Galbraith John Kenneth (1908 - 2006)
img border="0" width="181" height="269" src="/upload/content/1579766831_6.files/image010.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/gelbreyt.jpg">
По своей известности Гэлбрейт значительно превосходит любого ныне живущего экономиста: профессор Гарварда, автор речей Эдлая Стивенсона1, друг семьи Кеннеди и личный советник президента Кеннеди, американский посол в Индии, председатель
организации «Американцы за демократию», автор публикаций в Playboy и New York Times, автор бестселлеров, романист, популярный ученый, широко цитируемый острослов, самый высокий (6 футов 8 дюймов) экономист всех времен. Телевизионный сериал Фридмена «Свобода выбора» (Free to Choose) был отчасти предназначен для того, чтобы нейтрализовать сериал Гэлбрейта «Век неопределенности» (The Age of Uncertainty), но он привлек меньше зрителей, несмотря на то, что был снят более качественно.
Гэлбрейт родился в Онтарио, Канада, в 1908 г., в семье шотландско-канадских фермеров. Он получил первый диплом в сельскохозяйственном колледже Онтарио. В 1932 г. он отправился в Америку, чтобы учиться экономике сельского хозяйства в Калифорнийском университете (Беркли). Получив степень доктора в 1936 г., он занял преподавательскую должность в Гарварде, где организовал исследования отраслевой жесткости цен. В 1937 г. он проработал год в Кембриджском университете, результатом этой работы стала написанная в соавторстве с Г. С. Деннисоном книга «Современная конкуренция и регулирование бизнеса» (Modern Competition and Business Policy, Oxford University Press, 1938). Возвратившись в Гарвард, а затем переместившись в Принстон, он оставил университетскую карьеру в начале второй мировой войны, чтобы возглавить отдел цен в Управлении по регулированию цен2. Другие экономисты считали рационирование и ценовой контроль военного времени необходимым, но временным злом.
Гэлбрейт же рассматривал эти меры в книге «Теория ценового контроля» (A Theory of Price Control, Harvard University Press, 1952) как простое продолжение политики фиксирования цен крупными корпорациями в мирное время.
Оставив государственную службу в 1943 г., он поочередно работал в редколлегии журнала Fortune и был директором государственной аналитической службы по исследованию экономической и военной эффективности бомбардировок. В 1949 г. он вернулся в Гарвард на должность профессора, с которой и ушел на пенсию в 1975 г. Через три года были почти одновременно опубликованы книги «Теория ценового контроля» (A Theory of Price Control) и «Американский капитализм: концепция противостоящих сил» (American Capitalism: The Concept of Countervailing Power, Houghton Mifflin, 1952; 3-е изд., 1962). Именно последняя книга стала бестселлером. Эта книга была оптимистичной: в ней утверждалось, что хотя безопасный участник рынка совершенной конкуренции все больше вытесняется гигантскими организациями (фирмами, объединениями, розничными сетями и т.д.), всякое злоупотребление экономической властью на одной стороне рынка создает «компенсирующую» силу на противоположной стороне, в результате чего положение потребителей едва ли сильно ухудшается по сравнению с положением при совершенной конкуренции.
Следующая книга Гэлбрейта «Великий крах: 1929» (The Great Crash 1929, Houghton Mifflin, 1954; 3-е изд., 1972; Penguin, 1961) не смогла обогнать по успешности «Американский капитализм», но книга «Общество изобилия» (The Affluent Society, Houghton Mifflin, 1958; 3-е изд., 1976; Penguin, 1962) сделала это: она стала буквально книгой года среди нехудожественной литературы. Ее противопоставление «частного изобилия» и «общественной нищеты» сразу же вошло в обывательский язык. Как утверждал Гэлбрейт, современный потребитель пресыщается изобилием и все более уязвим перед рекламой и навязчивым маркетингом, призванными создать спрос на безделушки и никому не нужные товары. Но эти искусственные вкусы и предпочтения трактуются экономистами так, как будто бы они исходят от индивидуального потребителя. Тем самым игнорируется тот факт, что суверенитет потребителя был подменен суверенитетом производителя. В то же время жизненно необходимые общественные услуги (дороги, школы, музеи, дешевое жилье, полиция и т.д.), спрос на которые в богатом обществе возрастает, не получают в финансировании в результате «традиционной истины», согласно которой только частный сектор является производителем богатства, а прогрессивное налогообложение разрушает экономическую мотивацию. Результатом является общество, сочетающее изобилие в частной сфере и нищету в общественной сфере. Эффект книги был подобен эффекту разорвавшейся бомбы: она ознаменовала собой начало движения против экономического роста, перешедшее в войну с бедностью и экологическое движение конца 1960-х гг. Эта книга и до сегодняшнего дня остается самой читаемой книгой современного экономиста.
После одной или двух менее значительных публикаций в 1967 г. вышла в свет его самая амбициозная работа «Новое индустриальное общество»3 (The New Industrial State, Houghton Mifflin, 1967; 3-е изд., 1978; Penguin 1969). В ней снова была представлена картина
современной экономической жизни, в которой доминирует Большой бизнес. В последнем, в свою очередь, доминируют не акционеры или далее наемные управляющие, а новая «техноструктура» — профессионалы, занимающие технические и торговые должности и обладающие критически важными знаниями, на которых основываются все стратегические деловые решения. Многие идеи «Американского капитализма» и «Общества изобилия» были собраны и разработаны в этой книге, которая стала кульминацией в карьере Гэлбрейта. В дополнение к ней вышел том последующих размышлений «Экономическая теория и цели общества»4
(Economics and the Public Purpose, Houghton Mifflin, 1973; Penguin, 1975). Гэлбрейт подвергся жесткой критике в дискуссии, вспыхнувшей вокруг «Нового индустриального общества» и даже несколько отступил от своих позиций, признав, что крупные корпорации не смогли полностью устранить из американской экономики многочисленные малые и средние фирмы. Тем не менее, в общем и целом он остался верен своим взглядам и утверждал, что ортодоксальная экономическая теория никогда не делала попытки посмотреть на свои концепции в свете роста Большого бизнеса. Подобным же образом, его последняя на текущий момент книга, написанная в соавторстве с Н. Селинджером «Путеводитель по экономической теории для всех» (Almost Everyone’s Guide to Economics, Houghton Mifflin, 1978), представляет основные принципы экономики Гэлбрейта как подлинную альтернативу доктринам «мейнстрима».
В глазах своих коллег-экономистов Гэлбрейт остался ренегатом. Они выбрали его президентом Американской экономической ассоциации в 1972 г., но никогда не прекращали критиковать его характерную привычку делать суждения без фактологического обоснования, его искреннюю веру в планирование и увеличение государственного регулирования, его презрение к строгому анализу, его убеждение в том, что экономическая наука по большей части является «общепринятым здравым смыслом», и, конечно, они не могли простить ему тот факт, что его книги продавались миллионными тиражами!