Формы монополий и механизм их функционирования

Найдено 1 определение
Формы монополий и механизм их функционирования

Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: монополии – единственные продавцы товаров, и монопсонии – единственные покупатели товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений: естественные монополии – некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию, на таких монополиях существенно понижаются издержки производства на единицу товара по мере увеличения объема производства, и искусственные монополии – объединения, создаваемые ради получения монополистичес­ких выгод – картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.

Картель – объединение предпринимателей одной отрасли с целью проведения единой политики цен.

Синдикат – объединение предпринимателей одной отрасли с целью проведения единой ценовой и сбытовой политики.

Трест – объединение предпринимателей одной отрасли с целью проведения единой ценовой, сбытовой политики и производственной политики.

Концерн представляет собой такое объединение независимых предприятий, при котором устанавливается в той или иной мере финансовый контроль головной фирмы.

Конгломерат – это многоотраслевое объединение, возникающее в результате интенсивной экспансии головной фирмы в многочисленные, но мало связанные между собой отрасли хозяйственной деятельности.

3. С точки зрения законности различают следующие виды монополистических объединений: легальные монополии – образующиеся на законном основании, защищенные от конкуренции патентной системой, авторскими правами, товарными знаками, и нелегальные монополии – монополии, возникающие вне законной области – наркокартели, занимающиеся незаконной продажей наркотиков и оружием.

4. С точки зрения открытости различают следующие виды монополистических объединений: открытая монополия – фирмы, вышедшие на рынок с новой продукцией, они не обладают никакой степенью защиты от конкуренции, и закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером могут быть патентная защита или институт авторских прав.

Источник: Экономическая теория в вопросах и ответах