ФАЙОЛЬ Анри
1841-1925) - видный представитель французской управленческой мысли, крупный хозяйственный руководитель, создатель собственной концепции управления. Эта концепция сосредотачивает внимание (в отличие от тейлоровской) на социальных отношениях между людьми, возникающих в производственных процессах. Главная работа - "Общее и промышленное управление" (1916) [19].
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
Файоль (Fayol) Анри (1861-1925)
французский горный инженер, 30 лет состоял генеральным директором крупнейшей горнодобывающей и металлургической компании. Файоль обобщил свой опыт управления предприятиями в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Управление, по Файолю, означает: 1) Предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий 2) Организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный 3) Распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия 4) Согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия 5) Контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям. Данные положения, наряду с другими, относятся к любому предприятию. Эта классификация до сих пор лежит в основе науки управления.
Источник: Бизнес-словарь
ФАЙОЛЬ АНРИ
(Fayol Henry) (1841-1925) фр. экономист, представитель направления научного менеджмента, предприниматель, организатор. Развил и углубил ряд важных концепций научного управления. Важнейшие идеи Ф. изложены в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Ф. заложил основы методологии современного менеджмента и управления персоналом. Разработал основы функционального управления. Разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на шесть основных групп. Адм. деятельность управленческого аппарата (планирование, организация, руководство, координация), коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен), технико-производственная деятельность (производство, отделка, опробование, контроль), финансовая деятельность (осуществление финансового контроля), деятельность по охране труда и технике безопасности, деятельность по учету положения дел на производстве. Разработал процессную концепцию управления, выделив 6 управленческих функций (предсказание, планирование, организация, распределение, координация, контроль). Выдвинул и обосновал положение об оптимальном соотношении организаторских, технических и соц. способностей и знаний у лиц, работающих на крупных предприятиях. Обосновал необходимость выделения менеджмента в особый вид деятельности. Сформировал 15 основных принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, иерархия, порядок, справедливость, стабильный состав персонала, инициатива, корпоративный дух. Первым поставил проблему организованного обучения менеджмента. Идеи Ф. о построении совершенной способной к саморазвитию соц. организации перекликаются с современными идеями в менеджменте.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Файоль Анри
1841–1925) – французский горный инженер, крупный руководитель и исследователь управления организацией, основатель школы классического (административного) управления. В отличие от Ф. У. Тейлора А. Файоль, которого некоторые исследователи называют отцом менеджмента, имел значительный опыт руководителя. Он более десяти лет возглавлял большую французскую компанию по добыче угля. Приняв руководство ею на грани банкротства, он вывел ее в ряды лучших процветающих компаний Франции. Поэтому вполне естественно, что его разработки были посвящены управляющей системе организации, выразившейся в знаменитых четырнадцати принципах управления А. Файоля: 1. Разделение труда – специализация как естественный порядок вещей. Результат – более производительная и качественная работа. 2. Полномочия и ответственность – единство командования и ответственности. 3. Дисциплина – послушание и уважение к достигнутому соглашению между фирмой и работником. Справедливое применение санкций. 4. Единоначалие – принцип подчинении только одному непосредственному начальнику. 5. Единство направления – каждая структурная единица действует в рамках одной общей цели, имеет единый план и одного руководителя. 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала – справедливая зарплата за свою работу. 8. Централизация – объективное явление для управления. Для конкретных условий степень централизации (децентрализации) должна определяться показателями лучших результатов. 9. Скалярная цепь – иерархическая структура соподчиненности, в целом должна соблюдаться, если не наносит ущерба интересам бизнеса. 10.Порядок – место для всего и все на своем месте. 11.Справедливость – сочетание доброты и правосудия. 12.Стабильность рабочего места для персонала – стабильность персонала (по А. Файолю посредственный руководитель, преданный фирме, предпочтительнее талантливого, не держащегося за свое рабочее место). 13.Инициатива. 14.Корпоративный дух – сила гармонии персонала. Таким образом, с разработками Тейлора (конечный объект управления) и Файоля (управляющая система) управление организацией получило замкнутую единую систему.
Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник
Файоль Анри
1841-1925) — французский исследователь и основатель так называемой классической административной школы управления, известный специалист в области менеджмента. По окончании лицея и горной школы Ф. поступил на службу в крупную горную и металлургическую компанию «Комментри-Фуршамболь-Деказвиль» («Комамболь») и проработал там с 1860 по 1918 г. Вначале Ф. интересовался исключительно проблемами геологии и горного дела, однако назначение его в 1872 г. главным управляющим группы рудников способствовало обращению к проблемам экономики и управления. В 1888 г. Ф. принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и за тридцать лет сделал ее одним из самых процветающих предприятий Франции. Выйдя в 1918 г. в отставку, Ф. возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся с егосогласия с французской организацией последователей Тейлора). Он доказывал, что открытые им принципы управления применимы не только в экономике, но и в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте, т.е. носят универсальный характер. Ф. считается самым выдающимся европейцем первой половины XX в., внесшим своей книгой «Общее и промышленное управление» (1916) неоценимый вклад в теорию научного менеджмента. Все операции, какие только встречаются в организациях, Ф. разбивал на шесть групп: технические (производство, выделка и обработка); коммерческие (покупка, продажам обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества и лиц), учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.) и административные. Каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным — эти шесть групп операций, отмечает Ф., встречаются в нем всегда. Все они находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.
Из всех операций Файоль выделяет административные. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль Файоль разработал «административную теорию», основу которой образуют 14 правил, применимых, по его мнению, ко всем без исключения сферам административной деятельности: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива и корпоративный дух. Эти правила Файоль называет также принципами менеджмента, которыми предлагает руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении менеджером своих функций. Среди всех средств воздействия на подчиненных для укрепления дисциплины одним из самых могучих Файоль считает личный пример менеджера. Если менеджер подает пример аккуратности, отмечал Файоль никто не смеет являться с опозданием. Если менеджер деятелен, мужественен, предан, ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удается заставить сотрудников полюбить работу. Но и плохой пример также заразителен и, исходя от верхов, приносит иногда самые губительные последствия. Среди качеств, необходимых менеджеру, неизменно подчеркивал Ф., компетентность, знания. Однако даже самый образованный менеджер не может быть полностью компетентным во всех тех разнообразных вопросах, какие возникают в связи с управлением крупным предприятием. Идеальным главой был бы тот, кто, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, обладал бы еще физической и умственной силой и трудоспособностью, достаточными для выполнения любых заданий по управлению предприятием. Ф. подчеркивал, что уровень знаний растет вместе с продвижением по служебной лестнице. В отличие от технократов Файоль не преувеличивал роль технических знаний. Мы, подчеркивал Файоль, уверенно можем сказать, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятий. В то время как в промышленных школах максимум усилий направляется на распространение и совершенствование технических знаний, в них не делается ничего, или почти ничего, для подготовки будущих менеджеров к их работе, связанной с выполнением коммерческих, финансовых, административных и иных функций. Управление даже не фигурирует в программах преподавания высших инженерных школ. Если главной «установкой» рабочего, подчеркивал Файоль, является техническая «установка», то главная «установка» менеджера — «установка»административная. «По мере того как мы поднимаемся по иерархической лестнице, — пишет Файоль, — относительная важность административной «установки» возрастает, в то время как относительная важность технической «установки» убывает».
Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий