Финансовое выравнивание

Найдено 1 определение
Финансовое выравнивание
форма ликвидности (сглаживания) горизонтального финансового дисбаланса (разрыва) в системе федерализма бюджетного как в федеративных, так и в государствах унитарных. Цель Ф.в.-с одной стороны, обеспечение всем гражданам страны примерно равного уровня государственных услуг, недопущение нерациональной межрегиональной миграции населения, а с другой - недопущение существенного завышения уровня налогообложения в относительно более бедных регионах. Ф.в.применяется как в отношениях между федеральным центром и субъектами федерации, так и в отношениях между субъектами федерации и муниципалитетами и местными органами власти. В унитарных государствах также применяются механизмы Ф.в., охватывающие взаимоотношения между центральным производством (бюджетом) и местными властями (местными бюджетами). В РФ формализованный механизм текущего Ф.в. был введен в 1994. Этот же механизм с незначительными изменениями применялся и в 1995. Модель выравнивания строится на использовании формулы выравнивания и закрепляет право на получение трансфертов за счет Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Данный Фонд образуется в рамках бюджета федерального, и его величина составляла в 1995 27% (22% в бюджете 1994) от сумм налога на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступающего в бюджетную систему РФ, за счет его части, зачисляемой в федеральный бюджет. Т.о., абсолютная величина ФФПР в рамках федерального бюджета не утверждается, а изначально является переменной величиной, в бюджете утверждается лишь доля каждого региона в данном Фонде. Финансовая помощь (трансферты) по действующему Положению предоставляется двум категориям регионов. Первая регионы, нуждающиеся в поддержке, чей бюджетный доход на одного человека в предшествующем разработке бюджета году был ниже средне российского показателя. Вторая категория - регионы, особо нуждающиеся в поддержке, бюджетные доходы которых даже при наличии трансфертов по первой позиции (или без нее) недостаточны для финансирования текущих расходов базового года, скорректированных на дополнительные расходы в плановом периоде, предусмотренные законодательством РФ. При этих расчетах из бюджетов субъектов Федерации (территориальные) исключаются доходы и расходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований и бюджета г. Сочи. Пропорции между двумя частями ФФПР (для нуждающихся и особо нуждающихся) определяются на плановом этапе при расчетах совокупной величины плановых сумм поддержки и долей каждого из нуждающихся субъектов Федерации. Используемая формула выравнивания предполагает «подтягивание» текущих доходов территорий до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (рассчитываемый как отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднему по всем регионам). Общая формула трансферта бюджету региона, нуждающемуся в поддержке в 1995, выглядит следующим образом: Три = К • [(СДДБф • 0,95) - ДДБрн] • Нрн, где Три - трансферт бюджету региона, нуждающегося в поддержке; К - повышающий, если он выше единицы (понижающий, если он ниже единицы), коэффициент расходов; ДДБрф - ср. душевой доход по бюджетам всех регионов РФ; ДДБрн - душевой доход по бюджету региона, нуждающегося в поддержке; Нрн - численность населения региона, нуждающегося в поддержке; 0,95 - поправочный коэффициент по доходам в целях стимулирования регионов в изыскании резервов увеличения доходов.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
953.51 кб

Финансовые механизмы межрегионального выравнивания

Марченко Г.В., Мачульская О.В.
Читать PDF
85.93 кб

Финансовое выравнивание как институт бюджетного права ФРГ

Морозова О. С.
This article is devoted to the specifics of financial equalization one of the central institutes of budget law in Germany.
Читать PDF
819.52 кб

Финансовое выравнивание уровня развития отдельных регионов

Назаров B.C.
Читать PDF
20.79 мб

Финансовый федерализм и методы бюджетного выравнивания регионов

Полозков Михаил Геннадьевич
В статье рассматриваются вопросы методологии современного этапа бюджетной реформы в Российской Федерации, теории и мировой практики формирования межбюджетных отношений в федеративных государствах.
Читать PDF
325.71 кб

Дотации местным бюджетам как инструмент финансового выравнивания

Боголиб Т.М.
У статті досліджено дотації місцевим бюджетам як інструмент фінансового вирівнювання, розкрито значення дотацій для забезпечення життєдіяльності територіальних громад, обґрунтовано поняття базова та реверсна дотація.
Читать PDF
411.72 кб

Становление системы вертикального финансового выравнивания в Украине

Козенко А.А., Дроща П.В., Данюк Т.А.
Проанализирована проблематика формирования и развития вертикального финансового выравнивания в контексте процессов, которые начались после приобретения Украиной суверенитета.
Читать PDF
342.64 кб

Основные тенденции развития института финансового выравнивания в ФРГ

Морозова О.С.
В статье анализируются основные характерные особенности финансового выравнивания в ФРГ, а также рассматривается правовая основа и принципы системы финансового выравнивания.
Читать PDF
280.22 кб

Приминение инструментов вертикального финансового выравнивания в Украине

Козенко А.
В статье исследованы инструменты вертикального финансового выравнивания для сбалансирования бюджетной системы Украины. Рассмотрено распределение доходных и расходных полномочий в Украине и выделены проблемы в таком распределении.
Читать PDF
484.32 кб

Проблемы обеспечения финансового выравнивания в федеративном государстве

Гаджикурбанов Д.М.
Проводимые на федеральном уровне преобразования, как политического, так и экономического характера находят свое конкретное воплощение на территориях, где происходит реальное взаимодействие органов власти с гражданами.
Читать PDF
20.53 мб

Финансовое выравнивание и его принципы в бюджетном законодательстве Германии

Морозова Ольга Сергеевна
В статье отмечается, что в системе межбюджетных отношений Германии центральное место занимает финансовое выравнивание, понимаемое как распределение полномочий, доходов и расходов между различными уровнями власти в государстве.
Читать PDF
295.85 кб

Финансовые выравнивания на постсоветском пространстве: гармония или разобщенность?

Криворотько Юрий Васильевич
В статье рассматриваются вопросы теории и практики финансовых выравниваний в странах СНГ. Раскрываются объективные причины возникновения финансового неравенства в постсоветских странах.
Читать PDF
201.44 кб

К вопросу о привлечении финансового капитала для выравнивания уровней развития регионов в России

Желтоносов В.М., Мальсагов А.X.
В настоящее время господствующая политика выравнивания уровней социально-экономического развития регионов не позволяет преодолеть неоднородность по степени развития различных институтов.
Читать PDF
361.85 кб

Особенности использования финансовых инструментов выравнивания уровней экономического развития в МЕР

Бедерак Д. А.
В статье проведен анализ неравномерного социально-экономического развития стран-членов МЕРКОСУР.
Читать PDF
279.77 кб

Новые финансовые инструменты внутрирегионального выравнивания социально-экономического развития муни

Тургель И.Д., Победин А.А.
Статья посвящена анализу применения инструментов сглаживания внутрирегиональной дифференциации, появившихся в ходе последней бюджетной реформы.
Читать PDF
134.36 кб

Российско-германский симпозиум «Межбюджетные отношения и финансовое выравнивание в России и Германии

Килинкарова Елена Васильевна
Статья посвящена обзору российско-германского симпозиума «Межбюджетные отношения и финансовое выравнивание в России и Германии», который прошел 8-9 апреля 2011 г.