ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль
(1772—1837)—французский социалист-утопист, один из предшественников научного социализма. В своих произведениях - «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всеобщего единства» (1822), «Новый промышленный и общественный мир» (1829)—обличал пороки капитализма, присущую ему анархию производства, приводящую к кризисам, всеобщую продажность и корыстолюбие, растущую нищету трудящихся и богатство немногих, враждебность их интересов. Фурье выдвинул планы мирного преобразования «нерационального» буржуазного общества в «строй гармонии», в котором будет обеспечено свободное развитие и полное удовлетворение всех потребностей человека. Главным звеном «гармонического общества» у Фурье выступает фаланга (ассоциация), а его основой является всеобщий труд. Фурье считал, что поскольку каждый член фаланги добровольно избирает вид труда и может в течение рабочего дня менять занятия в промышленности и сельском хозяйстве, труд утратит отталкивающие черты и превратится в первую потребность человека, станет наслаждением. Взамен буржуазной конкуренции утвердится соревнование между людьми в достижении лучших результатов, исчезнут разделение труда, калечащее человека, противоположность умственного и физического труда, города и деревни. Маркс и Энгельс высоко ценили эти гениальные догадки Фурье о будущем обществе. В фаланге, по мнению Фурье, будут достигнуты высокая производительность труда и изобилие материальных благ, распределяемых по труду и таланту. Переход к новому обществу произойдет, по Фурье, в результате пропаганды опыта образцовых фаланг, примеру которых последует все человечество. Организацию подобных фаланг Фурье рассчитывал осуществить с помощью капиталов добродетельных буржуа. Он отрицал значение классовой борьбы и необходимость революционного преобразования капиталистического общества, что отражало неразвитость самого пролетариата. Однако, несмотря на утопизм многих предположений, учение Фурье сыграло положительную роль и послужило одним из источников научного социализма.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль
(7.4. 1772 — 10.10.1837), французский утопия, социалист. Родился в купеч. семье, почти всю жизнь служил в торг. домах. Окончил среднюю школу, затем пополнял знания путём самообразования. На мировоззрении Ф. отразилось его глубокое разочарование в результатах Великой франц. революции.
Свои историч. и социальные взгляды Ф. впервые изложил в статье «Всемирная гармония» («Lharmonie universelle», 1803), анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» («Sur les charlataneries commerciales», 1807) и книге «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» (1808; рус. пер., М., 1938). Подробный план организации общества будущего Ф. разработал в «Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации» («Traité de lassociation domestique-agricole», v. 1—2, P., 1822), переизданном посмертно в 1-м франц. собр. соч., т. 2—5, 1841—43, под заглавием «Теория всемирного единства» («Théorie de lunité universelle») и в книге «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829; рус. пер., М., 1939).
Ф. отвергал социальную философию и экономич. учения эпохи Просвещения, считая, что они противоречат опыту и оправдывают негодный обществ. строй. Вместе с тем Ф. воспринял и развил ряд идей материалистов 18 в.: признание единства мироздания как извечно существующей закономерно движущейся материн во всём многообразии её форм и видов движения; определение история, процесса как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и др. Задачу своей жизни Ф. видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к к.-л. виду коллективного труда. Ф. разработал оригинальную схему истории человечества, согласно к-рой общество последовательно проходит периоды эдемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации. Особое внимание Ф. уделил анализу и критике периода цивилизации; он вскрыл его внутр. противоречия (кризисы от избытка, бедность, порождаемую изобилием, и др.). Ф. отмечал, что произ-во периода цивилизации носит в большинстве случаев раздробленный, мелкий характер, не допускающий никаких технич. новшеств. В то же время и в крупном произ-ве рабочие не заинтересованы в результатах своего труда, который имеет подневольный характер и поэтому недостаточно производителен. Особенно тяжело отражается на развитии производит. сил присущий этому периоду антагонизм между интересами отдельной личности и интересами коллектива, всего общества. Признаки разложения совр. ему цивилизации Ф. усматривает в беспорядке и анархии, к-рые повинны в недостатке продуктов для пропитания всего населения земного шара. Переход от одного социального строя к другому, согласно Ф., совершается прежде всего под влиянием развития произ-ва.
На смену строю цивилизации, по Ф., должен прийти высший обществ. строй — строй гармонии, который не только соответствует предначертаниям бога-природы, но представляется как историч. необходимость.
В системе Ф. сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Ф., необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего обществ. доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12), С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ф., будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаёт, по Ф., крупное коллективизированное и механизированное с. х-во, соединённое с пром. произ-вом. Это соединение произойдёт в первичных ячейках общества — «фалангах», располагающихся в огромных дворцах — «фаланстерах». Такая организация общества приведёт к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества гор. и сел. жизни.
Согласно Ф., естеств. страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творч. труд, полный разнообразия и радостного, соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии — региональные, национальные и международные — преобразуют лик Земли. В новых условиях обществ. жизни будет формироваться и новый человек как целостная всесторонне развитая личность.
В учении Ф. было немало идей и концепций, к-рые позднее получили развитие не только в философии, социологии и экономич. науке, но и в таких спец. отраслях, как социальная психология, психология труда, педагогика. Для учения Ф. характерны элементы материализма и диалектики. Вместе с тем его учению свойственны идеалистич. понимание истории, методологич. непоследовательность, беспочвенные мечтания. Мировоззрение Ф. несёт на себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный «строй гармонии» был далёк от экономич. требований крупного обществ. произ-ва.
По определению К. Маркса и Ф. Энгельса, «Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов» (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) и «... так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 197). Маркс и Энгельс, указывая, что Ф. блестяще разработал ряд проблем будущего общества, вместе с тем критиковали его за отказ от классовой революц. и всякой вообще политич. борьбы, за сохранение в строе ассоциации Осн. элементов капиталистич. обществ. отношений, надежду на содействие лучших представителей господствующих классов делу разумного переустройства общества. Маркс и Энгельс признавали Ф., наряду с К. А. Сен-Симоном и Р. Оуэном, одним из тех мыслителей, к-рые «...гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 499).
Учение Ф. оказало значит. влияние на социальную и филос. мысль ряда стран. В России идеи Ф. уже в 1-й четв. 19 в. стали известны нек-рым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 30—40-х гг. учением Ф. интересовались А. И. Герцен, Н. П. Огарёв. Выдающимися приверженцами Ф. были М. В. Петрашевский и петрашевцы (см. также У топический социализм).
Соч.: Œuvres complètes, v. 1—6, P., 1841—70; Œuvres complètes, v. 1—11, P., 1966—67; в рус. nep.— Избр. соч., т. 1—4, M.— Л., 1951—54.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.