых разногласий между членами ГАТТ. Европейцы настаивали на значительных субсидиях фермерам и на др. формах протекционизма. Позиция США, основанная на принципе свободной торговли, была изменена в результате принятия в 1988 г. поправки (Super 301) об ответных мерах, к-рая нарушала установку ГАТТ на использование установленных правил многосторонней торговли. ГАТТ также намеревалось провести переговоры по устранению барьеров на пути свободной торговли. Великобритания в значительной степени проводила политику односторонней свободной торговли. Заключение двусторонних торговых соглашений также стало обычной практикой в последние годы.После семилетних переговоров по вопросам мировой торговли 15 декабря 1993 г. был согласован текст соглашения ГАТТ, в соответствии с к-рым договаривающиеся стороны согласились снизить многие тарифы и продвинулись в решении вопроса об отмене субсидий. Основополагающей целью соглашения явилось повышение уровня жизни в мировом масштабе. Теперь дело за ратификацией данного пакта Конгрессом США. Основные преимущества по этому соглашению получают средства производства, медицинское оборудование и сфера розничной торговли. В проигрыше оказываются фармацевтическая промышленность, индустрия развлечений и текстильная промышленность.Соглашение предусматривает общее снижение с.-х. субсидий, открывая таким образом более широкие возможности для экспорта амер. пшеницы и кукурузы. Соглашение снизило тарифы на 8000 видов промышленных товаров, что будет представлять особую выгоду для предприятий машиностроения, агробизнеса и организаций, занятых широкомасштабным строительством, а также для производителей дистиллированного спирта и игрушек. Производители микросхем не добились ожидаемых тарифных сокращений. Новые правила и директивы защитят патенты (по некоторым видам фармацевтической продукции период патентной защиты сохраняется до 10 лет), авторские права и торговые знаки; однако Франция отказалась либерализовать доступ на свой рынок амер. индустрии развлечений. Впервые сфера фин., юр. и бух. услуг подпадает под действие правил международной торговли, что создает потенциальные возможности для амер. производителей указанных услуг. Однако определенные секторы сферы услуг США не получили ожидаемые льготы, включая банки и фирмы, занимающиеся операциями с ценными бумагами, чьи усилия по развитию деловых отношений с Японией и Кореей оказались непродуктивными. В течение десяти лет должны быть отменены жесткие квоты на импорт текстильной продукции из развивающихся стран. Однако амер. предприятия розничной торговли и потребители могли бы получить выгоду от снижения квот, т. к. оно оказывает благоприятное воздействие на цену готовой одежды; текстильная же промышленность может оказаться в проигрыше в результате отмены системы квотирования, к-рая ограничивала импорт зарубежных тканей. Для дополнительной информации о взаимоотношениях ГАТТ и США по вопросам политики в области торговли и тарифов см. КОМИССИЯ ПО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.БИБЛИОГРАФИЯ:Gatt Activities. UNIPUB.Gatt Basic Instruments and Selected Documents.Gatt-Fly Report.Gatt Focus.Law and Practice Under the GATT.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Похожие термины: