Финансовое выравнивание
Финансовое выравнивание
форма ликвидности (сглаживания) горизонтального финансового дисбаланса (разрыва) в системе федерализма бюджетного как в федеративных, так и в государствах унитарных. Цель Ф.в.-с одной стороны, обеспечение всем гражданам страны примерно равного уровня государственных услуг, недопущение нерациональной межрегиональной миграции населения, а с другой - недопущение существенного завышения уровня налогообложения в относительно более бедных регионах. Ф.в.применяется как в отношениях между федеральным центром и субъектами федерации, так и в отношениях между субъектами федерации и муниципалитетами и местными органами власти. В унитарных государствах также применяются механизмы Ф.в., охватывающие взаимоотношения между центральным производством (бюджетом) и местными властями (местными бюджетами). В РФ формализованный механизм текущего Ф.в. был введен в 1994. Этот же механизм с незначительными изменениями применялся и в 1995. Модель выравнивания строится на использовании формулы выравнивания и закрепляет право на получение трансфертов за счет Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Данный Фонд образуется в рамках бюджета федерального, и его величина составляла в 1995 27% (22% в бюджете 1994) от сумм налога на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступающего в бюджетную систему РФ, за счет его части, зачисляемой в федеральный бюджет. Т.о., абсолютная величина ФФПР в рамках федерального бюджета не утверждается, а изначально является переменной величиной, в бюджете утверждается лишь доля каждого региона в данном Фонде. Финансовая помощь (трансферты) по действующему Положению предоставляется двум категориям регионов. Первая регионы, нуждающиеся в поддержке, чей бюджетный доход на одного человека в предшествующем разработке бюджета году был ниже средне российского показателя. Вторая категория - регионы, особо нуждающиеся в поддержке, бюджетные доходы которых даже при наличии трансфертов по первой позиции (или без нее) недостаточны для финансирования текущих расходов базового года, скорректированных на дополнительные расходы в плановом периоде, предусмотренные законодательством РФ. При этих расчетах из бюджетов субъектов Федерации (территориальные) исключаются доходы и расходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований и бюджета г. Сочи. Пропорции между двумя частями ФФПР (для нуждающихся и особо нуждающихся) определяются на плановом этапе при расчетах совокупной величины плановых сумм поддержки и долей каждого из нуждающихся субъектов Федерации. Используемая формула выравнивания предполагает «подтягивание» текущих доходов территорий до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (рассчитываемый как отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднему по всем регионам). Общая формула трансферта бюджету региона, нуждающемуся в поддержке в 1995, выглядит следующим образом: Три = К • [(СДДБф • 0,95) - ДДБрн] • Нрн, где Три - трансферт бюджету региона, нуждающегося в поддержке; К - повышающий, если он выше единицы (понижающий, если он ниже единицы), коэффициент расходов; ДДБрф - ср. душевой доход по бюджетам всех регионов РФ; ДДБрн - душевой доход по бюджету региона, нуждающегося в поддержке; Нрн - численность населения региона, нуждающегося в поддержке; 0,95 - поправочный коэффициент по доходам в целях стимулирования регионов в изыскании резервов увеличения доходов.