ФОМА АКВИНСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225—1274) — итальянский богослов, рассматривал также вопросы торговли, впервые обосновал прибыль как вознаграждение за риск и как вознаграждение труда предпринимателя.

Источник: Словарь эффективной экономики.

Фома Аквинский
Итальянский ученый, внесший основной вклад в экономическую мысль средневековой схоластики. Что касается экономической теории, он принял большую часть теории, развитой Аристотелем (Aristotle), включая и концепцию справедливой цены (just price). Он ввел различие между ценой (price) и ценностью (value), являющееся предметом различных интерпретаций. Идея ценности или справедливой цены означала не более чем нормальную (конкурентную) цену товара, а превышение ее расценивалось как нарушение норм морали. Торговля, согласно Фоме Аквинскому, изначально является злом, которое, однако, оправдывается приносимой обществу пользой. Аналогично богатство, собственность и государственная деятельность оправдываются их общественной пользой. Ростовщичество предосудительно, так как является платой за использование денег, которые не имеют потребительной ценности. Его главный вклад в историю экономической мысли - работа «Сумма теологии» («Sum та theologica»).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

ФОМА АКВИНСКИЙ
(Thomas Aquinas) (1225 или 1226 —7.3.1274), теолог, философ, ср.-век. схоласт. Сын итал. графа. В 1243 или 1244 вступил в орден доминиканцев. Образование завершил в Париже (1245—48) и Кёльне (1248—52) у нем. теолога Альберта Великого. В 1256 стал магистром Парижского ун-та. В 1259—69 Ф. А. преподавал богословие в итал. городах: Ананьи, Орвието, Риме, Витербо. В 1269 вернулся в Парижский ун-т. Последние годы жизни Ф. А. провёл в Италии. Умер в пути на Лионский вселенский собор. В 1323 был канонизирован. В 1879 спец. энцикликой Льва XIII («Aeterni patris») учение Ф. А. признано официальной и «единственно истинной философией католицизма». В трудах Ф. А. выражен осн. принцип схоластики: «Философия — служанка богословия». Ф. А. различал истины разума и истины откровения, расценивая последние как высшие истины, недоступные разуму и постигаемые лишь благодаря вере. В основу своей филос. системы Ф. А. положил христианизированное учение Аристотеля, идеи к-рого использовал для укрепления авторитета католич. богословия и религиозной веры, стремясь философски обосновать существование бога; философия Аристотеля в его интерпретации теряет элементы материализма и диалектики. «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое»,— писал В. II. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 325).
Социальное неравенство Ф. А. объяснял как богоустановленную «иерархию форм в вещах», стремясь увековечить сословия, отделение умств. труда от физического. Считал незыблемой частную собственность. Отмечая новые явления в развитии феодализма (рост ремесла, торговли, кредитных отношений, развитие ср.-век. городов и т. п.), выступил с религиозно-этич. обоснованием проблем обмена товаров, торг. прибыли, процента и др. Исходя из принципа «пользы», разл. оценки товаров участниками обмена, выдвинул учение о «справедливой цене», в к-ром дал субъективистское обоснование процесса обмена. Подчёркивая равенство обмениваемых товаров, греховность получения торг. прибыли, вместе с тем отмечал, что, когда купля продажа совершается с пользой для одного лица и ущербом для другого, «позволительно продавать что-нибудь дороже, чем вещь стоит сама по себе». Утверждал, что «справедливая цена» должна включать расходы продавца и доход, соответствующий занимаемому им месту в сословной иерархии (торг. прибыль). Взимание ссудного процента рассматривал как допущение неравенства в обмене, противоречащее «справедливости». Вместе с тем трактовал процент как плату за риск, или как возмещение убытка, который может быть причинён кредитору.
Учение Ф. А.— томизм — было использовано католицизмом в борьбе с прогрессивными идеями, оказало влияние на развитие бурж. философии и политэкономии. Томизм, приспособленный к совр. уровню идеалистич. философии и новейшим достижениям естествознания (неотомизм), широко используется реакцией в борьбе против материализма.
Соч.: Opera omnia, v. 1—34, Р., 1871—80.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.