ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕОРИИ
концепции бурж. политич. экономич. призванные обосновать необходимость и эффективность воздействия ден. обращения, кредита и гос. финансов на капиталистич. экономику. Среди Ф. р. т. 60—70-х гг. 20 в. наибольшее распространение получили монетаристская и неокейнсианская концепции. Истоки этих теорий восходят к полемике двух школ бурж. политич. экономии в 1-й пол. 19 в.— денежной и банковской. Их предшественницами также были кредитно-ден. теория экономич. кризисов, получившая широкое распространение в сер. 19 в., и гос. теория денег Г. Кнаппа, сложившаяся к нач. 20 в.
Современная школа монетаристов, возглавляемая М. Фридменом, считает, что конъюнктура капиталистич. экономики зависит от количества находящихся в обращении денег. По мнению Фридмена, правильная «денежная политика может помешать самим деньгам стать главным источником экономических потрясений» (Friedman М., The role of monetary policy, см. «American Economic Review», 1968, March, p. 12). Поскольку эта политика определяется Центр. банками, то им, а не гос-ву должна принадлежать функция регулирования экономики. В этом отношении совр. приверженцы количеств, теории денег примыкают к неоклассич. направлению бурж. политич. экономич. выступающему против гос. вмешательства в экономич. жизнь, пытающемуся обосновать эффективность действия рыночного механизма саморегулирования капиталистич. х-ва.
Однако ещё мировой экономич. кризис 1929—33 продемонстрировал неэффективность манипулирования количеством находящихся в обращении денег как средства преодоления неустойчивости экономики, ставшей характерной особенностью капитализма в эпоху его общего кризиса. Кейнсианское направление, занявшее господствующее место в бурж. политич. экономии в 30-х гг. 20 в., дополнило регулирование ден. обращения другими финанс. методами воздействия на экономику, доступными только гос-ву.
Дж. М. Кейнс считал гл. орудием регулирования капиталистич. экономики низкий уровень процентной ставки, а также целый ряд гос. финанс. мероприятий, стимулирующих экономич. рост и повышение занятости. По его мнению, низкая процентная ставка уменьшает «склонность к сбережению» и превращает рантье в пром. капиталиста, уровень предпринимательского дохода к-рого значительно превышает размер процента. Кроме того, дешёвый кредит способствует росту инвестиций и тем самым экономич. росту, повышению занятости и, следовательно, увеличению совокупного спроса. Такую же роль, по мнению Кейнса, призваны сыграть обществ. работы, к-рые уменьшают размеры безработицы и увеличивают спрос на товары производств. и индивидуального потребления. Организацию обществ. работ он возлагал на гос-во, при этом их финансирование должно производиться из гос. бюджета даже в том случае, если оно вызывает превышение гос. расходов над доходами. Кейнс отмечал благотворное воздействие на экономику дефицитного финансирования, порождающего инфляцию, рост цен, падение реальной заработной платы и тем самым стимулирующею рост прибылей, повышение уровня деловой активности.
Теория Кейнса содержит внутр. противоречие: дефицитное финансирование вызывает спрос гос-ва на ссудный капитал (как источник покрытия бюджетного дефицита), что влечёт за собой рост процентной ставки. В этом же направлении действует инфляция, к-рая, кроме того, снижает реальные доходы рабочих, служащих, пенсионеров, мелких рантье, что, как известно, является конечной причиной экономич. кризисов. Этим объясняется, почему последователи Кейнса, совр. неокейнсианцы, перенесли акцент в своей концепции с политики низкого процента на маневрирование гос. налогами. Обществ. работы (стр-во дорог, плотин, гидроэлектростанций, ирригационных сооружений и т. п.) в теоретич. конструкциях неокейнсианцев были заменены закупками товаров и услуг, гл. обр. вооружений, и субсидированием военно-пром. монополий, что, впрочем, соответствовало ортодоксальной кейнсианской теории.
Одним из важных инструментов финанс. регулирования в неокейнсианской теории выступает снижение налогов на прибыли корпораций при внедрении нового оборудования, что должно способствовать обновлению осн. капитала и росту инвестиций. Существ. роль в этой теории отводится системе ускоренной амортизации, означающей искусств, завышение издержек произ-ва, занижение прибылей и тем самым уменьшение налогов. По существу налоговые скидки при установке нового оборудования и система ускоренной амортизации представляют собой скрытые формы гос. субсидий корпорациям.
Взяв на вооружение кейнсианскую теорию дефицитного финансирования, неокейнсианцы вместе с тем несколько модифицировали её. В неокейнсианской трактовке дефицитное финансирование и снижение налогов, включая подоходный налог, вызывающие превышение гос. расходов над доходами в периоды экономич. кризисов, должны сопровождаться превышением доходов над расходами в периоды подъёмов с тем, чтобы избежать инфляции и обеспечить стабильность цен.
Различие между сторонниками монетаристской и неокейнсианской теорий финанс. регулирования экономики заключается в том, что первые ограничиваются только регулированием количества находящихся в обращении денег; отрицая трудовую теорию стоимости, они не в состоянии определить, какое именно количество денег необходимо для обращения. Вторые, не отказываясь от ден. политики (гл. обр. ден. экспансии путём выпуска облигаций гос. займов и т. н. операций на открытом рынке), отдают предпочтение таким финанс. рычагам, как предоставление монополиям льготных гос. кредитов, особенно при экспорте товаров, а главное — фискальной политике, гос. субсидированию монополий в прямой и скрытой форме, а также дефицитному финансированию гос. закупок товаров и услуг, в первую очередь — вооружений. Первые отвергают гос. вмешательство в экономич. жизнь, вторые доказывают его необходимость. Монетаристы считают, что причиной экономич. кризисов является несоответствие количества находящихся в обращении денег потребностям рынка, неокейнсианцы — неправильное распределение нац. дохода на фонды сбережения, потребления и валовых инвестиций. Представители обеих теорий рассматривают свои финанс. рецепты как средство упрочения капиталистич. экономики, предотвращения кризисов. Монетарист Фридмен отмечает, что «главной целью экономической политики является высокий уровень занятости, стабильные цены и быстрый экономический рост» (Friedm a n М., указ, выше соч., р. 1). По мнению неокейнсианца У. Хеллера (США), целью экономич. политики гос-ва является «полная занятость, высокие темпы экономического роста, стабильность цен и равновесие платежного баланса» [Heller W. W., New dimensions of political economy, Camb. (Mass.), 1966, p. 59].
Марксистско-ленинская теория, признавая ден. обращение, кредит, гос. финансы действенными рычагами воздействия на экономику, однако исключает возможность преодоления путём финанс. регулирования осн. противоречий капитализма: между обществ. характером произ-ва и частной формой присвоения, между произ-вом и потреблением, между спросом и предложением. Мировой экономич. кризис 1974—75, кризис валютно-финанс. системы капитализма в 60— 70-х гг., хронич. массовая безработица, инфляция, рост цен, хронич. дефицит платёжного баланса в США, Великобритании, Франции и др. капиталистич. странах вскрывают несостоятельность бурж. теорий финанс. регулирования капиталистич. экономики.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
94.53 кб

Теоретические аспекты финансового регулирования заработной платы

Федосеева Юлия Александровна
В статье рассмотрены подходы современных авторов к содержанию понятия «финансовое регулирование».
Читать PDF
369.29 кб

Проблемы теории и практики финансового регулирования:социальный аспект

Растеряева Татьяна Владимировна
Читать PDF
371.81 кб

Проблемы теории и практики финансового регулирования:социальный аспект

Растеряева Татьяна Владимировна
Читать PDF
201.89 кб

Современные аспекты теории и практики регулирования мирового финансового рынка

Щепочкина Наталья Алексеевна
В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы реформирования системы регулирования мирового финансового рынка.
Читать PDF
109.50 кб

Интеграция систем регулирования российского и мирового финансового рынка: теоретический и практическ

Никонец О. Е.
Работа посвящена проблемам формирования и развития финансового рынка РФ и мирового финансового рынка в условиях конкурентной борьбы и нового инвестиционного климата.
Читать PDF
529.51 кб

Междисциплинарный подход к развитию теории и методологии финансового регулирования воспроизводства к

Глушакова О.В., Михайлов В.В.
В статье обосновывается методологический подход на междисциплинарной основе к исследованию финансового регулирования воспроизводства качества жизни населения в социально-экономических системах, объединяющий в себе экономический, с