ГАРМОНИЗАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Найдено 1 определение
ГАРМОНИЗАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
(Harmonization and Standardization of Accounting) - термины, используемые для обозначения мероприятий, проводимых международными организациями по сближению национальных моделей и систем бухгалтерского учета. Работа по координации учета в международном контексте ведется уже более ста лет. Начало ей было положено в 1904 г., когда в Сент-Луисе (США) прошел Международный конгресс бухгалтеров. Толчком к реализации этой идеи послужил седьмой конгресс в Амстердаме, Правда, более или менее реальное воплощение она получила позднее, когда президент Голландского института присяжных бухгалтеров Якоб Крайенхоф (Jacob Kraayenhof), который председательствовал на конгрессе в Амстердаме, в своем обращении к ежегодному заседанию членов Американского института присяжных бухгалтеров (AICPA), проходившему в Сан-Франциско в 1959 г., высказал мысль о необходимости разработки международных учетных стандартов.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Логика ее такова: в каждой стране могут существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в других странах — членах сообщества, т.е. находились в «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г., когда в рамках ЕС была сформирована Исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета (Groupe Etudes), цель которой состояла в формировании концепции развития учета в странах сообщества. Работа группы рассматривалась изначально как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов. Основные — Седьмая и Четвертая директивы; большинство стран — членов ЕС включили положения этих директив в национальные версии Закона о компаниях. С позиции пользователей информации особое значение имеет Четвертая директива, определяющая стандартные форматы бухгалтерской отчетности: два формата баланса и четыре формата отчета о прибылях и убытках. Что касается принципов практической реализации идеи гармонизации, то в их основе лежит политическое соглашение стран — участников сообщества. Именно поэтому основные положения учетных директив включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части, имеющей отношение к бухгалтерскому учету. В частности, в Великобритании рекомендуемые Четвертой директивой форматы отчетности приведены в Законе о компаниях, который является основным документом, регулирующим деятельность коммерческих фирм и организаций. Форматы различаются составом статей и способом их группировки. Жесткие ограничения на состав статей не налагаются, предлагаемые директивой структуры используются компаниями в качестве основы.
Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках работ по унификации учета, которые ведет Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC). Логика этого подхода такова: должен существовать унифицированный набор стандартов, приложимых к любой ситуации в любой стране. Поэтому становится бессмысленным разрабатывать национальные стандарты. Что касается внедрения единых стандартов, то в отличие от практики, используемой в ЕС, речь не идет о силовых методах с помощью законодательных органов - следование международным стандартам должно осуществляться в результате добровольного соглашения профессиональных организаций стран.
Дальнейшее развитие идеи определенной унификации бухгалтерских процедур в международном контексте нашли в проекте конвергенции систем и моделей бухгалтерского учета, реализуемом под эгидой Международной федерации бухгалтеров.

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006