Экономическая мысль. В бурж. экономич. науке ФРГ противостоят два осн. направления: неолиберализм и неокейнсианство, к-рые начали формироваться ещё в период фашистского господства в Германии, однако в те годы они не получили достаточного развития. В сложившихся в Зап. Германии после 2-й мировой войны 1939—45 конкретных история, условиях неолиберализм явился наиболее удобным теоретич. обоснованием восстановления и упрочения политич. и экономич. господства герм. монополистич. капитала. Неолиберальное направление занимает видное место в экономич. науке мн. стран Зап. Европы и США, однако ведущая роль в разработке теории неолиберализма принадлежит западногерм. экономистам. Главой западногерм. неолиберального направления является В. Эйкен. Видные представители — Ф. Бём, X. Гросман-Дёрт, Ф. Луц, Ф. Матезиус, Л. Микш, Ф. Майер, Б. Пфистер, А. Рюстов, О. Файт, Т. Шмольдерс. Занимая метафизич. позиции в подходе к проблемам историч. развития общества, представители западногерм. неолиберализма считают идеальным типом экономики т. н. социальное рыночное х-во. Последнее предусматривает незыблемость частной собственности, свободу ценообразования, стабильность ден. обращения, свободную конкуренцию, частную предпринимательскую инициативу и ответственность предпринимателей перед обществом. Защищая свободную конкуренцию, сторонники неолиберализма, однако, отказались от нейтральности гос-ва по отношению к экономич. процессу. Именно из-за пассивности гос-ва, по мнению неолибералов, нарушается конкуренция, монополии злоупотребляют своей огромной экономич. мощью, а отсюда происходят все пороки капитализма. По мнению сторонников неолиберализма, вмешательство в экономику необходимо, но с той оговоркой, что его нужно и можно ограничить определ. рамками. В своей модели экономики неолибералы не допускают «плановых начал». Применяющиеся в др. капиталистич. странах прогнозирование и программирование развития экономики они считают неприемлемыми для ФРГ.
Широкое распространение в послевоен. годы в Зап. Германии практически одной экономич. доктрины неолибералов объясняется рядом объективных экономич. причин (наличие потенциально ёмкого внутр. рынка, необходимых производств. мощностей, многочисл. высококвалифицированной и относительно низкооплачиваемой армии трудящихся), а также социальными, Политич. и идеология, факторами. С развитием гос.-монополистич. капитализма важной чертой бурж. политич. экономии становится её связь с гос. экономич. политикой. Так, теория неолибералов была возведена в ранг офиц. гос. доктрины ФРГ, а практич. мероприятия, разработанные её создателями, были положены в основу экономич. программы ведущих партий западногерм. монополистич. капитала — ХДС/ХСС. Связь этой концепции с экономич. политикой западногерм. гос-ва обеспечивалась тем, что мн. сторонники и создатели этой теории занимали видные гос. посты в пр-ве К. Аденауэра (Л. Эрхард — министр экономики, а впоследствии канцлер ФРГ, А. Мюллер-Армак — статс-секретарь Мин-ва экономики).
Неолиберальная модель социального рыночного х-ва широко использовалась применительно к экономике ФРГ начиная с периода послевоен. восстановления вплоть до циклич. кризиса перепроиз-ва 1966—67, который показал полную несостоятельность теории неолиберализма и проводимой на её основе экономич. политики гос-ва. В 1966—67 произошёл перелом в развитии экономич. теории и в экономич. жизни ФРГ. значит. изменение условий экономич. развития ФРГ, переход от экстенсивного к интенсивному типу расширенного воспроиз-ва, усиление его цикличности, падение темпов экономич. роста обусловили необходимость усиления роли гос-ва в регулировании экономики. На смену господствовавшей (с сер. 50-х гг.) в экономич. теории и практике неолиберальной концепции с её моделью социального рыночного х-ва была выдвинута новая экономич. доктрина правящих кругов ФРГ — неокейнспанская концепция т. н. глобального регулирования, обосновывающая необходимость широкого вмешательства гос-ва в процесс воспроиз-ва не только на микроэкономическом, но и на макроэкономич. уровне.
Особенностью экономич. мысли ФРГ является то, что если неолиберализм можно считать западногерм. феноменом, то неокейнсианство в значит. мере заимствовано из Великобритании и США. Западногерм. неокейнсианцы (Г. Бомбах, X. Гирш, X. Ортлиб, В. Крелле, У. Хофман, К. Вайцзеккер) вместо статичной модели социального рыночного х-ва выдвинули динамичную модель т. н. просвещённого рыночного х-ва. Несмотря на то, что в неокейнсианской модели предусмотрено введение новых (по сравнению с неолиберальной моделью) положений, касающихся политики «экономического роста», «глобального регулирования экономики», основной её принцип (незыблемость частной собственности) остался таким же, как и в модели неолибералов. значит. пересмотру подверглись положения неолибералов, относящиеся к денежно-кредитной политике и роли гос-ва в экономике. Если у сторонников неолиберальной доктрины денежно-кредитная политика сводилась в основном к стабилизации ден. обращения и сбалансированному гос. бюджету, то в неокейнсианской модели «просвещённого рыночного х-ва» на первый план выдвинута политика экономич. роста, для чего используется дефицитное финансирование капитальных вложений.
Неокейнсианская модель экономики носит крайне абстрактный характер, маскируя реальную специфику капиталистич. воспроиз-ва и экономич. циклов. Экономич. рост рассматривается с количеств, стороны, вне всякой связи с существующими производств. отношениями. Такой подход позволяет игнорировать внутренне присущие капитализму противоречия.
Усиление в экономич. науке ФРГ неокейнсианских тенденций означало приспособление экономич. теорий к новой хоз.-политич. ситуации, сложившейся во 2-й пол. 60-х гг., теоретич. обоснование политики монополистич. капитала в изменившихся условиях. Наряду с общетеоретич. работами, посвящёнными доктринам гос. экономич. политики, в западногерм. печати появляется всё больше конкретных, прикладных экономич. исследований, посвящённых разработке мер гос.-монополистич. регулирования и анализу их последствий. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. усиливаются связи науч. исследований с хоз. практикой. Активизировалось сотрудничество учёных с правительств, органами, широко использующими труды н.-и. экономич. ин-тов при выработке экономич. и политич. решений. Всё чаще бурж. экономисты стали привлекаться к работе в гос. аппарате, в спец. комиссии по изучению отд. проблем и выработке рекомендаций, мн. учёные являются членами различных консультативных советов при Мин-ве экономики. Экономич. доктрины оказывают самое непосредств. влияние на партийно-политич. борьбу в стране. Отчётливо проявляется связь бурж. политэкономии с экономич. программами бурж. и социал-демократия, партий. Если, как указывалось выше, две крупнейшие бурж. партии — ХДС/ХСС официально выступают с экономич. платформой, покоящейся на неолиберализме, то СДПГ отдаёт предпочтение неокейнсианству.
С приходом к власти в кон. 1966 «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ) неокейнсианская доктрина начала использоваться в качестве теоретич. обоснования новой экономич. политики ФРГ значит. роль при этом сыграли социал-демократы и прежде всего быв. министр экономики К. Шиллер. С уходом ХДС/ХСС в оппозицию и с образованием в 1969 пр-ва «малой коалиции» (СДПГ — СвДП) влияние неокейнсианства в экономич. науке и хоз. практике усилилось. Господствующее ныне в ФРГ неокейнсианское направление в политич. экономии и совр. экономич. политика ФРГ выступают единым фронтом за усиление процесса монополизации в экономике. Вместе с тем они не раскрывают ни истинных причин, ни сущности процесса монополизации, ни его социальный характер. Но и неокейнсианская модель экономики не смогла предотвратить частичный экономич. кризис 1971—72 и кризис перепроиз-ва 1974—75 и показала свою неспособность избавить капиталистич. экономику ФРГ от присущих ей противоречий.
Главные центры экономич. мысли: Мюнхенский ин-т экономич. исследований (ИФО-институт), Рейнско-Вестфальский ин-т экономич. исследований в Эссене, Ин-т мировой экономики при Кильеком ун-те, Ин-т обществ. и экономич. наук в Бонне, Гамбургский ин-т экономич. исследовании, Бременский ин-т экономич. исследований, Ин-т прикладных экономич. исследований в Тюбингене, Н.-и. ин-т профсоюзов в Дюссельдорфе.
Большую роль в распространении марксистско-ленинской экономии,, теории играет Ин-т марксистских исследований во Франкфурте-на-Майне. Важнейшие экономич. периодич. издания: «Marxistische Blätter» (с 1963), «WSI-Mitteilungen» (с 1948),«Wirtschaftswoche» (с 1946), «Wirtschaft und Statistik» (с 1949), «Statistisches Jahrbuch» (c 1929/30), «Wirtschaftsdienst» (c 1916), «ORDO» (c 1948), «IFO Studien» (c 1955), «Capital» (c 1961), «Monatsberichte der Deutschen Bundesbank» (c 1948), «Handelsblatt» (c 1946).
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.