ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА
Источник: Экономикс. Экспресс-курс.
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Большой финансовый словарь
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Федеральная резервная система - центральный банк США, основанный в 1913 г. и управляемый Советом управляющих Федеральной резервной системы. ФРС включает в себя 12 Федеральных резервных банков. ФРС уполномочена регулировать денежно-кредитную политику США, а также контролировать деятельность банков-членов ФРС, банковских холдингов, международные операции банков США и деятельность иностранных банков в США.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
Источник: Инвестиции. Терминологический словарь.
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Федеральная резервная система (ФРС) – организация, выполняющая функции Центрального банка США.
Свою историю ФРС ведет с 1913 года, когда был принят закон «О федеральном резерве». Предшественниками ФРС были последовательно несколько частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.
На сегодняшний день ФРС берет на себя следующие функции:
выполнение задач Центрального банка страны; соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков; надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;проведение эмиссии денег – долларов США;регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;укрепление роли США в мировой экономике.
На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации – участники системы.
Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции. Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.
Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.
Одна из самых важных функций ФРС – денежная эмиссия. На практике она производится следующим образом. Выпущенные деньги идут в основном на покупку долговых операций правительства США – казначейских обязательств. Лишь потом банкноты поступают в обращение.
Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.
Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru
Первые попытки создания центрального банка в США были сделаны в 1791 и 1816, когда появились Первый и Второй банки США.
Первый банк (1791–1811) был частной корпорацией с первоначальным капиталом в 10 млн долл., из которых 20 % было предоставлено федеральным правительством. В момент основания он был крупнейшей частной корпорацией США. Главная контора банка находилась в Филадельфии, и еще 8 филиалов располагались в главных городах страны. Он выполнял функцию депозитного учреждения для федерального правительства, но также осуществлял и частные банковские услуги. Банк был настолько крупным, что его кредитные операции оказывали очень сильное влияние на резервы и, следовательно, на возможности денежной экспансии со стороны банков штатов. В 1811 банк не получил повторной лицензии, так как возросшее число банков штатов не устраивала его консервативная политика.
В течение 5 лет ни одна организация не выполняла функций центрального банка, в результате чего в стране царил финансовый хаос, порожденный спекулятивной банковской деятельностью.
Второй банк (1816–36) США с начальным капиталом в 35 млн долл. выполнял в основном те же функции, что и Первый банк, однако ему пришлось испытать серьезные политические трудности, возникшие в результате разногласий между президентом банка Николасом Биддлоном и президентом США Эндрю Джексоном. В результате в 1836 банк перестал существовать.
В течение длительного времени делались попытки упорядочить банковскую систему. Однако лишь с принятием в 1914 Закона о Федеральной резервной системе страна приобрела настоящий центральный банк. Основными задачами ФРС стали: выполнение роли кредитора в последней инстанции, т. е. предоставление займов банкам, находящимся на грани краха; помощь в стабилизации финансовых рынков; услуги банковской сферы, включая создание общенациональной сети клиринга и инкассации чеков. Закон предусматривал создание федеральных резервных банков, каждый из которых обслуживал свой регион или округ.
После кризиса 1930-х гг., поразившего ФРС, она подверглась реформированию, результаты которого сохраняют свое значение и сегодня. В настоящее время ФРС отвечает за эмиссию денег, хранит резервы банков – членов ФРС, действует в качестве кредитора последней инстанции и обеспечивает ликвидность путем учета векселей, управляет объемом банковских депозитов, уровнем и структурой процентных ставок. Система участвует в операциях на открытом рынке, несет ответственность за контроль и регулирование денежного обращения и денежно-кредитную политику, за политику в области валютных курсов и международных финансовых отношений.
ФРС подотчетна только Конгрессу США. Организационно структура ФРС включает: рабочие органы трех уровней – Совет управляющих ФРС, 12 федеральных резервных банков, банки – члены ФРС; два комитета – Федеральный Комитет открытого рынка и Федеральный консультативный совет.
По структуре ФРС представляет собой сложный организм. Решаюшую роль в нем выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне); федеральные резервные банки; банки - члены ФРС. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками - членами ФРС являются около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 12 тыс.). В настоящее время наблюдается тенденция к большей централизации ФРС.
Банки - члены ФРС- наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70% всех депозитов кредитной системы США. Они являются акционерами федеральных резервных банков и получают на свой акционерный пай 6% - ный дивиденд. Помимо этого банки - члены ФРС становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами, в том числе и в получении необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг. Причем если возможность получения ссуды в коммерческом банке ограничена ресурсами этого банка, то при обращении банка - члена ФРС в федеральный резервный банк такого ограничения фактически нет, поскольку этот банк может в активных операциях рассчитывать на ресурсы всей ФРС. Банки же, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков - членов ФРС.
Для выполнения своей главной задачи - способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объектом непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС служат банковские резервы. Федеральные резервные банки выступают держателями депозитов банков - членов ФРС. Эти депозиты - основная часть всех определенных законом резервов банков - членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно - кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы; проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции.
ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. Этот комитет был учрежден в 1936 г. при Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной оперативный орган ФРС. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам - членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 млрд долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой - либо приказ или сместить ее управляющих.
По закону каждый банк - член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов (часть - в виде наличных денег, а часть - в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа). Банки - не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во - первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством; во - вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т. д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Последнее свидетельствует о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.
Источник: Экономический словарь