Европейское экономическое пространство
Европейское экономическое пространство
зона свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, включающая страны ЕС и ЕАСТ (функционирует с 1994 г.).
Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.
Европейское экономическое пространство
(European Economic Area, ЕЕА) – было образовано в 1994 г. между семью (на тот момент) странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и 12 (на тот момент) странами – членами Европейского союза. Основной целью было создание общего рынка стран ЕАСТ и ЕС, без участия стран ЕАСТ в других программах Евросоюза. В настоящее время в ЕЭП участвуют три из четырех оставшихся в ЕАСТ стран – Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. В 2005 г. на референдуме граждане Швейцарской Конфедерации проголосовали за вступление страны в Шенгенское соглашение и выход из ЕЭП. До 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция также были участниками соглашения о ЕЭП, но после их вступления в ЕС необходимость в участии в ЕЭП отпала. Основными положениями ЕЭП являются четыре «свободы» – свобода перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Страны ЕАСТ вынуждены были адаптировать свое торговое и таможенное законодательство к нормам и правилам ЕС и применяющимся Евросоюзом в отношении третьих стран. Основные институты ЕЭП: Совет, Совместный комитет, Совместный парламентский комитет, Совместный консультативный комитет, Контролирующий орган ЕАСТ, Суд ЕАСТ.
Совет ЕЭП проводит оценку функционирования Соглашения. Он принимает политические решения по изменению Соглашения. Договаривающиеся стороны, в том числе ЕС и государства – члены ЕС, могут после обсуждения в Совместном комитете ЕЭП или напрямую в исключительно срочных случаях поднять в Совете ЕЭП любой вопрос. Совет ЕЭП состоит из членов Совета ЕС и Европейской комиссии, а также включает по одному представителю от правительства каждого государства ЕАСТ. Место Президента Совета ЕЭП передается поочередно, на период шесть месяцев, членам Совета Европейских сообществ и членам Совета правительств государств – членов ЕАСТ. Совместный комитет ЕЭП обеспечивает работу ЕЭП. Он осуществляет обмен информацией и принимает решения, в случаях, предусмотренных Соглашением об учреждении ЕЭП. Совместный парламентский комитет ЕЭП формируется на паритетной основе из представителей Европейского парламента и парламентов государств ЕАСТ. Этот орган заслушивает отчеты и доклады Совместного комитета ЕЭП и обсуждает актуальные вопросы функционирования ЕЭП. Хотя страны ЕАСТ не являются членами ЕС и, следовательно, не несут перед ним прямых финансовых обязательств, некоторые из них, в особенности Норвегия, направляют значительные суммы на ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии между старыми членами ЕС и недавно принятыми странами Центральной и Восточной Европы. Так, за пять лет (с 2004 по 2009 г.) Норвегия выделила на эти цели более 1,167 млрд евро. При этом сами страны ЕЭП никакой финансовой помощи из Брюсселя не получают.
Совет ЕЭП проводит оценку функционирования Соглашения. Он принимает политические решения по изменению Соглашения. Договаривающиеся стороны, в том числе ЕС и государства – члены ЕС, могут после обсуждения в Совместном комитете ЕЭП или напрямую в исключительно срочных случаях поднять в Совете ЕЭП любой вопрос. Совет ЕЭП состоит из членов Совета ЕС и Европейской комиссии, а также включает по одному представителю от правительства каждого государства ЕАСТ. Место Президента Совета ЕЭП передается поочередно, на период шесть месяцев, членам Совета Европейских сообществ и членам Совета правительств государств – членов ЕАСТ. Совместный комитет ЕЭП обеспечивает работу ЕЭП. Он осуществляет обмен информацией и принимает решения, в случаях, предусмотренных Соглашением об учреждении ЕЭП. Совместный парламентский комитет ЕЭП формируется на паритетной основе из представителей Европейского парламента и парламентов государств ЕАСТ. Этот орган заслушивает отчеты и доклады Совместного комитета ЕЭП и обсуждает актуальные вопросы функционирования ЕЭП. Хотя страны ЕАСТ не являются членами ЕС и, следовательно, не несут перед ним прямых финансовых обязательств, некоторые из них, в особенности Норвегия, направляют значительные суммы на ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии между старыми членами ЕС и недавно принятыми странами Центральной и Восточной Европы. Так, за пять лет (с 2004 по 2009 г.) Норвегия выделила на эти цели более 1,167 млрд евро. При этом сами страны ЕЭП никакой финансовой помощи из Брюсселя не получают.
Источник: Что есть что в мировой экономике?