Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ
Соглашение, подписанное на Женевской конференции 1947 г. и введенное в действие 1 января 1948 г. Соглашение представляло собой многосторонний договор, устанавливающий правила международных торговых отношений и организующий форум для много-сторонних переговоров с целью решения проблем международной торговли и постепенного снятия тарифов и других торговых барьеров. Соглашение основывалось на принципах недискриминации и взаимности для обеспечения либерализации мировой торговли. За исключением таможенных союзов (customs unions) и зон свободной торговли (free trade areas), все договаривающиеся стороны были охвачены статьей о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Протекционизм в отношении национальной промышленности допускался только в виде таможенных тарифов, запрещались импортные квоты (quotas) и другие торговые ограничения. Соглашение установило также пределы тарифов между странамиучастницами и ввело систему рассмотрения жалоб тех стран, которые утверждают, что их установленные соглашением права нарушаются или ставятся под угрозу другими членами ГАТТ. Под эгидой ГАТТ прошли семь раундов важных торговых переговоров, в результате которых был значительно снижен средний уровень таможенных тарифов. Проходивший в Женеве в период между 1964 и 1967 гг. шестой раунд переговоров (раунд Кеннеди (Kennedy round)), ознаменовался тем, что впервые на перего-ворах обсуждалось снижение тарифов на целые группы товаров, тогда как традиционно на переговорах по тарифам рассматривались отдельные товары пункт за пунктом. В отличие от предыдущих переговоров на токийском раунде (Tokyo round), проходившем в период между 1973 и 1979 гг., рассматривались проблемы как тарифов, так и нетарифных барьеров в торговле. Восьмой, уругвайский раунд (Uru guay round) переговоров начался в 1986 г. и продолжался до конца 1990 г. На этих переговорах рассматривались старые, не решенные на предыдущих раундах проблемы и взаимные претензии, накопившиеся за много лет из-за недостатка политической воли со стороны правительств некоторых стран-участниц, а также новые вопросы: торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности (например, издательских прав) и связанныес торговлей инвестиционные мероприятия. Главные трудности на переговорах возникли вокруг под-держки и защиты производителей сельскохозяйственной продукции, и до конца 1990 г. переговоры не дали никакого результата вследствие неготовности Европейского Сообщества (European Community) (ЕС) к уменьшению поддержки сельскохозяйственного производства настолько, чтобы это удовлетворило другие страны, особенно США. Переговоры были возобновлены в феврале 1991 г, и была надежда, что к концу 1991 г. было бы найдено решение, которое вступило бы в силу в начале 1993 г. ГАТТ уделяет особое внимание торговым проблемам развивающихся стран. В 1964 г. был создан Центр международной торговли (работающий совместно с ЮНКТАД (UNCTAD) с 1968 г), предоставляющий информацию по экспортным рынкам и оказывающий помощь в разработке и реализации программ содействия экспорту развивающихся стран. Кроме того, в Генеральное соглашение в 1965 г. был введен раздел «Торговля и развитие», который предоставлял развивающимся странам возможность торговать с развитыми странами на невзаимной основе и предусматривал общий преференциальный режим, который устанавливали развитые страны для развивающихся стран. Это по существу отменяло статью о взаимном режиме наи-большего благоприятствования в торговле. После решений раунда Кеннеди ГАТТ стало уделять больше внимания проблемам нетарифных ограничений в торговле и влиянию на международную торговлю таких региональных экономических организаций, как Европейское Сообщество и Европейская ассоциация свободной торговли.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003