Европейский Союз
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Экономический глоссарий всемирного банка (www.worldbank.org)
Европейский Союз - экономическая ассоциация 25-ти стран Европы. В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Экономический словарь.
Экономическая ассоциация стран Европы, основанная по Римскому Договору от 1957 г. как общий рынок для шести государств. До 1993 г. был известен как Европейское Сообщество. Включает в себя 15 европейских стран. Основная цель ЕС - единый рынок товаров и услуг без каких-либо экономических барьеров и общая валюта с единым руководящим денежно-кредитным учреждением. Как Европейское Сообщество ЕС существовал до 1 января 1994 г.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
англ.European union союз
европейских государств, в пределах которого сняты таможенные, налоговые и другие барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. В конце 90-х годов начался заключительный этап формирования единого экономического пространства, сопровождаемый вводом в обращение единой валюты - евро. Руководящим органом ЕС является Совет Министров, который обладает правом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС. Членами Совета являются министры иностранных дел всех стран-участниц. Решения принимаются, как правило, квалифицированным большинством, но в исключительных случаях требуется единогласие. Страны имеют в Совете от 10 до 2 голосов. Действует Европейский парламент (Европарламент), избираемый путем всеобщих и прямых выборов. Европарламент является консультационным и рекомендательным органом ЕС.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Экономический словарь
Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны‑члены, так и другие европейские государства.
Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.
Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой семерке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определенных областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами‑членами.
Институты ЕС включают в себя Европейский совет, Европейскую комиссию (правительство), Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно упоминается как Совет министров), Суд Европейского союза, Европейскую счетную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.
Управлением политическими и экономическими процессами внутри ЕС занимаются Европейский парламент из 518 парламентариев, избираемый сроком на 5 лет, Совет министров ЕС, Совет Европы, Комиссия ЕС (надгосударственный орган, состоящий из 17 членов, задачей которого является подготовка решений для заседаний Совета Европы), суд ЕС и Комитет по экономическим и социальным вопросам, представляющий основные социальные группы - работодателей, наемных работников, потребителей, производителей сельскохозяйственной продукции и пр. - и являющийся совещательным органом по вопросам аграрной, социальной, транспортной и другой политике внутри ЕС. На базе ЕС действуют и другие комитеты, например Всеобщий комитет сельскохозяйственного сотрудничества, Федерация союзов фермеров, Комитет постоянных представителей и пр.
Источник: Таможенное дело. Толковый словарь
Вторая важнейшая причина создания ЕС – необходимость для политических элит Западной Европы извлечь, наконец, уроки из двух мировых войн. Руководители европейских стран, вставших в 1950-е годы у истоков нынешнего ЕС, решили создать такую экономическую, политическую и гуманитарную взаимозависимость, которая в принципе исключала бы для каждой из них даже гипотетическую возможность развязывать войны друг с другом в расчете на победный исход.
Кроме того, вплоть до начала 1990-х годов западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем – «реального социализма» (его экономической базой было плановое хозяйство) во главе с СССР и регулируемым рынком и государством, социально ориентированным капитализмом в Западной Европе. СССР еще в 1949 г. приступил к созданию «социалистического» интеграционного блока в Европе в лице Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Государства Западной Европы стремились найти этому адекватный ответ путем создания своего интеграционного объединения.
У истоков ЕС стояло образованное в 1952 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) – отраслевая интеграционная группировка с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. В 1973 г. к блоку присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Швеция и Финляндия, в 2004 г. – Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (греч.), в 2007 г. – Болгария и Румыния.
В ходе своей эволюции ЕС прошел ряд этапов. В 1958–1968 гг. («переходный период») были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.
В целом к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополняемый элементами межгосударственного согласования («гармонизации») экономической и валютной, а также – в значительно меньшей степени – внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок – ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом. Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни. Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем странам – членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное, стихийное начало, вызвав известную неустойчивость развития экономик стран ЕС. Оно повлекло за собой ослабление национально-государственных систем регулирования экономики без создания компенсирующих это межгосударственных и наднациональных механизмов регулирования.
Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. – «план Вернера» (по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), который, однако, потерпел провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития («экономическая дивергенция») в ходе циклических и структурных кризисов 1970 – начала 1980-х годов.
С середины 70-х до середины 80-х годов XX в. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны – члены ЕС окончательно передали свои компетенции в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Это дало ЕС как наднациональной организации в сфере торговли (таможенному союзу) бесспорное объективное основание для того, чтобы выступать в ВТО как самостоятельная единица, что и было реализовано на практике. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система, базирующаяся на единой расчетной единице – экю, формируемой на основе «корзины» валют участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран ЕС при их обмене друг в друга и в доллар от курса их центральных банков, т. е. своего рода валютный коридор в ± 2,25 %, названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу же Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6 %).
С середины 1980-х годов в ЕС стали наблюдаться резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил. Подоб ный сдвиг объясняется многими обстоятельствами, среди которых выде лим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и «новых индустриальных стран», осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа НТР. Во-вторых, коренным изменением позиции франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько бы стро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская инте грация. До начала 1980-х годов позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной, что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 1980-х годов правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и что Франция может сохранить свой высокий статус великой державы только как одна из ведущих стран ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера.
Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного («внутреннего») рынка, далеко идущее объединение научно-технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, инфор матике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную «гармонизацию» экономической и валютной политики стран – членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС. Положения Единого европейского акта были в основном выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока с 1993 г. в Европейский союз. «Внутренний» рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока не сложился единый рынок в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (например, что особенно важ но, транспортных). Нет до сих пор единого, конкурентного рынка государ ственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий (по крайней мере, правовых препон) на пути свободной миграции капиталов и рабочей силы (по трудовой миграции таковые пока не устранены между странами ЕС-15, ставшими членами ЕС в 1958–1995 гг., и «новоевропейцами», присоединившимися к ЕС в 2004 и 2007 гг.).
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств – членов ЕС в декабре 1991 г. и введенный в действие в 1993 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.). Он включает три принципиально новых качественных момента: введение с 1993 г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС; формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней и оборонной политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), гармонизацию юридических систем, повышение роли парламента ЕС; формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта – евро.
Переход к евро осуществлен поэтапно, начиная с 1 января 1999 г. Первоначально она функционировала параллельно с национальными валютами, причем только как расчетная единица. Полноценной валютой, циркулирующей не только в виде денег на счетах, но и в форме банкнот и монет, она стала в феврале 2002 г. Кредитно-денежную и валютную политику в еврозоне осуществляет Европейский центральный банк, которому национальные центральные банки передали свои компетенции в этой области, а сами сосредоточились в первую очередь на регулировании деятельности коммерческих банков в своих странах. До сих пор (конец 2009 г.) в еврозону вошли 16 стран ЕС: 12 из числа ЕС-15 (кроме Великобритании, Дании и Швеции), а также Словения, Мальта, Кипр и Словакия.
В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой «коммунитарных» органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:
1. Совет Европейского союза (СЕС) проводит не реже двух раз в годы саммиты на высшем уровне, на которых принимаются стратегические решения по развитию Союза, обладает важнейшими нормотворческими функциями. Также регулярно собирается на уровне министров (иностранных дел, экономики, финансов и др.).
2. Комиссия ЕС (КЕС) – исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время издает директивы и регламенты, т. е. обладает и нормотворческими полномочиями. КЕС состоит из 27 комиссаров (по одному от каждой страны), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т. д.). Резиденция КЕС находится в Брюсселе, ее штат насчитывает примерно 15 тыс. сотрудников. Среди органов ЕС КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в ее аппарате разрабатываются предложения и проекты дальнейшего развития Союза.
3. Европейский парламент с резиденцией в Страсбурге избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан всех стран-членов. Представительство каждой из них зависит от численности их населения. Маастрихтским договором полномочия и функции Европейского парламента были значительно расширены и усилены. К ним относятся: принятие бюджета ЕС; контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции; право совместно с СЕС принимать решения по вопросам «коммунитарного» законодательства.
4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства ЕС).
5. ФЕОГА(см. выше).
6. Европейский фонд регионального развития, оказывающий финансовое и иное содействие структурной перестройке и повышению уровня развития регионов стран ЕС, у которых валовой региональный продукт ниже 75 % среднего для союза уровня.
7. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке и повышению квалификации). На три фонда приходится около 90 % расходов из бюджета ЕС.
8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия государств – членов ЕС в его акционерном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран ЕС.
Таким образом, ЕС сегодня воплощает в себе высшую форму интеграции – экономический, валютный и политический союз (см. Международная экономическая интеграция (регионализация)), строительство которого, правда, пока не завершено. Формирование и функционирование ЕС во многом способствовало экономическому, научно-техническому прогрессу государств-членов, укреплению их позиций в мире.
Однако в первом десятилетии XXI в. ЕС переживал глубокий адаптационный структурный кризис, начало которого связывается с отрицательным исходом референдумов по проекту Конституции ЕС во Франции и Нидерландах (май-июнь 2005 г.). Внешне кризис выражается в многочисленных сбоях в принятии и реализации важнейших «коммунитарных» решений органами ЕС, особенно Советом ЕС на высшем уровне. Данный кризис обусловлен совпадением во времени периода невысоких темпов экономического роста (они с начала 1990-х годов заметно уступают среднемировым и намеченным в Лиссабонской стратегии (принята в 2000 г.) среднегодовым темпам прироста «коммунитарного» ВВП ЕС-15 на 3 %), неудачно проведенного расширения с ЕС-15 до ЕС-27 и начала объективно назревшего глубокого реформирования сложившегося механизма функционирования ЕС, с одной стороны, и с переходом к очередному (пятому) этапу расширения этого объединения в 2004 и 2007 гг. – с другой. Этот этап был осуществлен правящими кругами стран ЕС и верхушкой «коммунитарной» бюрократии, руководствовавшимися в первую очередь политическими мотивами, без достаточного учета как глубины экономических противоречий и проблем внутри ЕС-15, так и осложнений, возникших в связи вступлением в него значительно менее развитых стран-членов. Некоторые признаки перехода к преодолению указанного кризиса наметились после вступления в силу с 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора, пришедшего на смену Конституции ЕС.
Источник: Что есть что в мировой экономике?